По данным All Things Digital, работа над смартфоном ведется уже давно, и за это время проект претерпел несколько значительных изменений. Изначально Facebook задумал нечто совсем грандиозное - самостоятельно разработать как сам аппарат, так и операционную систему для него. Для этого соцсеть собрала отдельную команду, в которую вошли несколько специалистов-"звезд", включая одного из создателей браузера Firefox Джо Хьюитта (Joe Hewitt) и разработчика Google Chrome OS Мэттью Папакипоса (Mattew Papakipos).
Эту dream-team Facebook запер в отдельном здании, куда был закрыт вход не только посторонним людям, но и другим сотрудникам компании, и они начали работу. Проект получил кодовое название "Social Layer" ("социальный слой"), но очень скоро его сократили до "Slayer" ("убийца").
Впрочем, вскоре оказалось, что расходы на разработку значительно выходят за рамки бюджета, и соцсети пришлось умерить аппетиты. Вместо собственной операционной системы было решено взять Android и модифицировать его под свои нужды - таким же путем поступили, в частности, Amazon и Barnes & Noble, когда им потребовалась "операционка" для планшетов-читалок Kindle Fire и Nook Tablet. Что касается самого аппарата, то его тоже решили не разрабатывать своими силами, а привлечь к этому одного из известных игроков рынка. All Things Digital указывает, что Facebook всерьез рассматривала вариант сотрудничества с Samsung, но в конечном счете было решено остановиться на HTC.
В данный момент, сообщают информаторы, проект поменял кодовое название на "Buffy" ("Баффи") - так звали героиню Сары Мишель Геллар в сериале "Баффи - истребительница вампиров" ("Buffy the Vampire Slayer"). Руководит разработкой Брет Тейлор (Bret Taylor), технический директор Facebook. Сроком выхода устройства называют 2012 или начало 2013 года - что говорит о том, что работа над аппаратом еще ведется вовсю.
С первого взгляда может показаться, что собственный смартфон Facebook нужен примерно настолько же, насколько знаменитой козе нужен баян. У соцсети, во-первых, есть мобильная версия, а также приложения для всех основных платформ, причем не только для смартфонов и планшетов, но и для "обычных" мобильных телефонов. Всеми этими средствами активно пользуются участники Facebook - статистика показывает, что из более чем 800 миллионов пользователей 350 миллионов выходят в соцсеть с мобильных устройств. При этом Facebook имеет соглашения с 475 сотовыми операторами, и многие из них не взимают с абонентов деньги за трафик из соцсети.
Во-вторых, телефоны "с фейсбуком" и так предлагают многие производители мобильных устройств. У той же HTC есть смартфоны Salsa и ChaCha с отдельной кнопкой для доступа к Facebook. Такая же кнопка присутствуют в Motorola MotoKey. Недавно сотовый оператор Orange объявил о планах выпустить линейку устройств с расширенной интеграцией с Facebook. Бюджетные аппараты будут ориентированы в основном на молодежь, а продвигать их собираются на развивающихся рынках.
Тем не менее, причины пристально смотреть в сторону мобильных телефонов у соцсети все-таки есть. Первая из них - Facebook пока не удалось всерьез "подружиться" с двумя крупными игроками рынка - Google и Apple. Первая подложила Цукербергу большую свинью, запустив летом 2011 года собственную социальную сеть Google+. О том, что отношения между Facebook и Google действительно серьезно подпорчены, свидетельствует скандал, разразившийся в середине мая: тогда выяснилось, что соцсеть заказала пиарщикам провести в СМИ кампанию по "очернению" Google.
Apple, напомним, так и не пустила соцсеть глубоко внутрь iOS, ограничившись только приложениями Facebook в App Store. Более того, компания наладила контакт с другим серьезным конкурентом "фейсбука" - Twitter. Интеграция с твиттером стала одной из важных "фишек" iOS 5, которая вышла осенью 2011 года.
Кроме того, сети Facebook, которая за последние годы сильно разрослась вширь и вглубь в плане дополнительных сервисов (геолокация, видеочат, календарь мероприятий и так далее), становится тесно в рамках одного-единственного мобильного приложения. Часть из этих сервисов приходится выносить в отдельные программы - как это было, например, со встроенным в соцсеть мессенджером. Чтобы работать с ним, владельцам iPhone, iPad и аппаратов на Android приходится скачивать из магазинов приложений специальный клиент.
Наконец, и это самое главное, сейчас Facebook не может в полной мере воссоздать на мобильных устройствах экосистему встроенных в соцсеть приложений (те самые "Покеры" и "Счастливые фермеры", в которые с увлечением играют пользователи "полноценного" Facebook). В октябре владельцы устройств на базе iOS получили возможность запускать HTML5-версии некоторых приложений, однако на деле все не так гладко. С точки зрения самой Facebook и разработчиков игрушек, в "Счастливом фермере" самое главное - не размер грядки, а возможность продать игрокам платные предметы. Покупки совершаются внутри приложения. Если приложение мобильное, то часть заплаченной игроком суммы будет забирать Apple или Google - зависит от того, на каком устройстве играют в игру. Понятно, что Facebook такой расклад не устраивает.
В настоящий момент соцсеть продолжает отрицать факт разработки собственного телефона - обычная практика для компаний, которые готовят новый продукт и хотят, чтобы он действительно "выстрелил". В свое время похожим образом поступали и другие - так, на "Ленте.ру" можно найти датированную 2006 годом новость о том, что "Apple никогда не выпустит мобильник iPhone".
Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям