Трехмесячные попытки правительства Арсения Яценюка начать переговоры со Специальным комитетом кредиторов увенчались успехом. На технической встрече в Вашингтоне достигнута договоренность подписания соглашения о конфиденциальности, что фактически означает старт прямых переговоров. У Украины есть чуть более трех недель, чтобы убедить кредиторов принять предложения Минфина и согласиться на реструктуризацию долгов.
Вчера в Вашингтоне наконец-то состоялась трехсторонняя встреча Минфина Украины, МВФ и Специального комитета кредиторов, на которой несколько месяцев настаивала украинская сторона.
Еще в конце июня министр финансов Наталья Яресько заявляла, что на этой технической встрече кредиторам Украины будут предложены новые условия по реструктуризации государственного и гарантированного долга в размере 23 млрд долл.
19 июня обновленная версия предложений была направлена основным держателям украинских бумаг - T. RowePrice, TCW Group, BTG PactualEurope и Franklin Templeton Investments. Их суть заключалась в уменьшении основной суммы долга, сроке погашения и изменении купона, что даст возможность снизить давление на платежный баланс и потребность в финансировании.
Также появилось и новое условие. Кредиторам предложили рассмотреть возможность применения инструмента возобновления стоимости облигаций, если экономическая ситуация в Украине будет улучшаться быстрее, чем прогнозирует МВФ. На 2015 года Фонд прогнозирует падение украинской экономики до 9%.
Последние несколько недель правительство придерживалось тактики нападения. Это объясняется тем, что с марта кредиторы стояли на позиции затягивания переговоров.
Наталья Яресько готовила украинцев к возможному применению законодательной нормы о моратории на выплату долгов, что, по сути, означало технический дефолт. В своем последнем обращении от 26 июня министр финансов призвала Комитет кредиторов "как можно скорее найти с правительством Украины совместное решение по реструктуризации" и подписать соглашение о конфиденциальности, что даст возможность начать прямые переговоры.
До подписания этого договора инвесторы могут торговать бумагами, что собственно они и делали. После - торговля приостанавливается, так как кредиторы уже получают конфиденциальную "информацию, которую не знает рынок, в том числе и по ситуации в украинской экономике", пояснил собеседник РБК-Украина, знакомый с ходом переговоров.
Итогом встречи в Вашингтоне стало подписание договора о конфиденциальности. Теперь все стороны могут приступить к рассмотрению дела по сути.
Информации о том, когда стартуют прямые переговоры пока нет. Но у Украины есть немного времени, чтобы договориться - до 24 июля. Тогда мы будем должны погасить очередной купон в размере 120 млн долл.
Ранее правительство настраивалось на то, что очередное затягивание переговоров дало бы повод объявить о техническом дефолте по отдельных внешним обязательствам. От погашения своих долгов перед МВФ, ЕС, США и Канадой Украина не отказывалась.
В этом вопросе была и поддержка МВФ. Скорее всего, Фонд и сказал свое веское слово на технической встрече в Вашингтоне, поскольку кредиторы согласились на переговоры.
"Все будет зависеть от прогресса в переговорах. Если будут шаги навстречу, то нет смысла отказываться от выплат по июльскому купону, - сказала главный экономист ИК Dragon Capital Елена Белан. - Если нет, и каждый останется на своей позиции, то не исключено и применение моратория".
Дефолт никому не нужен - ни Украине, ни кредиторам, ни МВФ, уверен директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец. "Вести переговоры до последней минуты, но при этом в рукаве иметь козырь, в том числе и в виде дефолта. У нас есть еще время и перед нами стоит важная задача не только реструктуризировать долги, но и частично списать их, чтобы уменьшить долговую нагрузку", - заявил РБК-Украина ученый.
Впрочем, вовсе не факт, что Украина объявит технический дефолт, считает руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий. Основная цель всех сторон - договориться на максимально приемлемых для всех условиях.
МВФ, как основной кредитор Украины, готов продолжать финансирование и при условии дефолта. Но тогда Кабмин должен будет убедить Фонд, что мораторий на выплату долгов произошел не по вине Украины, а из-за нежелания второй стороны договориться или затягивания переговоров, отметил Александр Паращий.
По сути, сказал он, Украина находится в стадии дефолта уже два года. Последнее размещение бумаг было в 2013 году. "А сейчас условия хуже, чем были два года назад. Мы прошли и падение экономики, и отсутствие доступа к внешнему кредитования, девальвацию, кризис в банковском секторе", - пояснил Паращий.
Доступ к внешнему финансированию имеют разве что крупные холдинги - "Мироновский хлебопродукт" или "Кернел", добавила Елена Белан.
Украинские банки не кредитуют не потому, что денег нет, а потому что осталось слишком мало потенциальных платежеспособных заемщиков.
"Да, и сейчас все плохо, но это не значит, что в стране нет ресурса. Нужно думать, что делать, чтобы привлечь деньги населения в банковскую систему и как вернуть средства, вывезенные из страны", - подчеркнул Геец.
Самый большой риск от официального объявления дефолта - внутренний. Украинцы уже переживали дефолт в 2000 году. Тогда доступ к внешним рынкам Украина получила только через 2 года. Поэтому даже само слово достаточно негативно воспринимается в стране, что не исключает панических настроений.
"Хотя на самом деле для населения технический дефолт не несет последствий. Но у нас нервно относятся к такой ситуации и есть риски массовой скупки валюты. Межбанковский валютный рынок зарегулирован. Нацбанк регулирует спрос и предложение, есть механизмы удержания ситуации, чтобы не допустить дальнейшей девальвации. Но на наличном рынке торговцы будут подогревать ситуацию, пытаясь заработать на этом. А люди, как правило, в таких ситуациях теряют", - отметила Елена Белан.
Девальвация, в свою очередь, чревата инфляцией. Хотя традиционно в летние месяцы наблюдается сезонный спад цен. Потому в этой ситуации правительству важно не допустить паники.