Автор Тема: Турбизнес и кризис: большие шкафы громко падают?  (Прочитано 2925 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Знаменитый писатель
  • *****
  • Сообщений: 70868
  • Пол: Мужской
  • Киевстар шайка мошенников
    • Награды
Турбизнес и кризис: большие шкафы громко падают?
« : 08, Ноябрь 2008, Суббота, 11:12:19 am »
Ситуация на финансовом рынке держит турбизнес в напряжении. Большинство опрошенных RATA-news туроператоров ожидают снижения спроса на зимние программы - в лучшем случае. В худшем – уже констатируют уменьшение объемов продаж. Но самые большие опасения вызывает даже не ближайшая зима, а следующее лето.
 
Нынешний спрос на зимние программы неоднозначен. «По пляжным направлениям у нас реально чувствуется снижение, - говорит генеральный директор компании «Асент-трэвел» Борис Бурыкин. - Например, Таиланд упал в разы, хотя не факт, что это влияние именно кризиса, здесь может сработать политическая ситуация в стране. Но хуже продаются и Канары. По Вьетнаму и Камбодже мы работаем первый год, но темпы продаж нас не устраивают». «Массовый «средний» продукт - экскурсионка, каникулы - всегда первым реагирует на кризисные ситуации, именно он сейчас и просел, минимум на 20%», - сказал президент «Розы ветров» Сергей Зенкин.

Президент компании «Южный Крест» Андрей Кузнецов тоже отмечает, что продажи оставляют желать лучшего, но пока не очень связывает это с кризисом: «Есть туроператоры, которые на наших общих направлениях продают продукт по низким ценам. А я не хочу демпинговать и держу цены с хорошей рентабельностью. Да, продажи идут не очень, а вот почему – вопрос». Снижение, хотя и незначительное, констатирует президент холдинга VKO Эллада Пескова: «Чуть хуже продается Новый год». Генеральный директор компании «Солвекс-трэвэл» Ирина Петрова отметила торможение спроса на Таиланд: «В конце октября начинается расширение программ на этом направлении, а достаточной глубины продаж пока нет».

Надежда туроператоров - горнолыжники, которые считаются самыми стойкими туристами. По словам г-на Бурыкина, как только в России начали говорить о финансовом кризисе, горнолыжный спрос замер на пару дней, а потом вернулся к «докризисному» уровню. «Горнолыжка будет устойчива, - говорит он. - Не будет большого роста, но спрос сохранится. Помню, после кризиса 1998 года ближайший зимний сезон был лучше предыдущего». Но и горнолыжники не оправдывают всех надежд. «В июле, августе и сентябре продажи были, а за последние 3-5 дней притормозились. Мы даже думаем уменьшать квоты мест в отелях», - признает Сергей Зенкин. «Продажа горных лыж снизилась на 10% по сравнению с этим же периодом прошлого года. А поскольку горнолыжка обычно падает в последнюю очередь, то это своего рода индикатор ситуации на рынке», - считает Ирина Петрова.

Конечно, не все так печально: «Экскурсионка по Европе идет хорошо, мы ее дешево продаем: на рынке сейчас низкие цены на этот продукт - вынуждены подстраиваться», - говорит Борис Бурыкин. «По Китаю и Иордании я пока снижения продаж не чувствую. Что-то хуже, что-то лучше, но все в более-менее штатном режиме», - отмечает Андрей Кузнецов. «Израиль сильно прибавил. И в детском сегменте проблемы пока незаметны», - говорит Ирина Петрова. А в компании «Мегаполюс турс», по словам ее президента Эдуарда Кузнецова, вообще пока продажи опережают данные прошлого года процентов на 30. «В целом ситуация традиционна для кризиса: очень хорошо спрашивают дорогие индивидуальные туры и дешевый продукт. Отборочный матч Чемпионата мира по футболу со сборной Германии мы продали отлично. И автобусные туры продаются успешно – они подешевле», - говорит Сергей Зенкин.

Но ожидания туроператоров тревожны. Во-первых, как ни парадоксально, перевозки на многих направлениях явно поставлено с избытком. В этом смысле беспокойство вызывают Бали, Малайзия, Таиланд, Китай, Индия, Куба, Доминикана. А ведь именно пляжники, по мнению экспертов, самая «рисковая» категория потребителей – в том смысле, что они первыми отказываются от отдыха в случае финансовых затруднений. Не все ладно и в горнолыжных программах: некоторые называют «фантастическими» заявленные рейсы на австрийских авиакомпаниях Niki и Laudea. «Или определенная часть турбизнеса продолжает работать по инерции, или, имея некий финансовый ресурс, идет ва-банк, чтобы заставить сократиться конкурентов», - предполагает Эдуард Кузнецов.

Прогнозы развития ситуации разные.

Оптимистические: «Будет рост, но максимум 5-10% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В самом худшем случае – отсутствие роста», - считает генеральный директор компании «Музенидис тревел» Александр Цандекиди.

«Пока простого потребителя кризис не затронул. Во всяком случае, нет никакой информации, что какой-либо банк перестал выдавать частные вклады. Конечно, ситуация плохо предсказуема, и это не дает возможности грамотно прогнозировать. Но, думаю, этой зимой основной проблемой будет не снижение спроса, а огромный объем работы. Придется мгновенно реагировать на возможные изменения рынка, принимать быстрые решения, что-то сокращать, что-то отменять. Это будет непросто», - говорит Эллада Пескова.

Пессимистические: «Кризис в США и его влияние на Европу - только в начале пути. Все зависит оттого, в какой степени он затронит Россию. Но уже началось сокращение кадров, в частности, в банковской сфере, и эти «белые воротнички» - наши потерянные клиенты. Прироста рынка не будет, в лучшем случае он останется на прошлогоднем уровне. Но может и упасть – минимум на 10-20%». Это мнение Эдуарда Кузнецова.

 «По всей логике сезон должен быть провальный, в самом лучшем случае – небольшое увеличение спроса. Пессимистический сценарий – падение спроса. Но того роста, на который рассчитана перевозка, просто не может быть», - уверен Андрей Кузнецов.

«Падение продаж примет характер снежного кома. Пока государство замалчивает серьезность проблемы, люди не понимают нависшей угрозы. Но уже идет сокращение рабочих мест, банки отказывают в кредитах. Наш рынок замер в ожидании», - говорит Сергей Зенкин.

Еще более тревожны прогнозы долгосрочные. «Падение рынка неминуемо, но, скорее всего, это проявится не зимой, а к следующему лету, что гораздо страшнее. Ведь летние программы по объемам несопоставимо больше зимних. Подозреваю, что потребитель среднего класса вновь исчезнет, а потом будет долго-долго восстанавливаться, как это уже было после кризиса 1998 года», - считает Ирина Петрова. С ней соглашается Эллада Пескова: «Кризис повлияет на турбизнес позже, скорее всего – следующим летом».

Что можно сделать, чтобы предотвратить худшее развитие событий? «Мы своих самолетов не держим – не гордые, а блоки не стали увеличивать, соизмерили со своими опасениями. Взяли столько же, сколько было в прошлом году», - говорит Борис Бурыкин. «Нам всем необходимо отставить амбиции, договориться, отслеживать ситуацию на рынке и при снижении спроса оперативно корректировать перевозку, чтобы сохранять баланс», - предлагает Ирина Петрова.

Пойдут ли на это авиакомпании? Опять же, как сложится. «С одной стороны, вполне возможно, что при резком падении спроса уже не туроператоры будут ходить за перевозчиками, а наоборот, - рассуждает Эдуард Кузнецов. - Но возможно и другое развитие событий. Если авиакомпаниям нечем будет платить за лизинг, возникнет дефицит самолетов, и тогда договариваться будет еще труднее».

В «Розе ветров» подсчитали, что в их ассортименте 35% занимает дешевый продукт (стоимостью меньше $1000), 40% - дорогой (выше $2000) и 25% средний, который сейчас хуже всего продается. «Вот этот средний сегмент мы хотим значительно удешевить, - поясняет Сергей Зенкин. – А вообще еще с конца августа мы стали сокращать блоки, ушли от больших депозитов, прекратили все рисковые операции и даже сокращаем кадры на тех позициях, где это возможно. В это время мы обычно вносили до миллиона долларов на депозиты по России на следующее лето, а сейчас проплатили минимум – будем следить за развитием ситуации. Сейчас не до надувания щек».

Вообще финансовый вопрос стоит на туристическом рынке особенно остро. Пошли продажи нового года, накапливается оборотная масса. «Посмотрим в конце декабря – начале января, будут ли оплачены гостиницы и самолеты или эти деньги где-то растворятся», - говорит Эдуард Кузнецов. У многих компаний еще не проплачены зимние программы, но это не самое страшное. Платить вперед сейчас даже ни к чему: места в курортных отелях есть, поскольку со многих направлений ушли европейские рынки. А вот чего действительно страшится рынок - демпинга. В ситуации, когда сокращается кредитование, турфирмы, которые живут с оборота, наверняка начнут сбрасывать цены, чтобы получить хоть какие-то деньги. И это обрушит все направления, даже те, что могли бы принести прибыль.

И, конечно, сейчас особенно актуальной становится темы выживаемости турфирм. «Большие шкафы громко падают», - говорит Эдуард Кузнецов, намекая, что главные проблемы могут возникнуть именно у компаний с большими оборотами. «У нас кредитное тело - 1% от оборота, и то я чувствую себя некомфортно, - признается Андрей Кузнецов. - А есть компании, у которых этот показатель равен 10-15%, и я с трудом себе представляю, что им сейчас делать. Думаю, рынок потеряет одного-двух крупных операторов».

Прибавьте к этому то, что у значительной части игроков рынка еще не закончилось лето: многие должны многим. «Никто из ваших не платит», - посетовал в разговоре с корреспондентом RATA-news руководитель одной из принимающих компаний на Кипре. О том, что ряд туроператоров Москвы, Петербурга и Екатеринбурга еще не расплатились по своим летним программам с греческой компанией Mouzenidis, рассказал RATA-news глава московской «Музенидис трэвел» Александр Цандекиди: «Причем суммы долга у каждого совсем не критичны, а турфирмы очень известные, среди них есть и крупные, и это настораживает. Конечно, пока в Греции принимают клиентов этих фирм. Но продолжаться это может еще максимум 10-15 дней. Потом Mouzenidis будет вынужден приостановить прием туристов от компаний-должников, и тогда «всплывут» их имена, хотим мы этого или нет».

Борис Бурыкин относится к возможным банкротствам философски: «На подъеме, когда туристическая «пирамида» растет, появляются маловменяемые фирмы. А в трудных ситуациях выживают только предсказуемые, нормальные компании. Кризис должен отфильтровать, структурировать турбизнес. После августа 1998 года на нашем рынке три года очень спокойно дышалось». (Ирина Тюрина, RATA-news)

Пополняя Киевстар, ты пополняешь российский бюджет!


Теги: