На следующей неделе власть намерена приступить к национализации «Мотор-Сичи». Или, как попытались это деликатно сформулировать в СНБО – вернуть предприятие украинскому народу.
История странная во всех отношениях. АО «Мотор-Сич» было приватизировано еще в середине 90-х. Предприятие работало, крутилось, находило заказы, расширяло направления деятельности.
Его серьезно подкосила потеря рынков после начала российской агрессии. И тут пришли китайцы.
Их появление на горизонте и переговорный процесс по покупке контрольного пакета акций «Мотор-Сичи» до поры до времени никого не смущали.
Пока вдруг не проснулся Вашингтон, обеспокоившийся возможностью Китая получить доступ к уникальным разработкам «Мотор-Сичи» и конструкторского бюро Ивченко-Прогресс.
Из-за океана посыпались грозные заявления, в Киев прилетали высокопоставленные гонцы из Белого дома.
И – какое совпадение – у китайского покупателя акций «Мотор-Сич» внезапно начались системные проблемы.
То Антимонопольный комитет вдруг проявил принципиальность и бдительность, запустив по долгому кругу процесс рассмотрения заявления о концентрации.
То «Укроборонпром» возжелал, чтобы китайские покупатели подарили ему часть акций.
То вдруг на собрание акционеров приехало СБУ, вместе с комиссией по ценным бумагам запретив его проведение.
То США ввели санкции против китайского инвестора, которые – опять, конечно, чистое совпадение – почти сразу же продублировал наш совершенно самостоятельный президент Владимир. Уже два месяца нервно ерзающий на стуле в ожидании так пока и не состоявшегося «магического звонка» Джо Байдена.
И вот наконец последовало решение СНБО о национализации предприятия.
Сразу же возникает вопрос – а что государство как будущий собственник может предложить или обеспечить для развития предприятия?
Госзаказ на десяток авиадвигателей (и то только в случае, если ВВС и МВД таки разродятся выполнить свои обещания про закупку Ан-178) или чуть больше, если реализуется мечта фантазеров с Банковой и Мининфраструктуры о создании «национального авиаперевозчика»?
Инвестиции или длинные дешевые кредиты для разработки новых видов продукции? Господдержку экспортных контрактов?
Продвижение предприятия на новые рынки?
Ничего этого не будет, поскольку сразу возникает резонный вопрос – а почему этого до сих пор не делали?
Затеяв абсолютно авантюрную историю с национализацией, Украина влезла в очень опасную геополитическую шахматную партию между двумя гигантскими полюсами – Китаем и США.
Откровенно и добровольно согласившись стать не игроком, а пешкой в руках одной из сторон. Абсолютно при этом не учитывая ни национальный интерес, ни динамику точек силы в мире.
Понимает ли власть глубину и степень опасности, развязывая войну – причем совершенно «по беспределу» – со страной, производящей 20% мирового ВВП, крупнейшим нашим торговым партнером, который в ближайшие годы станет первой экономикой мира?
Понимает, что может всерьез и надолго побить горшки со страной, которая в год инвестирует за рубеж финансовый ресурс, превышающий годовой ВВП Украины, и реализующей сейчас очень интересную в том числе для Украины инициативу «Один пояс – один путь»?
Даже импульсивный бывший американский президент Дональд Трамп, обвинявший Китай во всех грехах на свете и атаковавший их по любому поводу – не рисковал с ним беспредельничать. В отличие от нашего гаранта.
И ради чего? Что получим взамен – один вежливый протокольный телефонный звонок?
Реализуя ныне откровенную авантюру с национализацией «Мторо-Сичи», президент Владимир рискует втянуть Украину в очень опасную историю, пожинать плоды которой и исправлять последствия придется очень долго и дорого.
КРЮЧОК