Из интевью Дубовскова Компаньону
После слияния Киевстара и Билайна образовался крупный оператор, предоставляющий практически полный спектр услуг связи и лидирующий в ряде сегментов. Какова при этом стратегия МТС-Украина?
Мы не будем ничего менять, пока не видим в укрупнении лидера рынка ничего, кроме собственно укрупнения. Нет ни изменения стратегии, ни рыночного позиционирования. Нет заявок на инновации. Происходит обычный операционный процесс слияния, связанный с неизбежными издержками, такими как сокращение персонала.
Может быть, это временно, ведь в конечном итоге расширятся их возможности как интегрированного оператора?
Сейчас интегрированными являются практически все операторы: есть наборы лицензий, хорошие инвестиционные возможности (за редким исключением). Верховная Рада недавно приняла закон об отмене двойного лицензирования. Кто-то раньше выйдет на рынок фиксированного широкополосного доступа, кто-то позже, но все равно это не главное отличие. Честно говоря, я вообще не очень понимаю причины преувеличенного внимания к факту объединения двух операторов.
По объему - значимая сделка, но не по влиянию на рынок. С моей точки зрения, более интересная тема - изменение рыночного позиционирования третьего игрока (Астелит, предоставляющего услуги под ТМ life:). - Прим. ред.). Там произошла не только смена менеджмента, но и, возможно, есть иной взгляд учредителей на то, как надо действовать. Кстати, в этом отношении мы тоже не очень интересны - у нас третий год кардинально не меняются подходы к работе.
Исходя из чего вы индивидуализируете предложение МТС-Украина?
Мы рассматриваем кастомизацию в несколько ином ключе. Это не желание подстроиться под конкретного абонента или какую-либо нишу. Для нас это в том числе элемент стратегии бренда. Например, под суббрендом "МТС Коннект" мы кастомизируем наши модемы, расширяя тем самым зону действия бренда. Абонент использует CDMA- или EDGE/GPRS-модем, технологии абсолютно разные, но для потребителя услуга одна и та же.
Я далек от мысли, что в условиях нашей экономики и нынешнего развития отрасли телекоммуникаций мы должны сепарироваться до такой степени, чтобы стать интересными каждому пользователю. Наглядный пример: в Украине и России практически все проекты виртуальных операторов оказались неуспешными, а на Западе они по-прежнему развиваются сетями супермаркетов для покупателей, крупными предприятиями для персонала и т. д. Чем ниже в стране душевой доход, тем меньше смысла в походе к каждому потребителю. У людей мало желания идентифицировать себя по каким-то признакам, отличающимся от базовых потребностей. Конечно, макросегменты: молодежь, "синие, белые воротнички" и проч. для нас существуют, но не более того.