Форбез озвучил слух о том, что сами переговорщики от Украины могут неплохо спекулировать на долговых обязательствах Украины. И Яресько и Гонтарева занимались этой темой до назначения на гос. должности.
Ну а теперь прогнозы экспертов...
«Можно ли сказать, что дефолт создаст предпосылки для финансовой стабилизации и экономического роста в Украине? Это бы произошло, если бы у нас были ощутимые процессы экономического роста, тогда дефолт может быть полезен. К сожалению, сейчас мы этого не видим, кризис продолжает усугубляться, экономика продолжает скатываться в бездну, и самое печальное – правительство не понимает сути происходящего. Отсутствует даже концептуальное понимание того, что нужно делать, и как выводить экономику из данной ситуации», – констатирует экс-глава совета НБУ и экс-советник президента Леонида Кучмы Анатолий Гальчинский.
Эксперты Forbes отмечают, что дефолт будет нести крайне негативные последствия для корпоративного сегмента. «Для экономики приостановка обслуживания внешнего долга, отчасти, позитивна – так как валюта не будет уходить из страны. С другой стороны, дефолт обрушит рейтинги. Любая лонгация – это дополнительные риски, которые придется закладывать в процентную ставку. Корпоративный блок, который получает деньги из-за границы, будет проводить реструктуризацию с дополнительной нагрузкой. Таким образом дефолт может упростить ситуацию для бюджета страны, но переложит проблему на корпоративный блок», – подчеркивает банкир Анатолий Гулей. Он ожидает, что следом за техническим дефолтом страны начнется еще один период корпоративных дефолтов.
В интервью ТСН Наталия Яресько заверила, что дефолт никоим образом не скажется на банковской системе. «Остановка внешних платежей никак не повлияет на банковскую систему... Не влияет, потому что банки не держат этот долг на своих балансах, на платежеспособность банков. Это никак не влияет на депозиты граждан», – заявила Яресько.
Финансисты, впрочем, уже готовы к тому, что будущий дефолт приведет к попытке спекуляций на стоимости доллара заинтересованными сторонами с нагнетанием паники среди населения.
Согласно положениям Базеля 3, международные банки не смогут так активно работать с украинскими «дочками» после дефолта Украины. Это уменьшит роль банков с иностранным капиталом как поставщиков валюты в экономику страны. Именно о такой роли иностранных банков в последнее время говорили банкиры – мол, международные финучреждения обязаны докапитализировать свой украинский бизнес при любых условиях. Любых – но не при условии дефолта, который даст иностранным банкам аргумент для выхода с украинского рынка с минимальными репутационными потерями.
Между тем ограничения Базеля 3 по докапитализации «дочек» в стране с техническим дефолтом не распространятся на российские банки. Вопреки войне банкиры из РФ благодаря дефолту получат конкурентное преимущество – возможность укреплять свои украинские филиалы в сравнении с их европейскими коллегами. Эрик Найман согласен с мнением, что российские банкиры благодаря дефолту получат конкурентное преимущество. «Но вряд ли война поддерживается ради того, чтобы убрать европейские банки-конкуренты с украинского рынка», – уверен Найман.
Дефолт может быть на руку банковскому лобби, которое представляет другой инвестиционный банкир – Валерия Гонтарева, сегодня возглавляющая НБУ. Однако речь о том, что банковская система не пострадает от технического дефолта страны, возможна, только если украинские власти провели переговоры со всеми крупными иностранными финансовыми корпорациями и заручились гарантиями их поддержки украинской экономики в сложное время.
«Нужно оценивать репутационные риски дефолта, которые окажут косвенное влияние на инвестиционный режим. Если страна допустила дефолт, она теряет рейтинг. Люди почувствуют это – потому что недоверие к стране может стать ощутимым. Те же иностранные инвестиции упадут, тяжелее станет получать кредиты, потому что банки будут отрезаны от приватных денег. Особенно сейчас, когда внешние рынки оживились», – резюмирует Саша Боровик.