Михаил Мищишин
Трагедия талантливейшего украинского интеллигента в лице Лины Костенко. Вначале мы сеем доброе, вечное, прекрасное в людях. И делаем это талантливо и глубоко.
Но, когда мы слышим на площадях слово "Украина", мы начинаем поддерживать в народе прямо противоположные, звериные чувства в надежде, что он сможет разрушить плохое старое и построить хорошее новое.
Но, диво-дивное, оказывается, что зверь, разбуженный в человеке, может построить только свою нору. И ложка крайнего националистического дегтя портит всю бочку демократического меда. И куда-то подевался красивый, умный и добрый украинец, которого выращивала своими стихами Лина Костенко. Украинец рвет и мечет в Донбассе, грабя, убивая и насилуя своих и чужих. С Кобзарем под пахвой.
И тогда украинский интеллигент находит крайнего. Того, кто хочет разрушить Украину. И это, конечно же, не он сам, своими же руками уничтоживший то прекрасное, что веками писатели, поэты и художники, государственные деятели создавали в украинцах.
В этом трагедия человека и Вселенной. Все накопленное тысячелетиями, все богатства души и страны могут быть загублены одним неверным движением духа человека и народа. Ибо нельзя служить двум господам.
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне». (Новый Завет, Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 24).
Обратите внимание на слово "никто". Его можно трактовать и так, что это касается даже самых великих из украинцев. И уж точно, двум господам не смог услужить рядовой украинский интеллигент, высыпавший вместе с желающим подебоширить люмпеном на улицы и площади Украины. Если ты становишься рядом с ворами и убийцами, для которых революция - самое время заняться их гнусным промыслом, значит, ты служишь не святому ремеслу искусства и не своему народу. А ворам и убийцам, которые спекулируют на святых чувствах украинцев. И третьего, увы, не дано.
Украине не столь нужны грамотные и патриотичные экономисты. Нам не столь нужны даже честные политики. Более всего нам необходим свой украинский пророк, который научит нас различать духов злобы поднебесной и добра. Зло в Украине рядится в тогу добра. И мы ему верим. И лишь по плодам их узнаем мы их. Но тогда уже, как правило, поздно что-либо менять.