Александр Охрименко: Жестко нам тоже не надо.
Олег Устенко: Я говорю о том, как это будет развиваться в 2015 году. Поэтому я думаю, что Украина переживет 2015 год, в принципе, с относительно минимальными потерями, которые вообще можно назвать минимальными, на 2015 год: повышение тарифов, сложности, связанные с выплатой пенсий, проблемы, связанные с тем, что необходимо будет повышать пенсионный возраст. Это будет смягчено популярными мерами – абсолютной дерегуляцией бизнеса, проведением реформы системы государственного управления. Я имею в виду, в том плане, что мы вправе с вами, например, увидеть исключение из списка живущих Министерства экономики, Министерства сельского хозяйства, Министерства индустриальной политики. Если эти меры, вот такие крайне популярные, не будут сделаны…
Александр Охрименко: Жить за счет зарплаты – это же миф, это же нереально. Ну, не может министр ездить на метрополитене, не смешите людей! Любой министр приходит, должен заработать несколько миллиардов, чтобы он мог потом на пенсии спокойно жить – все это знают. И все эти разговоры о том, что министром можно поставить, чтобы жил за счет зарплаты – глупость. Вы сами знаете, что любой министр уходит с должности - у него есть проблемы с СБУ, он должен везде занести. И, если он не заработает во время работы…
У нас есть классический пример – Лановой, который пытался жить за счет зарплаты. Его съели очень быстро – и все. И по этой причине не надо фантазировать, не надо рассказывать, что министров можно менять. Ну, не может министр жить за счет зарплаты – не фантазируйте! Он должен жить за счет нормального бизнеса, и он живет – слава Богу, пусть живет, главное ему не мешать!
Олег Устенко: Александр, давайте тогда просто продолжать строить олигархическую модель, которая была здесь!
Александр Охрименко: Не надо ломать…
А теперь хочу дать слово представителю государственного аппарата в отставке, который знает, как работает государственный аппарат, чтобы подвести черту. Можно ли ожидать от представителей коалиционного правительства, от нового правительства, от министров, каких-то изменений? Потому что я, честно говоря, всегда говорю: зачем ломать то, что работает? Наоборот, давайте восстановим то, что работает – и валюта сама придет. И опыт экономики показывает, что в Украину заходит валюта. Посмотрите, сегодня прямые зарубежные инвестиции: 80% - это валюта наших людей. Может, хватит фантазировать и рассказывать, что американцы нам дадут деньги?
Олег Устенко: Проблема в том, что система не работает – вот основное положение…
Экс-министр экономики Виктор Суслов: Дискуссия принимает интересный характер, я думаю, каждый из нас имеет право и на свое мнение, и на собственные экспертные оценки.
Так вот, я считаю, что и в конце этого года, и в следующем году экономическая ситуация в Украине будет ухудшаться, пока не примет форму сильнейшего социально-экономического кризиса. Прежде всего, под влиянием политических факторов, и главным таким политическим фактором является популистский характер нашего вновь избранного парламента. Безусловным политическим фактором является и популистский состав правительства, который утвердит в ближайшие дни этот парламент. И, безусловно, та популистская политика, которая будет продолжаться этим правительством. Потому что то, что делалось в этом году, тоже иначе, как популизмом, не назовешь.
Ведь действительно, несмотря на все обязательства, в том числе и перед МВФ по урегулированию вопроса тарифов на газ, проблем «Нефтегаза», и т.д., это правительство по популистским причинам и мотивам этих обязательств не выполняло, не выполняет, и до предела выполнять не будет. Развитие ситуации действительно должно привести к тому, что кризис сметет и популистский парламент, и популистскую власть. И тогда у нас два варианта: либо будет жесткий вариант военно-полицейской диктатуры, почти неизбежный и не худший вариант, либо продолжится дальнейший распад страны. Ничего другого, к сожалению, не будет. Трагично, что сегодня некоторые не очень умные люди радуются, как мы рвем со своим прошлым, в том числе, разрушая и тот фундамент социалистической индустриализации, те предприятия, которые были созданы при социализме. Я думаю, что, когда мы окончательно добьем этот фундамент и увидим, что ничего нового не создается, вот тогда начнутся самые настоящие проблемы с неизбежной общей деградацией страны.
Поэтому надо понимать, что Украина сегодня вступила в период долговременного падения валового продукта, раскрутки инфляции. Я согласен с теми оценками, которые прозвучали.
Поверьте, если по итогам этого года, как нам обещает Нацбанк, инфляция достигнет 25%, то по итогам следующего года она будет намного выше. И опасность гиперинфляции является абсолютно реальной. Но это будет сопровождаться, конечно, возможно еще более высокими темпами падения ВВП.
Несколько дней назад Госкомстат снова опубликовал некоторые данные по экономической ситуации. В них можно верить, а можно не верить, но надо видеть тенденцию. Падение промышленного производства продолжается, в октябре этого года оно снизилось на 16,3% по сравнению с октябрем 2013 года. Машиностроение упало еще на 26,1%, а это имеет абсолютно ключевое значение. На 21,1% снова упали объемы металлургического производства, а это уменьшение поступлений валюты в страну.
Примечательно, что даже впервые в истории Украины объемы розничного товарооборота, которые и в кризисы не падали, упали на 6,8%. Капитальные инвестиции упали на 23%, и т.д. А это все ключевые, важные показатели. И собственно из позитивного мы находим только один показатель – у нас растет только производство сельскохозяйственной продукции. Это позитивный фактор, но этот фактор вовсе не перекрывает вот тех негативных факторов, о которых мы говорили.
Экспорт страны упал на 9%. В страны СНГ он упал на 26%, а ведь на рынках СНГ все еще 31% украинской продукции реализуется, и такая тенденция может действительно привести к дальнейшему ухудшению положения.
Поэтому важно смотреть, что планирует делать власть. Я, например, верю в то, что она планирует делать намеченное уже в парафированном коалиционном соглашении. Поэтому, кто бы как к нему не относился, я бы рекомендовал внимательно это соглашение прочитать, потому что оно будет подписано, им будут размахивать и его будут выполнять.
Так вот, с моей точки зрения, коалиционное соглашение вызывает глубокое разочарование, если не сказать резче. В нем нет констатации фактов и анализа ситуации. Нет анализа причин нашей тяжелой экономической ситуации. Без постановки диагноза какие-то лекарства не будут эффективными. Ключевой частью соглашения должен быть объективный анализ социально-политической и экономической ситуации в стране. Но его нет.
А дальше идет огромный перечень чисто случайных мер. Мне из аппаратов органов госвласти говорят, да я и сам вижу, что это все сделано методом скирдования – собирали по органам власти, по министерствам, кто что предложит. Поэтому вы читаете огромный объем без содержательных пунктов. Ну, имеет значение, что антимонопольный комитет с какого-то момента должен будет приглашать на свои заседания по пересмотру вопросов концентрации представителей бизнеса?
Я хочу сказать, что в коалиционном соглашении огромное количество третьестепенных, не имеющих большого значения пунктов, а при этом по стратегическим вопросам очень мало информации. Там даже упомянута проблема СНГ – ничего не написано: Украина собирается продолжать быть в СНГ или она таки из него выйдет? Собирается ли наша страна участвовать в зоне свободной торговли, представляет ли это ценность для нашей экономики или нет?
Вообще не упоминается это восточное направление. Оно не существует для Украины – 31 % пока еще украинского экспорта, мы не определяем пока никак своей политики.
Проект коалиционного соглашения нечист, почему я и говорю о его популистском характере. В нем отсутствует трезвая оценка реальных возможностей. Мне, например, приятно читать пункты о том, что мы войдем в двадцатку ведущих стран мира по легкости ведения бизнеса, что мы войдем в европейские рынки и завоюем их с высокотехнологичной продукцией и с высокой добавленной стоимостью, потесним Германию и других. Замечательно, можно мечтать о чем угодно, но это и есть популизм, и все это соглашение проникнуто популизмом. Поэтому мы неизбежно втянемся сейчас в популистскую политику, ведущую к неизбежному краху.
Дальше, многие, и я в том числе, рассчитывали, что это соглашение будет какой-то четкой программой достижения, по меньшей мере, внутреннего мира и взаимопонимания. Кое-что там, казалось бы, делается, но обращу внимание на факты, когда декларация противоречит реальным действиям.
Например, пункт 6.1.4., где предусматриваются меры по стимулированию закрепления состава населения на временно оккупированной территории Крыма, Севастополя, а также на временно неподконтрольных органам власти Украины территориях Луганской и Донецкой областей. Замечательно. И тут же, мы знаем, соответствующее решение правительства – тех, кто закрепился на тех территориях, лишить пособия на детей, пенсий, социальных выплат и т.д. Понятно, что это не закрепление, а стимулирование к тому, чтобы эти люди бежали из Донбасса. Либо, что еще более страшно, стимулирование совсем другого процесса – стимулирование тех людей к тому, чтобы они начали обращаться массированно за получением российского гражданства, чтобы Россия взяла на себя эти обязательства по выплатам пенсий, пособий, и т.д. Ведь если большинство населения ЛНР и ДНР станет российскими гражданами, вы сами понимаете, какие там будут перспективы. То есть, обнаруживаются вот эти факты, - декларируется одно, а на практике делается совершенно противоположное. Я боюсь, что мы будем видеть это в возрастающих объемах.
Ну, а во всем остальном, конечно, финансовая ситуация тяжелейшая, долговая нагрузка Украины критична. Здесь мы уже анализировали и данные платежного баланса, и данные по долгам, и Олег Устенко сегодня очень детально нас просветил по очень сложной ситуации. Поэтому, действительно, впереди тяжелые времена, и один из главных пунктов, почему международные организации будут нам мало давать денег, это то, что уровень коррупции, к сожалению, не понижается. Запад уже очень хорошо понял, и есть много публикаций в западной прессе о том, что давать деньги стране, которая сохранила прежние схемы, ямы, площадки, уход от налогов, все эти проблемы с НДСом – все это не решается. Когда сейчас говоришь с представителями правоохранительных органов, то многих заинтересовало антикоррупционное бюро. Это звучит парадоксально. Уже интересуются: «А с кем бы надо говорить? Сколько будут стоить там должности?».
Александр Охрименко: Все реально просто!
Виктор Суслов: Поэтому, если это пойдет таким путем, если процесс люстрации, как уже сейчас он принимает во многом комический характер, будет идти дальше, это будет еще одной яркой темой для люстрации растущего популизма. Конечно, вот этот разгул воинствующего популизма, непрофессионализма и демагогии, как раз и должен будет привести в следующем году к тому, о чем я сказал.
В этих условиях военно-полицейская диктатура – не худший вариант. Именно поэтому между руководителями державы и ведется такая острая борьба за позиции силовиков. Очень важно, кто в этих условиях будет возглавлять Министерство внутренних дел, очень важно, кто через какое-то время скажет нашему парламенту, что караул устал. Спасибо.
Александр Охрименко: Спасибо. Есть вопросы?
Журналист: Будьте добры, три вопроса.
Первый вопрос к Виталию Шапрану. Скажите, пожалуйста, как скандал вокруг VAB Банкаможет отразиться на инвестициях в агросектор? Может ли отразиться и каким образом? И есть ли у правительства возможность, на что вчера намекнул Шлапак, принять участие в судьбе больших вкладчиков, какие тут могут быть варианты?
Вопрос к Олегу Устенко. В последнее время нагнетается ситуация вокруг продажи золота Нацбанком. Как вот эта часть неожиданно проданного, как оказалось, может повлиять, и может ли повлиять на стабильность национальной валюты?
И вопрос к господину Шарову. Вы сказали, что рассчитывали 10 гривен за доллар, потом 12 как критический, а Александр Охрименко сказал, что может быть на следующий год и 12, и 25. Есть ли у Вас какие-то оценки в вашем институте каких-то перспектив на 2015 год? Спасибо.
Александр Шаров: Дозвольте я відповім. Окремо ми таких розрахунків не робили, ми просто спирались на розрахунки тих установ і експертів, які на цьому вузько спеціалізуються, в тому числі і присутніх тут.
Так, курс може впасти і до 24 гривень за долар. Тільки давайте не будемо мислити так, що в інституті сказали, що він впаде. Просто ми підкреслюємо, що при такій політиці він може падати необмежено, а потім може і повернутися назад. Власне через те, що в нас немає чіткої монетарної політики. Тут вже навіть лунало порівняння, що центральний банк – це вже філія Міністерства фінансів. Тобто, хто відповідає за цей курс? Яким він повинен бути? Кажуть, якщо ринок відпустити – запрацює попит і пропозиція. А у нас що, є ринок? У нас нема ринку. Тому що ринок передбачає певні структури, певні інституції, певні інструменти, скажімо інструменти хеджування валютних ризиків. У нас їх нема, і в центральному банку і досі вважають, що вони не потрібні. Ну, значить вони вважають, що ринку не потрібно, а ринок – це будемо ми.
Центральний банк захоче, ми будемо підтримувати, ні – то будемо ще й скуповувати валюту, щоб поповнити валютні резерви, тому що зараз є і така точка зору, що це ще і додатковий попит.
Тому ми виходимо з того, що курс десь зупиниться. Але ми виходимо з того, що влада прислухається до певних пропозицій, в тому числі, які і тут лунали, і буде це робити. Тому я хотів би поділити оптимізм Олега Устенко, який казав: оце буде зроблено. Але треба додати: ми сподіваємось. От, якщо воно буде зроблено, тоді курс зупиниться приблизно на тих позиціях, які є зараз. А якщо ні, то не хочу навіть говорити.
Александр Охрименко: Зрозуміло.
Олег Устенко: Я скажу по поводу золотовалютных резервов. Ну, в общем, ничего удивительного нет. В стране, которая имеет низколиквидные резервы (я имею в виду недостаточно большую порцию ликвидности золотовалютных резервов), ничего очевидно странного нет в том, что сначала пытаются избавиться от кэша, а после начинают переходить к драгметаллам.
Поэтому продажа тех 14 тонн золота из золотовалютных резервов кажется абсолютно логичной. Более того, это не последние действия, которые надо было предпринять. Почему? Потому что не забывайте, что у нас идут большие выплаты – в ноябре по внешним долгам Украина должна вернуть 400 млн. долларов, а в декабре – 700 млн. долларов. Мы должны рассчитаться за газ, за прошлые долги, мы должны сделать предоплату по новым долгам. И если при этом валюты в стране нет, а гривной мы явно не можем рассчитываться, значит мы начинаем уменьшать объемы золотовалютных резервов, что кажется абсолютно логичным, потому что МВФ не дал новый транш, и, похоже, его не будет до начала следующего года.
Поэтому следующие действия, которые мы вправе ожидать с вами - это продолжение уменьшения доли золота в наших золотовалютных резервах. При этом регулятор будет пытаться искать на внешних рынках способы продажи ценных бумаг, которые есть в золотовалютных резервах.
И вот для меня будет плохим сигналом, когда мы начнем избавляться от ценных бумаг. Потому что я предполагаю, что эти ценные бумаги не такие уж высоколиквидные, как кажется на первый взгляд. И вот, когда мы с вами увидим статистику по тому, что начали продавать бумаги, это будет уже очень плохой сигнал. Сейчас это просто плохой сигнал – вот, избавились от золота.
Еще раз говорю, это не потому, что Нацбанк делает на межбанковский валютный рынок впрыскивания по 5-10 млн. Те впрыскивания «погоды» не делают. Речь идет о реальных больших возвратах.
Кроме того, в следующем году мы должны с вами вернуть 9,9 млрд. наших долгов по суверенным и так называемым квазисуверенным долгам. То есть, в следующем году мы должны вернуть фактически 10 млрд.
Представьте, что, если в страну не заходят эти дополнительные деньги. Это, кстати, Саша, из той области фантастики – давайте вернем деньги олигархов, деньги Полуботка…
Александр Охрименко: Без проблем 10 млрд. зайдут.
Олег Устенко: На чем зайдут? Мне просто интересно?
Александр Охрименко: Кредит.
Олег Устенко: Да, но для того, чтобы к тебе заходили кредиты, надо делать то, что говорит Виктор Иванович Суслов.
Александр Охрименко: Не кредиты. Надо просто гарантии дать олигархам, что делить не будут.
Олег Устенко: И олигархи заведут деньги?
Александр Охрименко: Нет. 2010-2011 год статистика – 10-12 млрд. заходило, это те же самые олигархи.
Олег Устенко: Саша, лучше таки ждать тогда инопланетян.
Виталий Шапран: Скажем так, дефолт VAB Банка, это, наверное, не только проблема агробизнеса. Конечно, акции компаний, которые были с ними связаны на международных биржах, будут показывать тенденцию к снижению. Долги, которые там аторговались, тоже будут показывать негативные тенденции. В этом ключе и дефолт по Агрохолдингу «Мрия» тоже сыграл свою роль. На самом деле, это тревожная тенденция, потому что агробизнес остается единственным растущим сектором в экономике уже второй год подряд, и он оказывает позитивное компенсационное влияние на макропоказатели, потому что без него было бы вообще очень тяжело. И такое «обрезание» и фондирование агробизнеса, пусть косвенное, которое случилось, оно, конечно, негативно будет влиять в будущем на макропоказатели.
Плюс VAB Банк стал уже вторым большим банком, который имел акционера, который никуда не сбежал, а хотел спасти свое детище. То есть, у него были какие-то средства, может быть и не совсем достаточные для этого. Но этому акционеру в помощи было отказано по определенным причинам, которые были озвучены.
Очень тревожная тенденция в банковском финансовом секторе в целом, что государство наращивает там свое присутствие. Вы знаете, что не так давно был существенно увеличен капитал «Ощадбанка». Они подняли нормативы адекватности капитала – это означает, что они готовятся привлекать туда ресурсы и увеличивать пассивы этого банка. Скорее всего, за счет того, что они анонсировали перевод части бюджетных проектов, бюджетных компаний, зарплатных проектов на обслуживание в этот банк.
Анонсировано создание страховой компании по страхованию экспортных рисков и анонсировано в коалиционном соглашении создание государственной системы пенсионного накопительного страхования. Постоянно обсуждаются вопросы создания страховой муниципальной компании в Киеве, тоже фактически государственной. И у нас вообще возникает вопрос, наблюдая за тенденциями в финансовом секторе: «А какую модель экономики мы строим?». То есть, мы берем имеющиеся в распоряжении у Минфина и Нацбанка ресурсы. Факт увеличения капитала «Ощадбанка» показывает, что они были. Но эти ресурсы не направлялись в частный сектор ни в форме рефинансирования, ни в форме вхождения в капитал частных банков, ни в форме даже национализации этих банков, чтобы стабилизировать ситуацию. Они направляются именно для усиления присутствия государства.
По-моему, такой прирост и такие тенденции показывают, что мы плавно идем по сценарию увеличения доли государства практически во всех сегментах экономики и в частности на финансовом рынке. Это российская модель экономики, где преобладают госкорпорации. И она является неэффективной и прямо противоположной тому, чего от нас ожидают наши западные партнеры.