Сергей Васильев – уроженец Горловки, известный российский бизнесмен, председатель инвестиционной группы "Русские фонды", первый инвестор одного из крупнейших российских интернет‑порталов – Рамблера. Его книга "Как мы покупали русский интернет", которая вышла в печать в Москве несколько недель назад, уже вызвала большой резонанс в среде интернет-бизнеса на постсоветском пространстве.
После покупки Рамблера, во второй половине 2000‑х годов, Сергей Васильев вместе с партнерами взялся за освоение украинского интернет‑пространства. И в итоге купил пять украинских интернет-ресурсов: поисковиком "Мета", финансовым порталом Finance.ua, спортивным ресурсом Sport.ua, интернет‑аукционом Auction.ua и туристическим порталом Nezabarom. В настоящее время остается совладельцем "Меты", Nezabarom и Sport.ua.
Небольшой фрагмент из книги...
Цензор
(Осень 2004 года)
В украинский интернет, точнее, в его политический водоворот, я погрузился впервые осенью 2004‑го, в разгар оранжевого Майдана.
Погрузился, чтобы понять: что же это такое, новая Украина?
Первый Майдан стал для меня полным откровением и неожиданностью.
Все годы юности я прожил на Украине, в Москву переехал, только поступив в институт. Украина – моя земля, такая же как Россия. Где‑то чуть беднее, где‑то чуть богаче. Я оставил ее еще во времена СССР, и потому в моей памяти она осталась еще той, советской Украиной, что в простонародье называли «югáми», с ударением на «а». Вся страна ездила летом к своим украинским родственникам отдохнуть. Это была абсолютно своя, гостеприимная и добродушная земля.
Но в девяностые, когда я с головой ушел в московский бизнес, Украина осталась где‑то далеко, в стороне. К началу 2000‑х я перевез в Москву родителей, и связь с Украиной почти пропала.
Киев напомнил о себе яркой феерией, устроив большой Майдан, с палатками, полевыми кухнями и оранжевыми стягами посреди столицы.
Что же там вдруг случилось? Откуда это? Что вдруг закипело внутри этой земли?
Эти вопросы сразу меня возбудили – и, не доверяя телевизионной картинке, я полез в сеть искать информацию, чтобы услышать из первых уст, что происходит. Ситуация интриговала еще тем, что киевские улицы вдруг взбунтовались против Януковича, вчерашнего донецкого губератора, который мог стать президентом Украины.
Я сам из Донбасса, вырос там. Считал донецкую землю своей, и потому киевский мятеж против донецкого губернатора меня еще более заинтриговал.
Первый нестандартный взгляд на происходящее я нашел на донецком ресурсе zadonbass.org. Я неожиданно понял, что картинка киевского бунта гораздо объемнее, чем казалась на первый взгляд. Спор шел не просто про «честные выборы» и подсчет голосов, а был гораздо глубже. На украинских улицах вдруг заговорили о старом, уходящем в века споре «русских» и «украинцев», славянофилов и западников. Вдруг оказалось, что этот киевский Майдан – совсем не о выборах очередного украинского президента, а точнее, не только об этом. Там всплывали вопросы ВЕРЫ, ПРАВДЫ, ИСТОРИИ.
Из всего потока новостей и бизнес‑историй этот «украинский вопрос» все больше и больше стал меня занимать, и я полез вглубь. О чем они спорят в украинской столице?
И там, ближе к Киеву, я случайно наткнулся на свежеоткрытый интернет‑форум Censor.net
Это был оранжевого цвета сайт, открытый сторонниками Майдана для обсуждения злободневных тем украинской политики. В тот момент это было центровое место споров и обсуждений всего, что творилось на площадях Киева.
Заочно я знал тогда всех основных форумных бойцов Цензора, но лично мы друг друга ни разу не видели. Первым с Цензора, с кем я познакомился и увиделся, был их главный редактор, Юрий Бутусов.
В какой‑то очередной форумной перепалке мы сказали друг другу пару обидных фраз. Обида распалялась, слово за слово, и ты слышишь от оппонента: «Это дуэль!»
– Давай встретимся лично, там и поговорим. С глазу на глаз.
Примерно такую фразу мне кинул Бутусов, и я ему ответил:
– Готов. На следующей неделе я буду в Киеве. Жду тебя вечером в ресторане отеля «Премьер‑Палас».
Главред
(2006 год)
Встреча состоялась в закрытой комнате японского ресторана в отеле «Премьер‑палас». Тогда в ресторанах повсеместно царил стиль фьюжн, смесь японского с итальянским. Я заказал бокал шабли и блинчики с лесными ягодами. Бутусов попросил те же блинчики, но с черным чаем, и назначенная «дуэль» довольно быстро превратилась в братание.
На многие годы мы стали с Бутусовым если не друзьями, то хорошими знакомыми. Всякий раз, когда я прилетал в Киев, я набирал Юру на мобильном с предложением выпить кофе, и мы встречались.
Просто поболтать.
Чем живет Киев, его олигархи и простые люди?
Юра удивился, найдя меня среди активных пользователей его форума, и честно признался, что польщен. Он был искренне рад, что кто‑то серьезный из Москвы заметил его молодой сайт и активно на нем общается.
– Я – бизнесмен, но ведь не только из бизнеса состоит наша жизнь, – объяснял я Бутусову свою странную забаву. – Не только в пересчете денег ее смысл. Мы все время ищем что‑то еще.
С некоторым недоверием, но он меня понял. Хоть и с удивлением, но это принял. А я пытался понять – что представляет из себя он сам? Что он думает об Украине?
– Я – русский, – заявил мне Бутусов в ответ на мои претензии о русофобии, льющейся с Цензора. – Я за тесные связи с Россией, но Россия далеко и ничего не делает для налаживания этих связей, и потому мы тут барахтаемся как можем.
– А что ты думаешь про украинские СМИ и интернет вообще? – продолжал расспрашивать я Юру.
И Бутусов стал рассказывать мне, как это видит он сам.
– Интернет в Украине – это прежде всего интернет‑СМИ, у нас их очень много. Говорят, что это Майдан породил интернет‑газеты. А может, все наоборот. У нас в Украине это какой‑то самовозбуждаемый механизм. Майдан порождает интернет‑издания, а сами издания потом порождают очередной Майдан.
– Юра, объясни, а как вы зарабатываете? Какие доходы, расходы?
И главред стал объяснять, что все непросто.
– Цензор убыточен.
Рекламы нет как таковой. И это не только у него, так во всем украинском интернете.
– На что же вы тогда живете? – продолжал спрашивать я.
Рекламных доходов в украинской Cети тогда почти не было. Это было несколько странно, поскольку к тому времени Рунет уже вспухал от рекламных денег. Я еще помнил времена начала нулевых, когда денег не было и в российской Cети, но сейчас на дворе стоял конец 2006‑го, рекламные доходы российских интернет‑СМИ уже исчислялись миллионами.
Но в Киеве было не так.
Украинские интернет‑СМИ жили тогда на «джинсе́» и «те́мниках». Эти два новые для меня слова я узнал именно от Бутусова. Первой статьей доходов всех украинских интернет‑газет была джинса, то есть проплаченный материал по чьему‑либо заказу.
Обычно джинсу заказывали олигархи, большие и малые, а также политики разных мастей. На джинсе жили тогда почти все киевские издания, на этом жил и Цензор. Это не были большие деньги, но этого хватало, чтобы оплачивать работу редакции в три‑четыре человека.
«Темники» – это уже удел большой политики, когда администрация Кучмы или теперь Ющенко указывают негласно, что и как писать, освещать в СМИ. Это удел больших, в основном телевизионных каналов. Там политический заказ, большие деньги, но одинокие интернет‑СМИ от этого далеки.
– Мы живем на джинсе.
Бутусов рассказывал об этом нехотя, как бы стесняясь. Такая ситуация ему самому не нравилась, но нужно было как‑то жить‑выживать.
– Все так живут.
– Но ведь это все несерьезно, – говорил я Юре.
Такого уже давно не было в России, тем более в Европе или Америке. Наши, российские, интернет‑издания жили уже в основном на рекламные деньги, и потому могли свободно формировать свой контент.
– Если доходная база СМИ – суть джинса, то это же искажает суть. Юра, ты с этим не согласен? – спрашивал я.
– Конечно, согласен. Мы в Украине должны вырабатывать цивилизованные правила бизнеса, такие же как в России, – подтверждал мне Бутусов. – Но денег в Украине гораздо меньше, чем в России, у нас же нет нефти, и потому – живем, как живем. Кроме того, количество украинских интернет‑газет огромное, у нас их, наверное, больше, чем в России.
– Как же так получается? Рекламного рынка в Сети нет, а газет больше. На что же они все живут?
– А вот так и живут, на джинсе и «спонсорах». Каждый олигарх и политик, а у нас это одно и то же, владеет какой‑нибудь интернет‑газетой.
– А на кого работаешь ты? Кому принадлежишь? – спросил я тогда Бутусова.
– Цензор принадлежит мне, главному редактору, – четко ответил Бутусов, но на чьи деньги живет редакция, сразу не признался. Лишь из намеков я понял, что это как‑то связано с Тимошенко и Турчиновым.
Мы попрощались и договорились держать контакт, периодически встречаться, делиться мыслями и планами.
P. S.
А через пару недель я снова зашел на форум и открыл новую ветку «Готов купить Цензор. нет»: «Обещаю не вмешиваться в редакционную политику и даже готов не менять оранжевый цвет сайта, так меня раздражающий. У меня будут всего два условия:
1. Модераторы сайта будут регулярно чистить ветку, где я веду свой дневник.
2. Имя покупателя сайта так и останется инкогнито».