Участие Украины в великом имперском проекте XVIII—XX веков и сделало нас такими же пионерами воздушного океана, как американцы и французы. Немногие страны могут похвастаться тем, что они стояли у самых истоков авиации. Украина — может.
МОЖАЙСКИЙ ВПЕРВЫЕ ВЗЛЕТЕЛ В УКРАИНЕ.
Первый прототип своего самолета Александр Можайский построил в имении Вороновица, которое и сегодня находится в 19 километрах от Винницы. Имение купил его брат Николай в середине 60-х годов XIX столетия. До этого оно принадлежало польскому роду Грохольских. После очередного польского восстания 1863 года царская власть заставила магнатов, замешанных в антиправительственных выступлениях, продать недвижимость в этой части Российской империи.
В поместье Можайских сегодня находится авиационный музей, открытый еще в советские времена. Но само здание разрушается. В некоторых окнах нет даже стекол! Осыпается штукатурка с фасадов. Ржавчина покрывает крышу. Обваливаются водосточные трубы. И это всего в 15 минутах езды от областного центра!
СПАСТИ ВОРОНОВИЦУ.
Вороновицу следовало бы сохранить, даже если бы это был просто чудом уцелевший после революций и двух мировых войн панский дворец. Его строил в самом конце XVIII века итальянец Доминик Мерлини — архитектор последнего польского короля Станислава Лещинского. Изящные колонны, подковообразные фасады, два роскошных бальных зала. А рядом — конюшни с огромными погребами, службы… Это жемчужина как архитектуры, так и истории! Но многие ли украинцы знают о ней?
По словам директора музея Виктора Демяненко, на реставрацию дворца необходимо три миллиона гривен. «Вся документация и расчеты давно готовы, — говорит он. — Но из государственного бюджета уже несколько лет нам не выделяют ни копейки».
ФЛИГЕЛЬ СИКОРСКОГО В РУИНАХ
Игорем Сикорским наша страна вроде бы гордится. Его называют «українським винахідником гелікоптера». При этом память выдающегося изобретателя в городе, где он родился, буквально втоптана в грязь. На улице Ярославов Вал, 15-а есть домик, в котором жил юный Сикорский. Тут он сконструировал первую модель своего вертолета, который теперь переименован в «гелікоптер» (это звучит очень «євроатлянтично») и даже в «гвинтокрил» («национально-свидомая» версия того же слова). Но два новомодных термина вместо одного проверенного годами сути дела не меняют — дом Сикорского зияет глазницами пустых окон прямо в центре Киева. Мемориальной таблички там нет. У общественности может сложиться мнение, что это просто рядовой, ничем не примечательный домишко. Кому-то захочется его снести или воткнуть вместо него высотную «свечку» — будет памяти Сикорского отличная «могила».
Сикорский построил свой первый вертолет больше столетия назад — в 1909 году. Он отрывался от земли и поднимал несколько пудов груза. Есть фотографии того времени. Эпохальное событие произошло именно во дворе дома на Ярославовом Валу! Любая страна сделала бы из этого всемирное шоу и национальный бренд. Здесь, в Киеве, прямо в столице Украины впервые поднялся в воздух летательный аппарат нового типа — ВЕРТОЛЕТ!
Причем, Сикорский действительно мировая знаменитость. Четырехмоторные тяжелые бомбардировщики «Илья Муромец» его конструкции были первыми в мире! Буквально накануне Первой мировой войны конструктор лично совершил на одном из них беспримерный перелет «Петербург — Киев». До сих пор невозможно без восхищения читать репортаж Сикорского в журнале «Воздухоплаватель» за август 1914 года об этом событии: «Илья Муромец» шел на высоте 1200 метров, и под ним во все стороны расстилались сказочные снежные местности с утесами и долинами. (Так автор передает ощущение от вида облаков, расстилавшихся под самолетом. — О.Б.) Я долго не мог оторваться от этой необычайной красоты. Было около 8 часов утра, когда мы решили спускаться, так как должен был вскоре показаться Киев. Увидев справа под собой проталину, мы снизились и в ней, как в окошке, увидели очертания Киево-Печерской лавры и Цепного моста. Сделав большой круг, мы спустились на знакомом Куреневском аэродроме».
После революции Сикорский уехал в США, не желая мириться с советской властью, основал за океаном свою фирму, выпустил несколько типов самолетов, а потом в 1942 году получил государственный заказ от американского правительства на первую в мире партию вертолетов. Они предназначались для эвакуации раненых. Теперь в России его называют «россиянином», в Украине — «украинцем», в Соединенных Штатах — «американцем» Igor Sikorsky. А он был, прежде всего, КИЕВЛЯНИНОМ — и даже на акции своей компании в США поместил изображение «Ильи Муромца», летящего в родной город!
Неужели образ Сикорского менее выгоден для создания положительного имиджа Украины, чем шароварные Спрытко и Гарнюня, которых одно время пытались запустить в дело, по заказу МИД? Любая думающая о будущем страна отремонтировала бы дом изобретателя вертолета, разместила бы там музей и включила его во все туристические маршруты. Для мира абсолютно не важно, были ли у нас бандеры и мазепы. В мире их, по большому счету, не знают и никогда знать не будут, как мы не знаем имен папуасских вождей, настригших чьих-то голов. Сикорский же был и останется наряду с Булгаковым самым известным уроженцем столицы Украины.
ЗАБЫТЫЕ АСЫ КАЗАКОВ И КРУТЕНЬ
Лет десять назад в Киеве снесли дом, в котором жил один из лучших асов Первой мировой войны капитан Евграф Крутень. Память уничтожена. Осталась только символическая могила героя на Лукьяновском кладбище рядом с захоронением легендарного Нестерова. Стелу в честь Крутеня установил еще в 70-х годах прошлого века за свои деньги авиаконструктор Олег Антонов. Дом Крутеня — потомка запорожских казаков, друга и сослуживца Нестерова, истребителя, одержавшего 16 воздушных побед, уничтожен варварским строительным бумом в Киеве, который не пощадил ради наживы ни Сенного рынка, ни множества старинных уютных особнячков, придававших обаяние древнему городу.
Олесь Бузина, Сегодня