Записки без паники
Три военных месяца в Луганске глазами оптимиста и мизантропа
Этот текст пришел в редакцию самотеком — трехмесячные наблюдения очевидца за превратившимся в зону боевых действий Луганском. Сейчас там не бомбят, даже выборы недавно состоялись, но уверенности в том, что нынешний мир — это надолго, нет. А значит, и актуальность этих заметок не исчезлаЮрий Черкасов, ЛуганскСразу предупреждаю, что затронуть и описать все не способен. Один потому что. Если о чем из очевидного не написал, значит, для меня это было неочевидным. А может, не захотел. Смаковать разрушения, описывать трупы и расписывать раненых — этого добра насмотрелся — точно не буду. Ковыряться в дерьме домыслов и политики — тоже. Гнобить "другую сторону" и не подумаю.
Моя цель дать читателю материально-духовные наставления — опять же на всякий случай. И буду дотошно искать хорошее. Война — не злобный оскал безумного каннибала, но испытание, экзамен на вшивость и устойчивость. Останешься человеком — считай, победил.
Вместо предисловияЯ — житель Луганска, Донбасс, Восточная Украина, Европа, планета Земля, Солнечная система, галактика Млечный Путь, Вселенная — единственная и такая же неповторимая, каким считаю себя я сам — Юрка Черкасов. Один из нескольких миллионов, оказавшихся в пекле вооруженных разборок. Я — живой, потому что этого хочу и буду. Жить!
Инстинкт самосохранения отправляет тело черт знает куда, где — по слухам, конечно, — не то рай, не то земля обетованная. Что ж валите... с миром. Не я судья. Отношение к войне выскажу словами полководца Первой мировой войны А.А. Брусилова: "Сражаться против соотечественников я не способен".
Семью успел вывезти. Есть у меня работа и крыша над головой. Не ахти крыша и работа "не до жиру". Но не жалуюсь. Это к вопросу — почему остался. Ой, да таких историй только в Луганске сотни тысяч. И в других городах. Миллионов пять-шесть наберется, разных по начинке, но похожих по итогу. На днях один хороший знакомый решился уехать. Хотя не собирался. Но дочь с "мирной Украины" перестала с ним общаться. Во как! Чешет один в один с "зомбоящиком".
— Что ж делать теперь будешь? — спрашиваю.
— Приеду,— отвечает,— вытащу ремень из брюк и хорошенько набью соплячке ж... С наставлениями, что нельзя, не зная причин, огульно вешать ярлыки и затыкать уши.
За время всего этого безумия я написал несколько постов, анализируя — субъективно, понятно — события. А потом, совершенно случайно, обратил внимание на странность. Чем становилось хуже у нас, тем меньше граждан "мирной Украины" стали общаться со мной. Друзья, приятели, знакомые — исчезли. А с другой стороны, моя страничка здесь и телефон затряслись, зазвенели от сообщений. Пишут в личку, репостят, комментируют, лайкают, просят номер телефона россияне, белорусы, казахи и т.д. У меня рвется сердце, выворачивается душа. Почему так? Меня, украинца, понимают и поддерживают не украинцы. Какая горькая ирония! Я не принимаю ничью сторону. У каждого своя правда. Только в украинской правде сквозит игнор. И хочется вопить: "Донбасс — не лепрозорий! Мы — не прокаженные!"
Ну на хрена мне такие манцы? Когда дочь отворачивается от отца, а друзья от меня. Знакомый будет бороться за дочь. Я же за таких друзей — нет. Я буду держаться за свою землю. Не хочу скитаться по чужим, браться за левую работу для прокорма и благодарно вилять хвостом перед благодетелями. Мараться об оружие тоже не хочу. Жизни хочу, мира хочу.
И еще. Любая проблема решается за столом. И мне все равно, что на нем будет стоять — горiлка или водка. Градусы крепости одинаковы...
От осады до блокадыСейчас время напоминает упорный родник, пробивающийся через скальную породу. И убыстряется лишь в минуты стресса. Ми-ну-ты. Когда слышишь мерзкий звук крупнокалиберной мины с лихорадочным буханьем в груди: "Накроет или пронесет?". Тогда время несется с немыслимой скоростью. А потом медленная ленивая река отката — пронесло!
Хочу поделиться некоторыми выводами из пережитого. Прежде всего нужно обязательно чем-то занимать себя. Не давать суке-панике и дурным мыслям взять верх. Работаете? Бегом на работу! Не платят? Ничего страшного, позже заплатят. Зато вы выскочите из замкнутого круга. Если работы нет, делайте по дому что угодно, любые новшества и глупости. Дали постоянную прописку страху? Шатайтесь по улицам среди людей, глазейте, ведите дневник, читайте книги, да что угодно...
Прежде всего нужно набрать продуктов длительного хранения: муки, круп, сахара, подсолнечного масла, соленого сала, сухарей, чая, кофе.
Вода. В городских квартирах обеспечить сколько-нибудь солидный запас воды нереально. Да, она потом поднимается в цене, разыскать и тащить ее — та еще морока.
Сигареты. Бич секущий! Если позволяют финансы — берите, сколько сможете. Все равно не хватит! Последующие предложения табачных изделий будут гнусны либо ценами, либо качеством. Естественно, старайтесь меньше курить.
Спиртное. Не рекомендую! Велик риск пропустить все самое интересное: похороны, например, вследствие попадания снаряда непосредственно в собственное жилище. Не среагировал вовремя — сыграл в ящик. Небольшой запасец коньячку и водочки — это пожалуйста! Как средство побороть нервный срыв или просто, чтобы забыться именно сегодня. Ну или для тонуса.
Мясо — только на раз или несколько дней: отключения электроэнергии не имеют системы, но длительны.
Очень хороши супы-пюре или лапша быстрого приготовления. Пользы от них мало, но это горячая еда.
Тушенка и рыбные консервы. Обязательно! Отключения света в упор не замечают. Правда, возникает дилемма: дорогие покупать — жаба задавит, а дешевые — вряд ли кто употреблял. Тут можно пятьдесят на пятьдесят.
О макаронах. Обеими руками — за! Много места не занимают, а пользы — навалом. И не бойтесь, что от мучного разнесет. Не получится растолстеть-то! С одной стороны, постоянный стресс, а с другой — регулярное движение. Скажу про себя. Два месяца — 12 килограммов долой. Без напрягов.
Рекомендую запастись спиртом, уксусом, ватой, туалетной бумагой, прокладками, влажными салфетками и дезодорантами. Грязные шмотки можно сменить, гардероб любой семьи это позволяет вполне, а вот запах немытого тела, несвежее лицо и руки... Это кошмар! Влажные салфетки, им цена — копейки, а сколько пользы! Облик человеческий терять нельзя! Опустился — проиграл войну в себе.
Обязательно приобретите запас моющих средств для туалета. Смывать ковшиком — путь к различным заболеваниям и жутким миазмам в помещении, как ни проветривай!
Стиральный порошок и моющее средство для посуды. Небольшой запас. Когда нет воды для элементарного, вопрос со стиркой десятый. Посуду тем более желательно мыть горчицей или содой. Сообразили, почему? Привычные моющие средства жутко пенятся, следовательно, тратится лишняя вода.
Мыло и шампунь — обычный запас плюс один-два комплекта. Обязательно приведите в порядок волосы. Говорю это всем — стригитесь! Все отрастет, были б живы.
Приведите в порядок зубы и обувь. Потом это будет очень проблематично. Бормашина, например, без электричества не работает, а обувные мастерские закрыты.
Медикаменты. Для пенсионеров — сделать большой запас традиционных и необходимых лекарств плюс: от давления, сердца, аллергии, бессонницы и дисбактериоза. Пластыри не забудьте! У кого нет тонометра — приобретите.
Пошли дальше. Я проводник, не забыли? Со свечкой! Кстати, о свечах. Не жмитесь, купите несколько толстых и дорогих.
Батарейки — да! Для часов и радио.
Практически все аптеки по городу закрылись. У еще работающих стоят длинные очереди. Идет торговля втридорога. Покупатели безропотны. Для многих — это вопрос жизни или смерти. Вместо оригинальных препаратов берут сомнительные аналоги и счастливы.
Гемофилики, туберкулезники, диабетики и особи с нарушениями умственной деятельности стали заложниками блокады. Эти люди ближе всего к краю. Война — очень серьезное испытание для здорового и молодого человека, и часто непосильное для пожилого и больного.
О-о-о! Очень легко скатиться и опуститься. Сложно потом вскарабкаться на прежний уровень. Так, может, не стоит и скатываться? Держаться в тонусе, не превратиться в руину — не такая уж непосильная задача. Это так важно! Для самоуважения и чтоб не быть обузой. Сила духа и воли — препарат пролонгированного действия!
ОсвобождениеНас освободили от засилья супермаркетов, бутиков и фастфудов. Правильно! Надо быть проще и скромнее. Чихал я на эксклюзивные и непрактичные шмотки, роллы, мокко и хенесси, взвесьте мне картошки и помидоров.
Нас освободили от вредных выбросов предприятий и выхлопов автомобилей. Очистим легкие! Ходьба спасет от многих хворей.
Нас освободили от многих пунктов Конституции. И то верно. Пора ее менять на фиг!
Нас освободили от табачных изделий. Делов-то! Ограничим себя в курении.
Освободили от электроэнергии. Так и платить не нужно! Свечки есть. Меньше будем торчать в квартирах. Живое общение к тому же начали практиковать.
Освободили от интернета. Не заболеем, значит, зависимостью. Заодно вспомним об эпистолярном жанре.
Освободили от водоснабжения. А пожарные колодцы и водокачки на что? Плюс очередь. Можно позубоскалить и просто побалдеть от общности.
Нас освободили от связи. Зато теперь в гости можно ходить. Без приглашения. И будут рады, ручаюсь!
Освободили от иллюзий. Давно пора!
Нас освободили от широкого выбора медикаментов. Будем травками лечиться, блин.
Освободили от банков и налоговой системы. И то хорошо! Не будем переплачивать по кредитам, потому что не будем их брать. Не будем платить налоги, ибо все закрыто.
Освободили от культурно-массовых развлечений. Ничего страшного. Шахматы, шашки, карты, домино, пазлы, судоку, кроссворды и фанты — снова в фаворе!
От кинотеатров освободили. Да, не будем теперь давиться попкорном и пялиться на тупые заграничные блокбастеры.
Нас освободили от полноценного сна непрерывными бомбардировками. Так мы нынче и не перерабатываем сильно. Можно сон и сократить. Впрочем, бомбардировку можно и проспать. Было и такое. Зато как приятно потом удивляться: "Ты смотри! Пропустил! Проспал!"
Освободили от вольного передвижения по городу. Теперь — только адресно и по необходимости. Деньги целее будут.
Освободили от многих продуктов питания. Фантазировать, значит, с уже имеющимися будем. Столько рецептов гуляет по городу из уст в уста.
Освободили от телевизора. Наконец-то! Мозги прочистятся. Нас освободили от железнодорожного сообщения. Поезда скучают и тихо плачут в депо. Не поедем теперь, тудух-тудух, куда-нибудь. Ну и к нам ушлепки всякие тоже не приедут. Ой, забыл сказать, а ведь от денег нас тоже освободили! Так что и ехать теперь пустыми незачем.
Список "освобождений" можно продолжать долго. Только не забывайте, что речь идет о Донбассе! Мы и раньше не слишком были обласканы комфортом и бонусами. Край у нас суровый. Зимы холодные, а лето сухое и знойное. Люди закаленные. И то, что в других регионах вызывает ужас и панику, у нас воспринимается как бы в порядке вещей.
Слухи-оплеухиРасцвели пышным цветом побрехушки, домыслы и откровенный бред. Закономерный — вследствие отсутствия печатной информации — сплав из "одна бабка сказала", "сарафанного радио" и "клянусь, сам в очереди слышал!" Вся эта ахинея множится на шаткое состояние умов сплетников и получается совершеннейший бред:
— На город идут 130 танков...
— Да нет же! Из города идут 170 танков...
Блин, это ж не битва на Курской дуге! В городе танки уязвимы и мало маневренны. Нет такого количества танков нынче. Невелик пирог — наш город, чтоб посылать на него "стальные армады".
— Придут "те" — всех порежут...
— Придут "эти" — всех порежут...
А не задолбаются "те" или "эти" резать?
Абсурд. Продолжение эпопеи "Свадьба в Малиновке". Дебилам — скидки!
— Новое оружие. Ж-жах и полквартала нет. Сам слышал...
— Химическое оружие применят. Запасайтесь спиртом, бинтами и мочой...
— Фосфорные бомбы. Трупы светятся...
Идиотизм!
Даю справку. За весь период не было разрушено полностью ни одного пятиэтажного дома. И бомбежка кварталов ведется лишь для того, чтобы посеять панику и склонить общественное мнение в ту или иную пользу. Создать хаос и бардак, в котором можно выловить "рыбку" политической сиюминутной выгоды...
И вся эта брехня на полном серьезе, с выпученными глазами и активной жестикуляцией. Все в людях смешалось: страх с надеждой, паника с бравадой.
На минуточку, каждый патрон, граната, снаряд, мина, бомба, танк, самолет — это деньги. Нехилые деньги! Никому не нужна пиррова победа и полностью разрушенный город. Да и сделать это очень проблематично и бессмысленно.
Сообщений о штурме города было не счесть. И все как одно — из "достоверных" источников.
Пока был свет, жевали и пережевывали брехню из "зомбоящика", интернета и радио. Добавляя, естественно, от себя, для масштаба и значимости, бредятинки.
Не устану повторять:
— Люди! Человеки! Не верьте байкам из очередей. Настоящей правды вы не узнаете. И не надейтесь. Чтобы ее знать, нужно как минимум находиться рядом. Занимайтесь своими делами: добычей пропитания и воды, держите себя в приличном виде, помогайте ближним и не забивайте голову околесицей. А если невмоготу, так хоть делите на шестнадцать.
Короче, сидите и не рыпайтесь! Наша задача нынче — выжить, а не тратить нервы на глупые слухи! Точка.
МародерыКак водится по всему миру, во время смут и массовых исходов населения — встречаются. Правда, не часто. Оголтелого "ломай, бей, круши, бери, гадь" — нет. Есть скромные случаи экспроприации. Скажу сразу, выносят имущество, как правило, милые и добрые соседи, которым были вверены отъезжающими ключи.
Киоски, магазины и супермаркеты не громят. Некоторые магазины и офисы, подвергнутые бомбежке и с выбитыми стеклами, ночами посещают любители, страждущие до халявки. Но, повторюсь, случаи не массовые. Так, потихоньку, полегоньку, "авось пригодится". Основная масса горожан, как стемнеет, запирается в квартирах и домах и сидит тихонько как мыши. Жгут свечи и слушают взрывы. Гадают, ругаются, пьют спиртное, спят, стонут, вскакивают и кричат. Ну так война ведь или нет?!
И напоследок информация на закуску.
Мародеров ловят. Одних прессуют плотно, других отправляют на исправительные работы, третьих — расстреливают. Закон военного времени!