26 февраля 2021 года издание VTimes рассказало о проблемах, планах и финансовых показателях Telegram. Эта информация была в конце 2020 года разослана потенциальным покупателям облигаций мессенджера.
Telegram предоставил будущим инвесторам аудированную консолидированную финансовую отчетность за 2018 и 2019 годы, а также неаудированные показатели за первые полгода 2020 года.
Убыток компании в 2019 году составил $150,9 млн, в 2018 году убыток был $172,7. У компании был отрицательный капитал в размере $323,5 и $172,7 млн в 2019 и 2018 годах, а финансовые обязательства кредиторам превышали активы на $418 млн и $245 млн в 2019 и 2018 годах.
В первой половине 2020 года проблемы мессенжера не разрешились. У компании сохранился дефицит в размере $172 млн.
За предоставленный отчетный период мессенжер не получал доходов от операционной деятельности, но в первом полугодии 2020 года получил прибыль в размере $151,3 млн. Также у Telegram был разовый доход в $303 млн после переоценки задолженностей перед инвесторами.
Мессенджер потратил часть полученных средств на разработку и поддержку ($87,7 млн), а также на административную и финансовую деятельность ($50,2 млн).
По информации VTimes, аудиторы из российского офиса PwC указали на финансовые риски, а также высокую неопределенность в деятельности компании.
Причем Telegram не скрывал от новых инвесторов проблемы с финансированием и ситуацию с неопределенностью в операционной деятельности компании, а также историю возникновения долгов прошлым инвесторам и планы по их выплатам. Мессенджер предоставил информацию о постоянных существенных расходах, включая расчеты с поставщиками, а также зарплаты сотрудникам и разработчикам.
На середину 2020 года долги Telegram по открытым кредитным линиям составили $625,7 млн. Компания должна погасить эти задолженности до 30 апреля 2021 года. На этот процесс Telegram планирует потратить $684 млн из привлекаемых новых средств, которые ожидаются в размере $1 млрд.
По данным VTimes, Telegram распределит оставшиеся $316 млн после выпуска своих облигаций следующим образом:
- $110 млн на оборудование. Telegram продолжит вкладывать в собственные серверы и сетевое оборудование, чтобы не зависеть от сторонних поставщиков облачных решений;
- $79 млн на верификацию пользователей. Мессенджер отправляет смс-сообщения каждому пользователю при регистрации, чтобы убедиться в актуальности его номера телефона;
- $47 млн на вознаграждения сотрудникам;
- $47 млн на аренду мест в центрах обработки данных;
- $16 млн на оплату услуг провайдеров интернет-трафика;
- $16 млн на техподдержку пользователей.
В документах для инвесторов, по информации VTimes, Telegram рассказал о планах монетизации мессенжера, помимо ранее анонсированных Дуровым.
Telegram планирует:
- внедрять рекламные посты в каналы, причем к 2025 году каждый десятый пост в мессенджере может быть рекламным, если аудитория мессенджера продолжит прирастать ежегодно в текущем темпе;
- продавать премиальные стикеры на отдельном маркетплейсе;
- добавить игры в чаты, а выручку делить со сторонними разработчиками игровых приложений;
- создать расширенные сервисы для корпоративных клиентов, например, организацию отдельного рабочего пространства внутри мессенджера;
- делить выручку с администраторами групп, чтобы заинтересовать их самих размещать рекламу в группах;
- добавить в мессенжер короткие видео в формате «Историй» с интеграцией рекламных роликов;
- создать в мессенджере платформу для продаж, чтобы предлагать продавцам размещать каталоги товаров с оптимизированными способами оплаты и вариантами доставки, компания ее будет изучать потенциал продавцов как рекламодателей.
В документах Telegram приведены расчеты, что каждый месяц мессенджер генерирует в среднем около 350 млрд показов аудитории на 42 млн активных канала. Если аудитория мессенджера продолжит прирастать ежегодно по 40 %, то число ежемесячных показов может вырасти почти до 2 трлн к 2025 году.
В середине февраля СМИ стало известно, что Telegram Group собирается привлечь не менее $1 млрд. В ограниченный круг владельцев облигаций мессенжера будут допущены инвесторы из России, Европы, Азии и Ближнего Востока. Привлеченные средства Telegram направит на возврат денег другим инвесторам компании и текущие расходы, включая улучшение инфраструктуры мессенжера и привлечение новых пользователей.
11 февраля 2021 года Павел Дуров рассказал в своем канале, как будет монетизироваться Telegram. Данные пользователей для таргетинга рекламы собираться не будут. Фактически, реклама в Telegram если и будет, то контекстная, основанная на тематике каналов. Также мессенжер работает над системой донатов и платных подписок на каналы.