Аналитики расходятся во мнениях: одни говорят, что преимуществ перед другими смартфонами у "Яндекса" нет. Они отмечают, что это "мертвый", непродаваемый продукт, имеющий серьезные проблемы с безопасностью. По оценкам других экспертов, "Яндекс" может занять 2,5% рынка и продать 710 тыс. смартфонов за счет "инноваторов", которые не могут удержаться от приобретения новинок.
На презентации смартфона руководитель проекта Федор Ежов объяснил, что "Алиса" живет в устройстве, а не в приложении и ее можно позвать откуда угодно, даже если телефон просто лежит рядом. В этом ей помогают технологии и сервисы "Яндекса". Федор Ежов отметил, что дизайн разрабатывала команда "Яндекса", а сам смартфон создавался совместно с тайваньским партнером много лет. "Наш телефон - это возможность показать всем производителям в России, как "Яндекс" может делать продукт. В первую очередь это демонстрация наших возможностей, о планах продаж мы не говорим", - рассказал Федор Ежов.
Он также сказал, что "Яндекс" не говорит об объемах поставок аппаратов, доле рынка, инвестициях в проект, а также о любых вопросах, касающихся будущего смартфона. На вопрос журналистов о конкуренции он сказал, что ее определят люди, которые будут покупать телефон, потому что у них есть сервисы, которых нет ни у кого больше. Говоря о целевой аудитории гаджета, Федор Ежов отметил, что телефон сделан для всех, кто пользуется или планирует пользоваться сервисами "Яндекса".
"Телефон позволяет по-новому взаимодействовать с привычными приложениями "Яндекса". Теперь они представлены в виде экосистемы, в центре которой находится Алиса. Чтобы решить ту или иную задачу, необязательно запускать приложение - можно обратиться к голосовому помощнику", - объясняет Федор Ежов.
"Алиса предугадывает, какая информация может понадобиться человеку в определенное время и в определенном месте, и показывает карточки-подсказки. Так, утром она сообщит пользователю о пробках на обычном маршруте. В пути предложит послушать составленную под его вкус подборку треков. Вечером расскажет о погоде на завтра", - сообщает пресс-служба "Яндекса".
В ходе презентации Федер Ежов также рассказал о функции определителя номера. "Телефон подключен к базе "Яндекс.Справочника", где собраны контакты миллионов организаций. Пользователь будет знать, откуда ему звонят, даже если номер не записан в адресной книге. И наоборот, если надо куда-то позвонить, телефон подскажет контакт - достаточно ввести название организации в поиск по книге. Также есть функция оплаты с телефона с помощью "Яндекс.Денег", - добавил он.
"Сейчас телефон работает на Android 8.1. Он оснащен восьмиядерным процессором Snapdragon 630 и ярким экраном с диагональю 5,65 дюйма и разрешением 2160x1080 точек. Сканер отпечатка позволяет разблокировать телефон одним прикосновением, а технология NFC - использовать аппарат для бесконтактной оплаты покупок. Аудиочип Qualcomm Aqstic обеспечивает качественный звук в играх, видео и при прослушивании музыки", - сообщает пресс-служба "Яндекса".
Федор Ежов пообещал, что "Яндекс" будет добавлять в телефон новые функции, а распознавать голос хозяина "Алиса" научится в следующей версии смартфона.
Федор Ежов сказал, что аппарат будет стоить 17 990 руб. Продажи стартуют 6 декабря: в этот день устройство можно будет приобрести в магазине и музее "Яндекса" в Москве. С 7 декабря смартфон можно будет купить на маркетплейсе "Беру" с доставкой по России, в салонах "Билайна" и магазинах "М.Видео" и "Эльдорадо".
Представитель пресс-службы ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") сказал, что в розничной сети "Билайна" будет достаточно смартфонов от "Яндекса", чтобы обеспечить спрос на новинку. "Информацию об объеме партии мы не разглашаем", - прокомментировал представитель пресс-службы "Билайна".
Представитель группы "М.Видео-Эльдорадо" Валерия Андреева рассказала, что "Яндекс.Телефон" с 7 декабря будет доступен в 350 магазинах "М.Видео" и "Эльдорадо" более чем в 100 городах по всей России и онлайн на сайте ретейлера.
"Мы рассчитываем, что будет достаточное количество устройств, чтобы обеспечить спрос на новинку. Объемы поставок не раскрываем. Сегмент 10-20 тыс. руб., в который попадает новинка, самый популярный, 50% продаваемых в России смартфонов попадают в эту категорию, и она демонстрирует один из самых высоких темпов роста. Продажи таких смартфонов за девять месяцев 2018 г. выросли на 35%, что открывает много возможностей как для уже действующих игроков, так и для новичков. У смартфона от "Яндекс" сильные конкуренты, при этом, безусловно, есть и своя армия поклонников, которые преданы бренду "Яндекс" в целом и, скорее всего, захотят приобрести новинку. По опыту выхода на российский рынок смартфонов других игроков мы знаем, что российские покупатели избирательны и требовательны не только к бренду, но и к дизайну, интерфейсу, цене, функционалу и оценивают устройство комплексно. При планомерной маркетинговой поддержке и обновлении продуктовой линейки "Яндекс" имеет все шансы через некоторое время занять свою нишу на рынке, так как бренд предлагает не только устройство, но и множество сервисов", - прокомментировала Валерия Андреева.
Руководитель департамента стратегических коммуникаций Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") Ольга Галушина отметила, что пока переговоры с "Яндексом" по вопросу продаж смартфона в розничной сети оператора Tele2 не ведет.
Представитель пресс-службы ПАО "МегаФон" сказал, что на данный момент "МегаФон" находится на этапе обсуждений коммерческих условий дистрибуции в сети компании. "Мы будем внимательно следить за стартом продаж. Ценовой сегмент выбран довольно сложный из-за огромной конкуренции китайских и корейских брендов в этом сегменте", - добавил он.
Директор по закупкам объединенной компании "Связной Евросеть" Михаил Комков сказал, что на данный момент они не ведут переговоры с коллегами из "Яндекса" о возможности продажи "Яндекс.Телефона". Он объясняет это тем, что продукт является слишком нишевым. "Думаем, что данный продукт сможет найти своего клиента на российском рынке. На сегодняшний день клиенты при выборе смартфона чаще смотрят на технологичную начинку и на соотношение цены и качества, бренд уходит на второй план. Поэтому данное устройство будет конкурентно в своем ценовом сегменте. Стоит отметить, что сегмент смартфонов от 15 тыс. до 20 тыс. руб. занимает 12% от общего объема продаж смартфонов в штучном выражении за 10 месяцев 2018 г. Сегодня для покупателей очень важны технические характеристики смартфона. В этой ценовой категории с "Яндекс.Телефоном" может конкурировать каждый из вендоров, представленных на рынке и обладающих схожими техническими параметрами", - высказал свое мнение Михаил Комков и предположил, что, возможно, специальные сервисы и возможности станут дополнительным конкурентным преимуществом данного устройства.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин сказал корреспонденту ComNews, что у "Яндекса" громадные планы. "Минимальный заказ, который они разместили в Arima, составляет порядка 20 тыс. аппаратов, меньше заказать было нельзя. Не факт, что они заберут все 20 тыс., но заказ такой. Очередь, которую собирается создать "Яндекс" 6 декабря, составляет 300 аппаратов", - отметил Эльдар Муртазин.
"Яндекс" выбрал неудачное время для старта продаж - декабрь. "М.Видео-Эльдорадо", "Билайн" и другие розничные сети уже начали промокампании, построенные по типу: купи смартфон, получи второй в подарок и т.д. У "Яндекса" же на смартфон полная цена. Декабрь они, по сути, пропускают. Первые две недели января - мертвый сезон в ретейле, во второй половине "Яндекс" подзабудется, а в феврале выходят новые китайские смартфоны, которые мощнее, лучше, интереснее. Поэтому я думаю, что продажи "Яндекс.Телефона" будут низкими, за полгода без снижения цены они продадут около 5 тыс. аппаратов, а если снизят цену, то могут дотянуть до 10 тыс. штук в лучшем случае. Но продукт мертвый, непродаваемый. Учитывая, что "Яндекс" год мучился, разрабатывая смартфон, думаю, они потратили на его разработку около $4 млн - 260 млн руб.", - высказывает свое мнение Эльдар Муртазин.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын рассказал, что в 2018 г., по данным МТС, в России было продано 28,4 млн смартфонов, и даже 1% такого рынка - это 284 тыс. гаджетов. "Яндекс" может занять 2,5% рынка и продать 710 тыс. смартфонов. "Магические 2,5% населения, по мнению профессора Эверетта Роджерса, составляют так называемые инноваторы, которые не могут удержаться от приобретения вообще всех новинок. Кроме того, устройство будут приобретать разработчики. Наконец, такой смартфон может стать стандартным устройством в "Яндекс.Такси". Чтобы рассчитывать на большее, компании, конечно, следует выделить пользовательскую нишу и сконцентрироваться на ее потребностях. Две другие стратегии - завалить рынок сверхдешевыми девайсами или сделать столь совершенное устройство, что у него просто нет конкурентов, - скорее всего, отпадают. У поисковика нет цели конкурировать с лидерами смартфонов, тем паче, что более крупные Google, Baidu и Bing не сумели добиться там значительного успеха. Кроме того, разработка и раскрутка конкурентного гаджета, способного занимать заметную долю рынка, требуют инвестиций в несколько сотен миллионов долларов. Однако компании необходимо знать потребности пользователей смартфонов, чтобы оказывать им услуги поиска - а пользователи смартфонов сейчас - это вся активная часть населения, - необходимо тренировать помощника "Алису" и готовить ее к будущим большим задачам, и необходим яркий, красивый девайс, который напоминает о существовании "Яндекса", - говорит Леонид Делицын и предполагает, что разработка смартфона обошлась "Яндексу" в сумму около миллиарда рублей.
Эльдар Муртазин считает, что преимуществ перед другими смартфонами у "Яндекса" нет никаких. "Потому что мощный звук - это стандартная часть Snapdragon 630. "Яндекс" ничего специально не разрабатывал, он, в отличие от других, решил почему-то сказать, что "а еще у нас есть чип для звука", который есть у всех других производителей тоже. Это как если бы рекламировали, что у машины есть четыре колеса. Преимущество у телефона одно - сотрудник "Яндекса" получит его бесплатно, и это единственная целевая аудитория смартфона", - полагает он.
Леонид Делицын отмечает, что уникальные сервисы у телефона есть, но подавляющая часть уникальных сервисов требуется уникальным потребителям, а таких новых уникальных сервисов, которые были бы нужны всем, уже давно никто не может придумать. "В то же время количество заурядных сервисов, к которым пользователи уже привыкли, - огромно. Наиболее очевидными кажутся телефоны со специализированными приложениями - например, помогающими таксистам зарабатывать больше. Здесь есть пространство для развития. Например, таксист может удивить пассажиров не только ценой и качеством, но и любимой музыкой или информацией о скидках в магазинах в пункте прибытия. Поскольку смартфон таксиста знает, кто делает заказ, он может попытаться оказать пассажиру услуги нового поколения, о которых тот даже не подозревал, пока не уселся на сиденье", - говорит Леонид Делицын.
Эльдар Муртазин говорит о том, что ограниченная дистрибуция смартфонов в "М.Видео-Эльдорадо", "Билайне" означает, что ретейл не верит в этот продукт, считает его неперспективным. "Перспектив у смартфона от "Яндекса" нет. Потому что цена на смартфон очень высокая. Аналогичные аппараты сейчас стоят 12-13 тыс. руб. Аппарат крайне сырой, у него есть серьезные проблемы с безопасностью. В частности, "Алиса", которую поставили и говорят, что это преимущество - ее можно вызывать с заблокированного экрана. По факту, любой человек может вызвать "Алису" с экрана и получить доступ ко всему контенту пользователя - сообщениям, телефонам и прочее. Это показывает уровень системного мышления. В целом весьма посредственный продукт за очень большие деньги", - подводит итог Эльдар Муртазин.