Украинская люстрация, закон о которой подписал 9 октября президент Пётр Порошенко, уникальна, но всё равно даёт повод вспомнить и сравнить, как от наследия свергнутой власти избавлялись или пытались избавиться в других странах бывшего Советского Союза и социалистического лагеря.
Украинская люстрация отличается от люстраций в других восточноевропейских странах прежде всего тем, что новые власти Украины хотят избавиться от кадрового наследия не идеологического, не тоталитарного режима, а просто очень коррумпированной прежней власти.
Поэтому если в других постсоциалистических странах политиков и чиновников "вычищали" прежде всего за сотрудничество со спецслужбами и, реже, за принадлежность к партийно-государственной номенклатуре, то Украина по своему "Закону об очищении власти" проведёт проверку соответствия официальных доходов и имущества чиновников.
Кроме того, в украинской программе люстрации есть необычно жёсткий пункт: автоматическое увольнение высших чиновников и силовиков, занимавших посты при президенте Януковиче.
Первыми среди бывших советских республик люстрации провели балтийские страны, и чистка, которую они провели, была достаточно мягкой.
"Клянусь, не состоял"В Эстонии советская правящая элита была частично отсечена от власти двумя законами. По первому из них, закону "О порядке принесения присяги" 1992 года, претендент на любую выборную или чиновничью должность от президента до депутата местного совета должен был принести следующую присягу: "Клянусь, что я не состоял на службе в органах безопасности оккупировавших Эстонию государств либо в органах разведки или контрразведки их вооружённых сил, не был их агентом, а также не участвовал в преследовании и репрессиях против граждан за их политические убеждения, нелояльность, классовую принадлежность или за службу в государственных органах или вооружённых силах Эстонской Республики".
Если выяснялось, что присяга ложная, человек по закону и решению суда должен был лишиться мандата или должности.
Затем, в 1995 году, был принят закон о выявлении сотрудников и агентов спецслужб "государств, оккупировавших Эстонию" (имелись в виду нацистская Германия и Советский Союз). По нему эти сотрудники и агенты должны были всего лишь добровольно сообщить о себе в течение года Полиции безопасности Эстонии. Имена тех, кто этого не сделал, обнародовались, против тех же, кто это сделал, никаких санкций не предусмотрено.
Закон примерно того же содержания принял в 1998 году и парламент Литвы.
В Латвии с 1994 года запрещено баллотироваться на любых выборах бывшим сотрудникам спецслужб СССР и Латвийской ССР, а также тем, кто оставался членом КПСС и её латвийского отделения после 1991 года.
Ковровая люстрацияКроме того, Эстония и Латвия с самого начала автоматически наделили гражданством только потомков жителей межвоенных республик, лишив тем самым права баллотироваться и избирать (Эстония - в парламент, Латвия - на любых выборах) большинство переселенцев советского времени. Эта "ковровая люстрация" отсекла от власти и многих слуг советского режима.
Кроме стран Балтии, люстрацию объявила ещё лишь одна бывшая советская республика, Грузия, и то довольно поздно.
Согласно принятой в 2011 году "Хартии свободы", бывшие сотрудники советских спецслужб, а также функционеры КПСС и комсомола лишены права занимать высокие должности в армии и полиции, быть судьями, а также работать в руководстве Общественного телевидения.
В бывших странах "соцлагеря" акцент в критериях люстрации тоже делался прежде всего на сотрудничество со спецслужбами тоталитарного режима.
В Германской Демократической Республике люстрация фактически началась сразу после её воссоединения с ФРГ: уже по Договору об объединении 1990 года можно было уволить госслужащего ликвидируемой ГДР, если он был уличён в сотрудничестве с министерством госбезопасности (штази) или соучастии в нарушении прав человека.
Затем, в 1991 году, Бундестаг принял Закон о документации штази и учредил Ведомство по управлению архивами штази (его тогда возглавил нынешний президент Германии Йоахим Гаук). Это ведомство и занялось проверкой госслужащих на предмет сотрудничества со штази.
Полмиллиона агентов штазиВсе госслужащие - а в то время в их число входили, например, и все работники системы образования - в ГДР заново подавали заявление о приеме на работу, заполняли анкету с вопросами о сотрудничестве со штази и органами власти, люстрационные комиссии рассматривали эти заявления и анкеты и сопоставляли их с архивами штази, после чего принималось решение о приёме.
В результате права на должности лишились около полумиллиона из 17 миллионов восточных немцев. Действие закона о документации штази продлено до 2019 года.
В Польше, как и в балтийских странах, бывших сотрудников и агентов спецслужб старого режима не отлучили от власти автоматически, а лишь обязали их сознаться в этом, причём сделано это было довольно поздно, лишь в 2006 году.
При этом сознаться в сотрудничестве со спецслужбами ПНР или СССР человек должен лишь в том случае, если баллотируется в парламент или местные органы власти. Если он был связан со спецслужбами и неудачно попытается скрыть это, суд запретит ему баллотироваться в течение ближайших 10 лет.
Коммунистов же поляки не "люстрировали", и бывшая главная партия ПОРП, преобразованная в партию "Социал-демократия Республики Польша", неплохо себя чувствует в польской политике: её представитель Александр Квасьневский был президентом, в начале 2000-х СДРП во главе левой коалиции сформировала правительство.
Миролюбивый "весёлый барак"В Чехии в 1990-х годах была проведена массовая люстрация. По нескольким законам на эту тему проверке на связи с номенклатурой компартии и спеслужбами в 10-миллионной Чехии подверглись более 140 тысяч чиновников, судей, руководителей государственных образовательных учреждений. Уличённых в работе на тоталитарный режим лишали права занимать государственные должности в течение пяти лет.
Венгрия считалась "самым весёлым бараком в соцлагере", то есть страной с самым мягким режимом, и люстрация в ней тоже была мягкой: у людей не было таких уж сильных мотивов отомстить партийным функционерам и сотрудникам спецслужб. При этом и без того невеликий энтузиазм в отношении люстрации колебался в зависимости от того, кто находился у власти, а бывшие коммунисты, сменившие название партии на "социалистическую", завоевали большинство в парламенте уже через один цикл, в середине 90-х.
В итоге несколько тысяч человек на высоких должностях были проверены на причастность к деяниям венгерской госбезопасности, но даже уличённых в ней не увольняли.
В 2002 году, например, премьер-министр от Социалистической партии Петер Медьеши был уличён прессой в том, что был офицером контрразведки в МВД социалистической Венгрии. Медьеши заявил, что он на том посту на самом деле боролся с советским КГБ на международной арене. В отставку премьер социалист ушёл только через два года, и вовсе не из-за разоблачения.
Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям