Перейдем к анализу сложившейся ситуации. Задержка выплат пенсий, в первую очередь, показывает, что есть серьезные системные проблемы в украинском Пенсионном фонде, как и в экономике и публичных финансах. Я предполагаю, что ситуация, которую пытаются объяснить кассовым разрывом, в реальности имеет другие причины. В реальности все намного серьезнее, и это показывает картинку, что будет в Украине уже совсем скоро. Что я имею ввиду? У нас самая слабая экономика Европы, ВВП на душу населения по результатам этого года будет на уровне 2,5 тыс долларов. Это ниже, чем у Молдовы и Беларуси, и практически в 4 раза ниже, чем у России, практически в 5 раз ниже, чем у Польши. Чего можно ожидать, когда такой низкий показатель ВВП на душу населения, когда темпы роста отечественной экономики низкие и при самом хорошем раскладе страна покажет 3% роста в этом году, когда Украина по показателям Международного индекса счастья на 138 месте из 156 стран?
Стоит ли ожидать, что при таких показателях трудовая эмиграция украинцев вдруг сократится? Нет. Она уже большая и будет продолжать расти. Если посмотреть статистику польского регистрационного ведомства, то можно увидеть, что около 2 миллионов поляков эмигрировали, и теперь есть дефицит работников на освободившиеся места. Сейчас там и так официально зарегистрировано 1,3 млн украинцев и остается зазор еще на 700 тысяч украинцев, который будет увеличиваться. Это только Польша, а есть еще много других европейских стран, куда активно направлены наши миграционные потоки.
При такой ситуации состояние Пенсионного фонда будет крайне плохим. Это значит, что один уезжающий отсюда человек на заработки в любую страну лишает пенсии одного пенсионера. А количество пенсионеров будет оставаться константой, при этом количество работающего населения, которые содержат этих пенсионеров, будет постоянно уменьшаться. Эта проблема созревала очень долго. Если в 2013 году один работающий человек содержал 0,7 пенсионера, то есть 12 работающих содержали 10 пенсионеров, то сейчас уже наоборот. Критическая точка была бы, если бы 10 работающих содержали 15 пенсионеров. То есть мы за пределами устойчивого состояния. К этому нужно добавить, что пенсионеров стало больше по отношению к работающим. Плюс был снижен Единый социальный взнос (ЕСВ). Я не говорю, что это плохо, но этот шаг не был подкреплен дополнительными реформами, которые должны были пройти в экономике.
Вот произошло изменение в налоге, часть населения уехало, оставшаяся часть платит меньше, теневая экономика большая, количество пенсионеров не меньше - это означает, что Пенсионный фонд в существующем сегодня виде объективно должен был показывать сбой. И это только первый сбой, только начало - количество будет увеличиваться.
Может экономика и растет, может сегодня показатели лучше, чем вчера, но Украина живет в глобальном мире. И нужно сравнивать, а как дела у соседей? Если у них в десять раз лучше, а у тебя только в полтора, то в условиях открытой экономической системы интенсивная эмиграция будет продолжать расти. Поэтому проблемы Пенсионного фонда будут накапливаться и мы никогда не сможем решить их в рамках существующих координат, потому что нужны будут деньги из госбюджета, чтобы профинансировать дыру, которая образуется у фонда. Однако и госбюджет у нас не шикует, у него и без того есть дефицит. Проблемы с пенсионным фондом были прогнозированы плохой экономикой и всеми факторами, которые я назвал.
Я сомневаюсь, что в предвыборный год ситуацию с Пенсионным фондом могут как-то использовать различные политические силы. Главная опасность в том, что пенсионеры остаются наиболее имущими в стране. Люди отработали всю жизнь и теперь не могут свести концы с концами. Их бюджетные расходы настолько строги, что неполучение выплат вовремя по сути толкает их на голод. Эту ситуацию нельзя использовать в своих чисто политических целях. Не потому что кто-то не хочет, а потому что в реальности ситуация, как я уже сказал, и так будет ухудшаться.
Чем все закончится?
В перспективе первых недель, закончится все хорошо. Деньги найдут и выплатят. В перспективе от месяца до полугода эта проблема повторится. В перспективе одного года фонд будет показывать коллапсные явления. В перспективе от одного года, если система координат страны так и не изменится, и все будет нынешнем виде, то совершенно скоро нужно будет поставить вопрос о переходе к "грузинской системе" пенсионного обслуживания, когда у всех будет одна единственная социальная пенсия - абсолютная "уравниловка" без всякой дифференциации.
Но если ситуация в экономике не будет изменена, то и эта система не сработает. Нужно будет продолжать сокращать пенсии и бить по тем, кто абсолютно социально незащищенный. Либо вообще отказываться от системы пенсионного обслуживания, как сделали в некоторых странах, которые когда-то были в составе СССР, так и в некоторых странах средней Азии. Там забота о пенсионерах является заботой их собственных семей.
К сожалению, в текущей системе координат ничего другого уже сделать или изменить нельзя. Нужно менять систему. Страна должна начинать показывать активный рост, что приведет к приходу инвесторов, уменьшению эмиграционных процессов. Только тогда может быть решен вопрос с Пенсионным фондом.
Важно уточнить, что никакое повышение пенсий кардинально не решает этот вопрос. Когда в марте 2015 года Украина подписывала соглашение про сотрудничество с МВФ, имелось ввиду, что она будет выполнять все взятые на себя обязательства, которые касались, в первую очередь, не увеличения тарифов на газ, а реформирования страны для выхода на путь стабильного экономического роста. И сейчас, когда проводят параметрическую пенсионную реформу, когда увеличивается возраст выхода на пенсию, возможно, это и нужно сделать в нынешних условиях. Но это тоже очень запоздалый шаг, который не даст желаемого эффекта. Через 2-3 года к этой проблеме нужно будет возвращаться.
Олег Устенко