Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователямЯ начал работать в «Евросети» весной 2009 года. Времена тогда были непростые — особенно для младшекурсника, учившегося на банкира. Потребность в деньгах, скажем так, присутствовала, а вот устроиться в банк на полставки, как это бывало раньше, не получилось. Банки тогда думали не о найме студентов, а о том, как бы избавиться от уже набранных сотрудников. Стали думать вместе с братом — как заработать? Оба давно интересуемся техникой и вроде даже разбираемся в предмете, поэтому решили идти не в «Макдоналдс» или аналогичные учреждения общественного питания, а в какой-нибудь сетевой магазин техники. Изучение вакансий показало, что нам лучше всего подходят вечные конкуренты — «Евросеть» и «Связной». Работать в одной компании показалось скучновато, поэтому кинули монетку. Мне выпала «Евросеть».
Перед тем как выйти непосредственно к покупателю, надо пройти двухнедельный тренинг. Все это время с 9 до 18 специально обученные тренеры пропитывают тебя корпоративным духом, учат любить «Евросеть» чуть меньше, чем родную мать, заодно рассказывая о сказочных карьерных перспективах. Конечно, только этим все не ограничивается, и другие тренеры параллельно учат разбираться в смартфонах, телефонах, фототехнике, игровых консолях, услугах операторов мобильной связи и всём том, чем торгует «Евросеть». Также пытаются научить искусству торговли. Слушать о технике довольно интересно, если, конечно, ты о ней вообще ничего не знаешь. Я же прислушивался только к тому, что говорили на тренингах по продажам и о коммуникаторах. А на остальных, каюсь, просидел, играя в PSP. Нет, ну серьезно — слушать о том, чем у меня набит рюкзак, как-то тоскливо.
В перерывах наблюдал за будущими коллегами. Абсолютное большинство — приезжие из отдаленных регионов России, а то и из ближнего зарубежья. В технике вообще ничего не понимают и телефон от смартфона до тренинга отличить не могли. Да и после него с этой задачей справлялись далеко не все… Тренеры, правда, успокаивали, что в полевых условиях наука осваивается быстрее.
И вот выходим работать на точки. Тут может повезти, а может не очень. На моей памяти стажеров яростно футболили: сегодня трудишься около дома, завтра через пять кварталов, послезавтра вообще за МКАД. Нет, все в пределах заранее оговоренного сектора, но очень уж он большой оказался.
Все точки делятся на классы. Класс зависит от проходимости и, скажем так, разнообразия товара. На простых точках выбор ограничен и все товары имеются в единственном экземпляре. То есть желающие купить товар «не с витрины» уходят опечаленными. На VIP-точках (в так называемых «Дворцах связи» и просто больших магазинах) одна модель смартфона может быть представлена десятками экземпляров.
Я за свой стажерский срок вкусил все классы. Должен сказать, что даже внутри каждого класса точки бывают разные. Ларек в спальном районе может быть тихим и спокойным, а на такой же площади в какой-нибудь «Копейке» тебя непрерывно рвут на части бабули. Весело бывает и на станциях электричек, где народ с утра очень злобный, а вечером излишне позитивный. Наверное, когда постоянно работаешь на одном месте, можно привыкнуть и выбрать некую постоянную тактику. Но, повторюсь, постоянство нам в начале и не снилось.
В то время на точке стажеру платили в месяц около 12 тысяч рублей и бонусы точки по итогам продаж (с тех пор бонусы сделали индивидуальными и они не зависят от итогов торговли точки в целом. Ну, почти не зависят. — прим. редакции). Продавец получал оклад от 20 до 30 тысяч и бонусы. Чтобы сменить статус, надо сдать своеобразные экзамены по знанию номенклатуры, фирменного стиля — в общем, всему тому, чему учили на тренингах. Я все сдал довольно быстро, месяца за полтора. Мог бы и раньше, но несколько раз по выходным было не до того. Многие откладывают до последнего, по 5 раз ездят «сдаваться», но если в два месяца не уложишься, тебе сделают ручкой. Многие уходят и по своей воле, не выдерживают нагрузки и «внимания» покупателей.
Немного о точкахБольшинство магазинов «Евросети» — это, по сути, ларьки, где стены, которые можно пробить кулаком, а санузлы архитектором не предусмотрены. Зато витрины везде блестят, тут с этим строго! Но зайдешь в подсобку, а там пыль, теснота. На многих точках подсобка — это пространство между витриной и стеной, в ширину обычно 30-50 сантиметров. Негусто, правда? Ходишь там как крабик — бочком, бочком. Полочки сверху донизу набиты товаром. Причем лежит он совершенно свободно, бери — не хочу. Все, как было описано Сергеем Вильяновым. Поначалу я не понимал — почему так? Товара слишком много, или, может, через несколько дней уже смотреть на все это не можешь, не то что по карманам рассовывать? Время все расставило по своим местам, но об этом чуть ниже.
Туалета нет, руки помыть негде. Если в подсобке обнаруживается микроволновка или работающий чайник — прекрасно. Если нет, значит не повезло. Минут пятнадцать в день есть на то, чтобы перекусить, после чего батальоны идут снова в бой. На маленьких точках обычно работает один человек или максимум двое, и если она на бойком месте — отлучиться получается с трудом. Крупные точки — это и четыре, и шесть, и более человек. Там посвободнее.
То, как вы зарабатываете, очень сильно зависит от коллектива и от расположения магазина. Последние месяца четыре я работал на так называемой VIP-точке, и там было вполне прилично. Девочки-коллеги вокруг хорошие, добрые, внимательные к клиенту. Правда, иначе на VIP и быть не может.
Работал по схеме 4/3, то есть четыре дня подряд трудишься, потом три отдыхаешь. С учетом бонусов получалось около 25-28 тысяч рублей. Жить можно, но проблема в том, что в рабочие дни на точку приезжаешь за 20 минут до открытия, а уходишь примерно через час после закрытия (инвентаризация — дело небыстрое). Так что работал я с 8:40 до 23 часов. Нагрузка — мое почтение. Правда, тут было четыре сотрудника и два-три раза в день отпускали на небольшой перерыв. Но все равно устаешь, конечно, порядочно.
Таинство продажЯ сейчас страшную тайну открою, но продавцы в массе своей о товаре не знают вообще ничего. Продают то, что сегодня выгодно. Вчера «Евросеть» не дружила с Nokia — у-у-у, не берите эту дрянь, ее в Румынии цыгане на коленке собирают! Завтра с Nokia заключают мирное соглашение, и тут же — а-а-а, обязательно приобретите себе модель 5800, это прекрасное сочетание европейского стиля и финского качества! На форумах злобные аналитики пишут, что он сделан плохо? Не верьте, там все проплачено! При этом настроить мобильный Интернет на купленном телефоне вам, скорее всего, не смогут, за подключением какой-нибудь опции отправят в офис оператора, а вот чехольчик продать — это со всей душой!
Чем дороже товар, тем выгоднее его продавать. И многие, соответственно, продают дорогущие аппараты даже явно не очень богатым пенсионерам. Я так и не смог развить в себе такое сочетание алчности с равнодушием. Мало того, что это просто нехорошо, так еще бабуля весь ближайший месяц будет ходить и спрашивать — как звонить, как включать, как заряжать и т.д., и т.п. Неоднократно наблюдал такое, и понял, что легкими такие деньги кажутся только на первый взгляд.
Мало того, что продавцы не всегда «в теме», они порой вообще не интересуются товаром. Например, приехал на точку какой-нибудь крутой смартфон, и человеку любознательному хочется его включить, пощупать, оценить. А большинству продавцов все эти новинки до лампочки. Поставили на витрину, ценник распечатали и счастливы. Кстати, в большинстве точек, расположенных у метро и остановок общественного транспорта, аппараты на ночь с витрин снимаются и убираются в одну большую коробку. Если укладывать осторожно, ничего с ними не случится, но когда ты отстоял весь день на ногах и хочется побыстрее домой… ну, вы понимаете. Не хочу отнимать хлеб у продавцов, работающих вблизи остановок и метро, но, пожалуйста, осматривайте покупки повнимательнее — от греха. Или просто покупайте все в торговых центрах, где весь товар, даже тот, что на витрине, ночами в коробке друг об дружку не трется.
О кражахКрадут много, причем чем менее «престижная» точка, тем хуже на ней ситуация. Тащат и с витрин, и со стендов. Телефоны (неважно, что они без батареек и задних крышек), чехлы, наушники, фотоаппараты. Все, до чего дотянется рука. Поймать вора сложно, если не сказать невозможно: они работают быстро, а бегают еще быстрее. Иногда, увы, подворовывают и начинающие продавцы, поэтому новичков и стажеров старожилы… недолюбливают. Поначалу могут перед уходом попросить расстегнуть сумку и продемонстрировать содержимое карманов, иногда в подсобку с сумкой не пускают вообще — все предохраняются как могут. Но воруют-то все равно. Служба безопасности просто фиксирует факт кражи, запрашивая служебную записку, а в розыске украденного лично я ее не замечал…
Но украденный товар надо как-то компенсировать. Как? Да за счет продавцов!
Вот пропал телефон. Его цену делят на количество дней в месяце и число продавцов на точке. И кратно на всех раскидывают. Теперь представьте такую ситуацию: летом, в связи с отпусками коллег на соседних точках, меня просили выйти их заменить. За пару месяцев я посетил поистине невероятное количество точек, да еще и перевели на график 5/2 (не буду объяснять — что это такое). На каждой точке по итогам инвентаризации не хватало много товара. Все, естественно, записали на продавцов. Так вот я набрал с каждой точки по копейке, а в сумме это вылилось в без малого двадцать тысяч! Начал разбираться, ругаться и смог оспорить около семи тысяч, а остальные, увы, так и вычли. А ведь для разбирательств со службой безопасности надо ехать в главный офис, потому что сами ее представители на точки выезжают только по очень уж значительным поводам. Честно говоря, тратить собственные выходные на разборки — не лучший способ отдохнуть.
Осенью я наконец-то нашел работу в банке и уволился из «Евросети». Но, несмотря на все шероховатости, ничуть не жалею, что там работал. Школа жизни очень хорошая. И, честно говоря, до сих пор не могу сказать, что меня раздражало больше — кражи или отсутствие санузлов…