Огненное дыхание китайского драконаКитайский дракон — двухголовый.
Что хорошо для экономики Китая, плохо для экономики Запада. Что плохо для экономики Китая, тоже плохо для экономики Запада. Сегодня запас прочности китайской экономики намного выше, чем западной. В силу того, что ценности общества потребления в Китае еще не стали доминирующими и не вытеснили в сознании китайцев даосизм и конфуцианство. Падение потребления в странах Запада должно неизбежно сказаться на китайском экспорте и, соответственно, на ВВП.
Согласно прогнозам китайского правительства в 2012 году рост ВВП составит 8%, а с 2013-го по 2016 год замедлится до 6,6%. С учетом того, что ранее в течение тридцати лет китайская экономика росла на 10% в год, такое снижение послужит явным катализатором затяжной глобальной экономической депрессии с максимальным падением на рубеже 2016—2017 годов.
В условиях снижения уровня доходов, когда потребитель вынужден выбирать не то, что лучше, а то, что дешевле, цена становится важнейшим конкурентным преимуществом и доминантой в дилемме «цена—качество». Рынки не просто сокращаются, параллельно они и перераспределяются в пользу Китая ввиду того, что китайский товар более конкурентоспособен по цене.Да, в условиях мирового кризиса в краткосрочном периоде проигрывают все страны, так как сокращаются их доходы. Но в этот же период происходит перераспределение сил на мировых рынках. И в долгосрочном периоде от такого перераспределения явно выигрывают
Китай, Индия и еще ряд азиатских стран. К окончанию депрессии именно эти страны выйдут победителями.
Китайский дракон нарастил достаточно мышц, чтобы бросить вызов существующему порядку вещей в мировой экономике. Когда экономики стран Запада на десятки лет вошли в состояние анабиоза (вероятно, в предположении, что будущее, в котором они выйдут из спячки, будет светлым и радужным), Китай бодрствовал и строил новую экономику. Не только свою, а новую мировую китайскую экономику.
За тридцать лет китайских реформ ВВП увеличился в 15 раз (Украина за двадцать лет
не может выйти на уровень ВВП 1991 года), промышленное производство — в 22 раза, внешнеторговый оборот (с положительным торговым сальдо) — в 100 раз! В 2007 году китайским правительством была поставлена задача к 2020-му превратить Китай в инновационный локомотив мировой экономики, «
фабрику знаний». И как тактическая задача, уже в 2010 году Китай вышел на первое место в мире по количеству полученных патентов и открытий в области химии, создав мощный плацдарм для создания новых материалов и начала системной экспансии на мировом фармацевтическом рынке. До 2010 года пальма первенства в химическом направлении принадлежала Японии, а на втором месте были США. То есть сегодня весь мир наблюдает, как Китай переходит от скупки зарубежных технологий к созданию своих собственных, превосходящих зарубежные аналоги. Доведя объем инвестиций до 45% ВВП и более, эта страна самыми стремительными темпами в мире создает новую мощнейшую высокотехнологичную экспортоориентированную производственную базу.
Следствие высоких темпов роста экспортоориентированной экономики — с 1 января 2012 года минимальная зарплата в Китае утверждена на уровне 185 евро, увеличившись за двадцать лет более чем в десять раз! Валютные резервы вышли на уровень 3 трлн. долл.
Последнее десятилетие мировая денежная система функционирует в режиме двух насосов: США выпускают доллары, а Китай их скупает.
Китай, имеющий колоссальные резервы в долларах США, понимая
неизбежность девальвации данной валюты и, соответственно, ощущая острую необходимость избавиться от нее, в ближайшие годы превратится в одного из крупнейших мировых кредиторов, по сравнению с которым Международный валютный фонд и Всемирный банк будут выглядеть моськами перед слоном. Только за 2009-й и 2010 год два государственных китайских банка China Development Bank и China Import Bank выдали кредитов развивающимся странам на сумму более 110 млрд. долл. (больше, чем Всемирный банк). Это стало весомым, если не главным аргументом при заключении крайне выгодных для Китая долгосрочных сделок по поставкам нефти из России, Венесуэлы и Бразилии. Характерно, что Китай искусственно ограничивает возможности собственного частного сектора инвестировать за рубежом, а вынуждает его вкладывать деньги внутри страны. Государственный же сектор, полностью отражающий национальные интересы Китая, наоборот, все активнее и масштабнее проводит внешнюю инвестиционную политику. В 2011 году Китай существенно усилил свой энергетический потенциал, разведав на своей территории новые месторождения нефти, добавившие более 20% к имеющимся.
Ключевая задача Китая на ближайшие 15 лет — склонить мировое сообщество к введению новой мировой валюты для международных расчетов. И здесь у него, на фоне ослабления и нестабильности доллара, уже много союзников. Ключевая задача США — ни в коем случае этого не допустить.
В ближайшие годы Китай, усиливая свою экспансию на мировом рынке, будет со щедростью царицы Цирцеи выдавать кредиты странам, подобным Украине, под государственные гарантии (рассчитывая на землю, сырьевые и энергетические ресурсы, новые рынки), условия либерализации торговли, инвестировать в покупку имеющихся или создание новых производств в зарубежных странах.
В последние годы в украинских вузах в разы увеличилось число китайских студентов на экономических, менеджерских специальностях. Неужели китайские вузы готовят управленцев-экономистов хуже, чем украинские? Вряд ли. Согласно мировым рейтингам вузов это не так. Тогда чьей экономикой они собираются управлять?
http://zn.ua/ECONOMICS/vtoraya_volna_krizisa_pridet_s_vostoka-98489.html