Несмотря на политические разногласия двух стран, со следующего года российские банки начнут отчитываться перед американскими налоговиками.Банкам и финансовым институтам России уже сейчас стоит начать готовиться к новому году. 17 января были опубликованы 544 страницы Окончательных правил Департамента казначейства США по применению закона «О раскрытии иностранных счетов для целей налогообложения» (The Foreign Account Tax Compliance Act — FATCA), вступающего в силу с 1 января 2014 года.
Этот закон — лучшее доказательство того, что Соединенные Штаты Америки достигли сегодня наивысших возможностей для защиты своих налоговых доходов. 18 марта 2010 года президент Барак Обама подписал Акт «О стимулах по приему на работу для восстановления занятости населения» (The Hiring Incentives to Restore Employment (HIRE) Act of 2010), частью которого и стал FATCA. Здесь уместно сразу заметить, что успех закону обеспечен, поскольку США — единственная страна мира, в которой применяется налогообложение доходов физических лиц по принципу гражданства. То есть, как только человек получает грин-карту или паспорт гражданина США, он сразу обязан уплачивать налоги этой страны вне зависимости от того, где доходы были заработаны или получены.
Почему появился FATCA?На принятие экстравагантного закона, чье действие распространится на весь мир, США подвигло дело швейцарского банка UBS. В 2009 году сенатор Карл Левин и Постоянный подкомитет по расследованиям Сената США установили, что 52 000 граждан США держат в этом банке средства, выведенные из-под налогообложения. Департамент юстиции США направил в адрес UBS повестки в отношении неустановленных лиц с требованием раскрыть информацию об именах держателей счетов. В результате банк согласился заплатить американской казне $780 млн штрафа, а при содействии правительства Швейцарии, было заключено компромиссное соглашение о выдаче налоговикам имен более 4000 граждан США. История, безусловно, обеспечила в Конгрессе зеленый свет быстрому продвижению FATCA — закону, который должен обеспечить системное решение проблемы.
Основные цели и задачиВо-первых, в соответствии с законом иностранные банки и финансовые институты должны будут искать и устанавливать у себя держателей счетов, являющихся гражданами США, и предоставлять Службе внутренних доходов США балансы, отчеты по счетам и иную запрошенную информацию, а в случае отказа американские регуляторы будет удерживать 30% налог на любые доходы таких банков от источников в США.
Во-вторых, граждане США — держатели таких иностранных счетов или активов, в соответствии с законом должны подавать вместе со своими налоговыми декларациями особую Форму 8938, если величина их средств или стоимость активов превышает $50 000. В случае сокрытия требуемой информации, такие лица могут быть подвергнуты штрафу в размере 40% утаенной суммы или стоимости сокрытого актива. И, в-третьих, закон должен закрыть лазейку, посредством которой инвесторы избегают уплаты налогов с дивидендов, подменяя их различными формами эквивалентных способов извлечения дохода.
Для того чтобы иностранные банки и финансовые институты могли выполнять требования FATCA на законных основаниях, были разработаны несколько форм типовых межгосударственных соглашений между США и страной-партнером. Один вариант соглашения предусматривает предоставление информации только для США. Другой вариант работает в обе стороны, то есть США не только имеют право на получение информации, но и обязаны предоставлять аналогичные данные партнеру. Служба внутренних доходов США рекомендует заключать с ней соответствующие соглашения заблаговременно, чтобы к 31 декабря 2013 года находиться в нужном реестре квалифицированных и соблюдающих требования закона лиц. Но в некоторых государствах вопрос о FATCA вызвал дискуссию о пределах национального суверенитета.
Сейчас, по информации Казначейства США, более 50 юрисдикций обсуждают возможность заключения соглашений. Важно, что Китай в это число пока не входит, ранее заместитель генерального директора Народного банка Китая по правовым вопросам Лю Сианмин заявил о невозможности прямого применения FATCA в КНР. Однако позже представитель Государственной налоговой администрации КНР Ван Вен Цин подтвердил интерес к заключению соглашения с США на двусторонней основе.
Активными сторонниками отмены FATCA являются граждане США, проживающие за пределами страны. Они даже призывают отказаться от налогообложения по принципу гражданства налогоплательщиков — физических лиц, и перейти на резидентное налогообложение (такое сейчас существует в России: лицо становится налогоплательщиком после нахождения на территории страны более 183 дней в течение 12 последовательных месяцев).
Россия и FATCAОтношение российских властей к «неудобному» закону уже претерпело любопытную эволюцию. В марте 2012 года вопросом применения FATCA озаботилось все российское банковское сообщество, предложив компетентным лицам рассмотреть возможность заключения межгосударственного соглашения.
Сначала от ряда российских ведомств были получены весьма радикальные ответы, отрицающие возможность исполнения положений американского закона — из тех же соображений суверенитета. Однако уже принятый прошлым летом Федеральный закон № 97-ФЗ внес нужные изменения для выполнения существенных требований FATCA. Российские налоговые органы получили право запрашивать у российских банков информацию по счетам нерезидентов и передавать эту информацию за границу на основании международных договоров. После того как страны-участницы БРИКС не поддержали предложение России о заключении многостороннего соглашения с США по FATCA, стоит ожидать, что в течение 2013 года у России появится двустороннее соглашение с США. Двусторонние консультации уже начались. Взаимодействие с американской финансовой системой слишком важно — даже на фоне споров из-за ПРО и «Акта Магнитского». Впрочем, интересно, какой вариант типового соглашения выберет Россия.
Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям