Экономисты обсуждают жизнь после евроСостояние европейского финансового механизма продолжает ухудшаться, несмотря на отчаянные попытки спасти еврозону, предпринимаемые руководителями отдельных стран и всего Евросоюза. Поэтому неудивительно, что слухи о распаде валютной зоны распространяются все активнее, а некоторые политики, бизнесмены и экономисты начинают осторожно рассуждать о "жизни после евро". Общего мнения относительно того, как будет выглядеть этот процесс и к чему придет Европа, пока нет - но все скептики сходятся в том, что в том или ином виде распад еврозоны не за горами.
Несколько дней назад компания ICAP, управляющая крупнейшей системой по осуществлению сделок на мировом валютном рынке, заявила, что подготавливает свой инструментарий для работы с драхмой - на случай, если Греция все же выйдет из еврозоны. Ее специалисты сдули пыль со старых шаблонов и схем работы, которые были отложены в дальний ящик десять лет назад, когда Греция вступила в валютный союз.
Одновременно готовиться к краху евро стал и другой крупный участник международного валютного рынка - банк CLS, оперирующий одноименной платежной системой. Сейчас финансисты проводят стресс-тесты, в ходе которых пытаются просчитать, как поведет себя весь рынок при том или ином варианте распада еврозоны.
Когда люди, в прямом смысле слова зарабатывающие на финансовой системе, начинают подобные приготовления, это ясно свидетельствует, что дела идут не очень. Предупреждение куда более серьезное, чем прогнозы биржевых аналитиков. Впрочем, в различных спекуляциях на тему будущего, которое ожидает евро, в последние месяцы недостатка не было - другое дело, что их интенсивность движется по нарастающей.
Так, еще в августе бывший глава крупнейшей федерации немецких предпринимателей Ханс-Олаф Хенкель призвал свою страну немедленно отказаться от евро в его нынешнем виде и либо снова ввести марку, либо создать новый союз из финансово устойчивых членов еврозоны. Ирония состоит в том, что Хенкель 10 лет назад считался одним из самых убежденных сторонников общеевропейской валюты. Сейчас он говорит об этой позиции как о "самой большой ошибке" в своей деловой карьере. Учитывая авторитет Хенкеля, нет сомнений, что его позицию разделяет значительная часть действующих промышленников и предпринимателей Германии.
В октябре появилась и информация, которую можно счесть инсайдерской. Ее озвучила Филиппа Мальмгрен - известный эксперт, действующий член Совета по международным отношениям (наиболее влиятельный институт формирования внешней политики США) и бывший советник президента Джорджа Буша-младшего по финансовым рынкам. По ее словам, Германия уже все решила относительно своего членства в еврозоне. "Они уже заказали новую валюту и велели печатникам поторапливаться", - сказала Мальмгрен.
Об этих слухах еще раз вспомнили позже в октябре, когда, по данным ряда источников, главы Франции и Германии Николя Саркози и Ангела Меркель приватно обсудили создание "малой еврозоны", в которую войдут страны, не затронутые долговым кризисом. Сами политики подобные спекуляции категорически отвергли, но публика вспомнила поговорку про дым и огонь.
Сравнительно недавно стало известно, что крупнейший европейский туроператор TUI написал своим партнерам, управляющим греческими гостиницами, чтобы в случае чего они были готовы принимать платежи в драхмах. Авиакомпания easyJet, в свою очередь, поспешила успокоить своих клиентов, заверив их, что они полностью готовы к приему оплаты билетов после краха евро.
В последние дни рассуждения о перспективах "жизни после евро" стали куда менее завуалированными. 27 ноября новый премьер-министр Италии Марио Монти прямо сообщил о том, что если программа сокращения бюджетных расходов страны не будет принята или провалится, на единой европейской валюте можно смело ставить крест. И практически одновременно министр финансов Великобритании Джордж Осборн объявил, что правительство его страны также принимает меры по подготовке к крушению еврозоны. По его словам, все необходимые мероприятия будут разработаны в течение нескольких месяцев.
Наконец, пару дней назад философ и экономист Жак Аттали, которого называют одним из идеологов глобализации (и введения евро как одной из ее составляющих) предположил, что евро может не дожить до Рождества. Вероятность столь стремительного краха он оценил в 50 процентов. Чтобы спасти валюту, европейские страны должны, по его мнению, немедленно принять меры, к которым они не готовы - например, включить печатный станок ЕЦБ на полную мощность и серьезно ограничить суверенитет отдельных стран. Такова же вероятность распада еврозоны согласно опросу британского банка Barclays - половина его клиентов уверена, что в ближайшее время валютный союз покинет хотя бы одна страна.
Три сценарияТаким образом, все больше и больше экспертов, инсайдеров и самих политиков признают вероятность краха евро как минимум существенной, хотя пару лет назад такое мнение заклеймили бы как еретическое. Непонятно, однако, что может образоваться в результате данного процесса - здесь прогнозы сильно разнятся. Можно выделить три разных сценария развития событий. Последствия каждого из них будут совершенно различными для мирового валютного рынка.
Первый из них - наименее болезненный - предусматривает выход или принудительное исключение из еврозоны наиболее слабых ее членов - например, Греции, Италии и Португалии. В этом случае евро резко укрепится, сбросив с себя "оковы" в виде увязших в долговом кризисе экономик. Инвесторы, хранившие деньги в германских активах, изрядно выиграют, а те, кто вложился в Италию - колоссально проиграют.
Во втором варианте речь идет о выходе из валютного союза его сильных участников. Если Германия покинет зону евро, то курс последнего, напротив, рухнет. Новая дойчмарка или иная валюта вышедшего участника или их группы, по крайней мере в первое время, будет цениться очень высоко.
Нельзя исключать и сценарий, частично повторяющий второй, но с иными последствиями. Оставшиеся члены еврозоны поймут, что не смогут существовать с единой валютой без Германии (и, допустим, Франции) как якоря, и добровольно от нее откажутся. Это наименее просчитываемый с точки зрения перспектив будущего вариант.
Если еврозона развалится полностью или хотя бы частично, это породит множество последствий, о характере и масштабе которых сейчас можно только гадать. Например, поднимется вал юридических процессов, связанных с переоценкой долга и других финансовых инструментов - по какому курсу будут высчитывать их стоимость, непонятно, да и обиженные наверняка найдутся. Не ясно, и что будет с финансовыми системами стран, привязавших курс своей валюты к евро - такими, как не входящие в еврозону члены Евросоюза, Швейцария или африканские государства, пользующиеся так называемым франком КФА. В общем, при любых усилиях полностью приготовиться к результатам такого масштабного события будет невозможно.
Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям