Александр Баринов, генеральный директор телекоммуникационной компании «Украинские радиосистемы» рассказал «Делу», что дало Beeline объединение с «Голден телекомом» и о чем сейчас спорят между собой мобильные операторы.
Александр Алексеевич, объединение Beeline (УРС) и «Голден Телеком» (ГТ) было одним из значимых событий отрасли связи в ушедшем году. Оправдались ли ожидания от этой сделки?
В результате объединения Beeline получил возможности предоставлять интегрированные телекоммуникационные решения на базе проводного и беспроводного доступа в Интернет и услуги мобильной и фиксированной телефонии. Сегодня у объединенной компании есть все необходимые элементы для внедрения таких решений — национальная сеть GSM, которая реализована на IP-технологии, одна из самых мощных магистральных сетей для передачи данных со скоростью до 10 гигабит в секунду, собственные сети фиксированной цифровой и аналоговой телефонии. Мы предоставляем качественную и надежную связь и возможность внедрения интегрированных услуг через одного поставщика в любом регионе Украины. И такое сотрудничество вдвойне эффективно для клиента.
В каких направлениях вы намерены развивать бизнес объединенных компаний?
В отрасли связи существует два основных направления: массовый сегмент и бизнес-клиенты. Отдельная часть нашего бизнеса — оптовые продажи (wholesale), то есть услуги для операторов связи. Мы традиционно являемся крупным провайдером на рынке межоператорских услуг.
Что касается массового рынка, у нас появилось направление, связанное с предоставлением широкополосного (высокоскоростного. — «ДЕЛО») доступа в Интернет — «Beeline Интернет Дома». Впервые на рынке предоставляется услуга такого качества, базирующаяся на оптоволоконных технологиях (FTTB).
То есть вы реализуете стратегию конвергенции, о которой заявляли в начале объединения?
Давайте разберемся, что такое конвергенция и постараемся объяснить это доступным для людей языком. Связь сама по себе — это набор различных «транспортов», то есть технологий. Медный кабель, оптоволоконный кабель, GSM, GPRS, Wi-Fi и другие — это все технологии, их спектр очень широк. Но любой из этих «транспортов» доставляет три вещи: голос, видео и данные. Обобщим это понятием «информация». Когда вы являетесь оператором GSM или какого-то другого типа связи, вы являетесь оператором «узкой» технологии. А мы стремимся быть оператором связи, в возможностях которого максимально удовлетворить потребности абонента в различных телекоммуникационных услугах. Мы хотим, чтобы потребителю не приходилось долго бегать к разным провайдерам, чтобы получить доступ к Интернету, фиксированную и мобильную связь. Клиент должен все это получать из одних рук, и это должно быть для него технически просто, независимо от типа подключения, а также подконтрольно с точки зрения расходов.
А какие практические преимущества получает абонент от такой централизации услуг?
Простой пример, что это дает бизнес-абонентам. Наши потенциальные клиенты проводят, как правило, два разных тендера — на фиксированную и мобильную связь. Но когда мы делаем предложение о едином телекоммуникационном решении для клиента, ситуация меняется. Клиентам, заказавшим одновременно услуги фиксированной и мобильной телефонной связи, мы можем предложить выгодные условия тарификации телефонного трафика между номерами фиксированной и сотовой сетей Beeline. На самом простом уровне это предложение помогает сократить общие расходы на связь на 20-30%. Но за этим стоит еще и удобство — это интеллектуальное управление звонком и передача данных, видео. Все это повышает эффективность бизнеса, и компании, которые задумываются над оптимизацией своих бизнес-процессов, стали проявлять интерес к этому предложению.
Если это так, то это уже должно быть заметно.
Мы это чувствуем на простых вещах — на количестве корпоративных абонентов. В кризис принято экономить — это естественная реакция бизнеса. Когда наш клиент понимает, что ему это не только выгодно, но и удобно, возникают другие вопросы на тему «а какие еще мои потребности я могу закрыть» — с точки зрения передачи данных и т.д.
А как вообще кризис отразился на ваших планах?
УРС уже предприняла определенные тактические шаги, чтобы обезопасить свой бизнес от курсовых колебаний. А за счет интеграции УРС и ГТ нам удалось сократить расходы на аренду площадок, каналов связи, логистику. Когда все только начали задумываться об антикризисных планах, мы просто продолжали делать то, что запланировали в рамках объединения нашего бизнеса.
Можете выделить какие-либо особенности кризиса применительно к украинскому рынку?
В этой ситуации очень важно не допустить, чтобы под прикрытием кризиса развивались негативные процессы, которые могут усугубить проблемы рынка. Одной из таких проблем в Украине являются высокие ставки интерконнекта, которые не регулируются государством. С целью компенсации потерь от девальвации национальной валюты крупные операторы связи могут пытаться пересмотреть эти ставки в сторону повышения, и такие намерения уже высказаны. Этого, на мой взгляд, нельзя допустить, потому что последствия для развития рынка могут быть самыми негативными.
Расскажите, пожалуйста, в двух словах об особенностях интерконнекта и его значении.
В переводе «интерконнект» — взаимосоединение, в данном случае речь идет о взаимосоединении сетей. На сегодняшний день обсуждаются коммерческие условия интерконнекта, в том числе расчетные таксы либо ставки. Ставка интерконнекта — это компенсация одним оператором другому фактических затрат, которые были понесены последним в связи со звонком на его сеть. Если звонок вашего абонента на мою сеть стоит с точки зрения его обслуживания определенную сумму, вы должны мне ее компенсировать. К сожалению, в Украине интерконнект является не компенсацией, а источником дохода крупных операторов. И это объяснимо — исходящий трафик тяготеет к сетям более крупных операторов, которые исторически оказались в лучшем конкурентном положении, выйдя более 10 лет тому назад на незанятый рынок. Благодаря этому фактору в настоящее время две компании в совокупности занимают около 80% рынка. Сейчас эти крупные операторы заинтересованы в удерживании высоких ставок интерконнекта, поскольку таким образом могут закрывать рынок для новых игроков, не позволяя развиваться здоровой конкурентной среде.
Украина — чуть ли не единственный рынок в Европе, где государство не вмешивается в ценообразование на интерконнект. Во многих государствах Европы и мира, напротив, рынок завершения соединения на телекоммуникационной сети мобильной связи регулируется государством.
Существуют методики, которые позволяют индивидуально рассчитать фактическую себестоимость предоставления услуги завершения соединения. В Украине эти методики тоже есть, они разрабатывались, в частности, Одесским институтом связи по запросу Национальной комиссии по вопросам регулирования связи. Если посчитать по этим методикам, то реальная себестоимость в разы меньше существующей расчетной ставки (сейчас это в среднем 50 копеек. — «ДЕЛО»).
Есть мнение, что в случае снижения ставок интерконнекта госбюджет недополучит 1,6 миллиарда гривен…
По нашим оценкам, это необоснованная цифра. На рынке завершения трафика нет оборота, который может генерировать такую сумму отчислений! Реальная опасность потерь бюджетных отчислений как раз в том, что операторы из-за высоких ставок интерконнекта стремятся замыкать трафик внутри своих сетей, устанавливая тарифы для своих абонентов дешевле себестоимости звонка.
Завершение трафика — лишь короткий фрагмент в общей системе прохождения вызова, поэтому стоимость такой услуги не может быть в разы выше стоимости внутрисетевого тарифа, это местное изобретение, направленное на сдерживание конкурентов.
Антимонопольный комитет отложил рассмотрение этого вопроса на конец февраля. Что-то может измениться на рынке к этому времени?
Сейчас у многих операторов заканчивается срок действия договоров о взаимоподключении между операторами. Несогласие по ставкам интерконнекта может привести к их непродлению и, как следствие — к вероятному разъединению сетей. К сожалению, регулятор на данный момент не владеет достаточными юридическими инструментами для предотвращения таких действий. А операторы, имеющие существенное рыночное влияние (долю рынка), могут устанавливать необоснованные цены на интерконнект. Поэтому скорейшее решение этого вопроса важно для сохранения целостности национальной инфраструктуры связи и стабильности функционирования телекоммуникационной сети общего пользования.
АЛЕКСАНДР БАРИНОВ
Родился 31 августа 1972 года в Москве.
Окончил Московский институт химического машиностроения, занимался исследовательской работой в университете Дортмунда в Германии.
1997-2002 годы — работал в корпорации Intel, офисы компании в России и Германии.
2002-2003 годы — директор по маркетингу Philips Consumer Electronics BV, Россия.
2003-2005 годы — гендиректор Depo Computers (группа IBS), Россия.
2005-2007 годы — гендиректор OK Solutions (Aegis), Россия.
2007-2008 годы — вице-президент Depo Computers, Россия.
С июня 2008 года — генеральный директор «Украинских радиосистем» (ТМ Beeline), Украина.
В начале 2008 года группа компаний «ВымпелКом» (владеет ТМ Beeline) приобрела международный холдинг «Голден Телеком Инк.». В августе 2008 года ЗАО «Украинские радиосистемы» и ООО «Голден Телеком» объявили об объединении ряда функций.
В группу компаний «ВымпелКом» входят операторы связи, которые предоставляют услуги беспроводной и фиксированной связи, а также высокоскоростного Интернета в России, Казахстане, Украине, Таджикистане, Узбекистане, Грузии, Армении, Вьетнаме и Камбодже.
Акции ОАО «ВымпелКом» котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE).
Андрей Барбаш, «Дело»