G-news

Пятница, 24-е Мая 2019
04:08:22

На вопросы редакции g-news ответил управляющий компании «Евросеть» в Украине Денис Хрусталев. Компания на сегодня крупнейший в Украине и, в целом, в бывшем в СНГ сотовый ритейлер. В Украине у компании около 350 салонов сотовой связи.

 

1. Многие аналитики относят ритейл к числу отраслей, наиболее пострадавших от кризиса. Каким Вы видите сценарий развития сотового ритейла во времена финансового кризиса?

 

Вряд ли сценарий развития розницы пойдет по западному пути. Наш покупатель привык к выбору, к возможности подключиться к любому оператору или купить телефон любого производителя в одном магазине. Поэтому, мы надеемся, в случае, если розница станет операторской, она не потеряет своей мультибрендовости. 

 

В настоящий момент тенденция приобретения сотовых ритейлеров операторами – характерное для современного рынка явление. В мировой практике продажей мобильных устройств, как правило, занимаются сами операторы. Наши ритейлеры и раньше предлагали сотовым операторам купить бизнес, но сети переоценивали свою стоимость. Сейчас же сотовые операторы могут купить сети практически бесплатно, получив хороший ресурс для сбыта своей продукции. А ритейлеры спасти хоть какую-то стоимость своих активов или расплатиться с долгами.

 

2.  Расскажите об антикризисных мероприятиях Евросети в Украине. Насколько успешно удаётся решать задачу снижения издержек, в том числе аренды?

 

В настоящий момент основная задача компании – это повышение эффективности бизнеса. Таким образом, мы пересматриваем показатели работы каждой торговой точки. В период интенсивного развития «Евросети», арендные ставки на торговые площади устанавливались по принципу аукциона – кто больше предложит, «того и место». Сейчас новые экономические условия диктуют новые условия. И снижение стоимости аренды – один из первых методов оптимизации затрат, с учетом того, что рынок аренды был перегрет. Теперь он превращается из рынка арендодателей в рынок арендаторов. Мы ведем переговоры с собственниками помещений на предмет снижения ставок и переходе от системы предоплаты к постоплате аренды. В случае, если нам удается договориться – мы остаемся, если арендодатель не идет на компромисс – то мы вынуждены уйти с точки. При этом, мы готовы рассмотреть размещение данного салона в новом месте, там где адекватная стоимость аренды гарантирует нам его рентабельность. Некоторые собственники помещений по-прежнему игнорируют новые жесткие условия, диктуемые мировым кризисом, не идут на уступки, и вместо работающего магазина над их торговыми площадями появляется надпись «Сдается в аренду», которая еще долго может оставаться единственной вывеской, если арендодатель не придет в себя и не уменьшит собственные аппетиты..

  

У нас сейчас проходят закрытия салонов в Крыму. Это самый проблематичный регион в плане договоренностей с арендодателями, которые не готовы принять новые антикризисные условия выживания. С этих площадей мы уходим, не теряя доли рынка и нашего покупателя. Там, где есть дублирующие салоны, мы оставляем самый рентабельный и переносим в него ассортимент с освободившейся точки.  При этом мы готовы рассмотреть варианты размещения магазинов в новых местах, если это адекватная аренда и хорошее, проходное место.

 

Помимо этого, мы планируем открыть в Крыму порядка 20 новых салонов, если к нам поступят интересные предложения по их размещению.

 

Безусловно, процесс оптимизации бизнеса не может не коснуться и его персонала, так как повышение эффективности касается и каждого отдельного сотрудника, в том числе и КПД его работы. Мы стремимся, чтобы в нашей компании работали самые продуктивные люди, поэтому с удовольствием примем на работу талантливых и амбициозных людей, которые помогут выжить всей сотовой рознице. Компания, в свою очередь, дает им возможность развиваться как в материальном плане, так и расти по карьерной лестнице, помогая удовлетворять амбиции и реализовывать жизненные планы.

Вообще для любого бизнеса период кризиса – это возможность провести ротацию кадров и подобрать лучших из лучших специалистов, что поможет ей не только выжить, но и сделать серьезный задел на будущее развитие.  

 

3.  Наблюдаете ли Вы изменения в покупательских предпочтениях в прошлом и текущем кварталах. Если да, то какие? Какие товарные позиции пострадали от кризиса наименее? Как изменились отношения с поставщиками?

 

Относительно долевого распределения продаж телефонов по ценовым сегментам на рынке Украины в 2008 году наблюдалась следующая картина.

 

Таблица 1. Поквартальная динамика долей ценовых сегментов на рынке Украины в 2008 году.

 

 Долевое распределение ценовых сегментов

IQ08

IIQ08

IIIQ08

IVQ08

до $69

22%

12%

17%

34%

$70-$99

14%

18%

14%

13%

$100-$129

9%

8%

10%

10%

$130-$199

19%

21%

18%

23%

$200-$299

22%

25%

26%

15%

$300-$399

9%

8%

10%

3%

выше $400

5%

8%

5%

2%

Продажи, млн.шт. (рынок)

2,1

2,2

2,4

2,2

до $69

0,5

0,3

0,4

0,8

$70-$99

0,3

0,4

0,3

0,3

$100-$129

0,2

0,2

0,3

0,2

$130-$199

0,4

0,4

0,4

0,5

$200-$299

0,5

0,5

0,6

0,3

$300-$399

0,2

0,2

0,2

0,1

выше $400

0,1

0,2

0,1

0,0

 

Как видно из таблицы 1 с началом кризиса большая доля продаж начала перемещаться в эконом и средний ценовой сегмент (до 200$). А вот доля высшего и премиум сегмента снизилась с еще 42% в 3 квартале до 19% в 4 квартале 2008 года.

 

 Таблица 2. Динамика долей ценовых сегментов за последние 6 месяцев 2008 года.

 

сегмент

июл.08

авг.08

сен.08

окт.08

ноя.08

дек.08

до $69

13%

16%

20%

30%

38%

34%

$70-$99

15%

13%

13%

11%

14%

15%

$100-$129

10%

11%

10%

10%

10%

10%

$130-$199

18%

16%

19%

21%

24%

24%

$200-$299

28%

28%

24%

20%

11%

13%

$300-$399

10%

11%

10%

5%

2%

2%

выше $400

6%

5%

3%

2%

1%

1%

 
 

Диаграмма.1 Динамика долей ценовых сегментов на рынке Украины за 6 месяцев 2008 года.

 

Тенденция к увеличению доли эконом и среднего ценового сегмента также будет наблюдаться и на протяжении 2009 года. Исходя из тенденций последних месяцев 2008 года (таблица.1 Диаграмма.1), можно предположить, что в долевом соотношении рынок будет выглядеть следующим образом.

 

Таблица 3 . Прогноз распределения долей ценовых диапазонов на 2009 год.

 

Сегмент

2008

2009 прогноз

прирост

до $69

21%

35%

14%

$70-$99

15%

16%

1%

$100-$129

9%

11%

2%

$130-$199

20%

24%

4%

$200-$299

22%

11%

-11%

$300-$399

8%

2%

-6%

выше $400

5%

1%

-4%

 

Что касается компании, в феврале 2009 г. средняя стоимость телефона, продаваемого в украинских салонах «Евросети», увеличилась на 5,6% по сравнению с февралем 2008 г. В этом году, готовясь к праздникам, украинцы отдают предпочтение более дорогим аксессуарам. Их средняя стоимость выросла на 12%.  В 2009 году продажи 14 февраля выросли по сравнению с 13-м на 46%, в прошлом году этот показатель составлял всего 14%.

 

Доля выручки от продажи телефонов в общей выручке филиала снизилась с 53% до 49%.

 

Доля платежей увеличилась с 22% до 28,6%.

 

Средняя величина чека уменьшился с 65,14 грн. до 53,42 грн.

 

Анализируя остатки товарных запасов, закупленных по старым ценам, мы прогнозируем, что их осталось менее, чем на 2 недели. Уже сейчас в салонах компании появились первые партии товаров по новым ценам с учетом колебаний курсов доллара и евро.

 

На наш взгляд, потребительский спрос переориентируется на ближайшее время в эконом-сегмент. Это отчасти связано как со снижением платежеспособности населения, так и сокращением программ кредитования, по которым ранее приобретались товары среднего и премиум-сегмента.

 

Несколько сократится ассортимент техники, останутся ходовые модели и цвета, возможно, уменьшится модельный ряд, предлагаемый производителями в связи со снижением инвестиций в производство технически сложных новинок.

 

Товары класса luxury по-прежнему найдут своего покупателя, так как это штучный и эксклюзивный  продукт, который всегда будет пользоваться спросом, как Bentley или Роллс-ройс.

 

Что касается ассортимента, то мы готовы сократить модельный ряд, особенно это касается тех позиций, которые вследствие изменения потребительских предпочтений стали неактуальными.

 

Кроме того, если сотрудничество с каким-либо из вендоров будет для нас на грани «нерентабельности», что в условиях кризиса для нас особо критично, мы будем договариваться об изменении условий взаимодействия.

 

4. В каком состоянии находится сейчас потребительское кредитование?

 

В настоящий момент ситуация на рынке потребительского кредитования  очень сложная, мы бы даже сказали критическая.  Банки сокращают свои программы кредитования, возрастает процент отказов.

 

Лучше всего ситуация с кредитованием обстоит на Юге и в Крыму, хуже всего – на Донбассе. Доля продаж в кредит сейчас составляет в целом по филиалу около 2%, таким образом, она снизилась более, чем на 20% в период кризиса.

 

На данный момент компания работает с двумя банками – ПриватБанк и МИБ (Международный Ипотечный Банк). От имени МИБа работает агент - Фаворит Капитал, который занимается именно продвижением потребительского кредитования.

 

Кредитные эксперты Приват Банка работают у нас в 22 салонах всего филиала, несколько торговых точек привязаны к другим ближайшим кредитным пунктам, в которых наши покупатели оформляют кредиты.

 

На данный момент к кредитным пунктам Фаворит Капитал привязаны 179 торговых точек из 349 салонов.

 

В скором времени мы планируем заключить договор о сотрудничестве с УКРСИББАНКом – банк, который раньше не занимался потребительским кредитованием. Они приняли решение разместить свои кредитные пункты пока в трех наших салонах. Если спрос на кредиты будет, то число представительств увеличится.

 

5. Планируете ли Вы увеличение своей рыночной доли в Украине в текущем году?

 

В первую очередь, мы планируем остаться на рынке и еще сильнее закрепиться на нем, несмотря на кризис. Вряд ли сейчас у кого-то из ритейлеров стоит задача увеличения доли рынка, главное– выжить в непростых условиях. Для этого мы оптимизируем сеть, сохраняя самые рентабельные салоны, и рассматриваем предложения по открытию  новых магазинов на новых площадях.

 

Помимо этого мы планируем продвигать наше самостоятельное логистическое направление и Про-Сервис. Эти бизнес - подразделения оказывают услуги по обслуживанию не только нужд компании, но и внешних организаций, а в случае с Про-Сервисом, площадки которого представлены в 7 крупнейших городах Украины, – обслуживают не только покупателей «Евросеть», но и оказывают профильные услуги сторонним физическим и юридическим лицам. Основная цель этих направлений – как минимум, выйти на самоокупаемость и как максимум – приносить прибыль.

 

6. Есть ли какие-то планы по продвижению собственных брендов в рамках Евросети?

 

У нас один собственный бренд – Евросеть, его и продвигаем.

 

7. Есть ли планы по бонусной программе для постоянных покупателей?

 

Нет, политика компании - не заманивание покупателя за счет бонусной программы, а постоянные конкурентные преимущества по цене и ассортименту. С учетом того, что «Евросеть» - это крупнейший сотовый ритейл, а также самая быстрастущая компания в мире (исследования Delloitte), у нас априори есть возможности договориться с поставщиками о выгодных условиях поставки товара, таким образом мы можем добиться серьезных скидок, которые облегчат цену для покупателя. Помимо этого основной составляющей сотрудничества компании с вендорами и операторами стали совместные акции, в результате которых для покупателей и абонентов разрабатывается целый пакет выгодных предложений, как товарных, так и ценовых.

 

8. Какой международный опыт Евросети внедряется или планируется к внедрению в Украине?

 

У компании «Евросеть» должно быть одно лицо, вне зависимости от того, в каком городе или стране ее магазины работают. «Евросеть» она и в Украине «Евросеть», с идентичным фирменным стилем, товаром и сервисом.

 

9. Несколько слов о ближайших новинках в товарном ассортименте и ближайших акциях.

 

В самое ближайшее будущее в украинских салонах компании «Евросеть» от 2-х крупнейших производителей сотовых телефонов будут представлены интересные ценовые предложения.  

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Интервью Денис Хрусталёв "Мы планируем остаться на рынке и еще сильнее закрепиться на нем,несмотря на кризис"