На вопросы редакции g-news ответил управляющий компании «Евросеть» в Украине Денис Хрусталев. Компания на сегодня крупнейший в Украине и, в целом, в бывшем в СНГ сотовый ритейлер. В Украине у компании около 350 салонов сотовой связи.
1. Многие аналитики относят ритейл к числу отраслей, наиболее пострадавших от кризиса. Каким Вы видите сценарий развития сотового ритейла во времена финансового кризиса?
Вряд ли сценарий развития розницы пойдет по западному пути. Наш покупатель привык к выбору, к возможности подключиться к любому оператору или купить телефон любого производителя в одном магазине. Поэтому, мы надеемся, в случае, если розница станет операторской, она не потеряет своей мультибрендовости.
В настоящий момент тенденция приобретения сотовых ритейлеров операторами – характерное для современного рынка явление. В мировой практике продажей мобильных устройств, как правило, занимаются сами операторы. Наши ритейлеры и раньше предлагали сотовым операторам купить бизнес, но сети переоценивали свою стоимость. Сейчас же сотовые операторы могут купить сети практически бесплатно, получив хороший ресурс для сбыта своей продукции. А ритейлеры спасти хоть какую-то стоимость своих активов или расплатиться с долгами.
2. Расскажите об антикризисных мероприятиях Евросети в Украине. Насколько успешно удаётся решать задачу снижения издержек, в том числе аренды?
В настоящий момент основная задача компании – это повышение эффективности бизнеса. Таким образом, мы пересматриваем показатели работы каждой торговой точки. В период интенсивного развития «Евросети», арендные ставки на торговые площади устанавливались по принципу аукциона – кто больше предложит, «того и место». Сейчас новые экономические условия диктуют новые условия. И снижение стоимости аренды – один из первых методов оптимизации затрат, с учетом того, что рынок аренды был перегрет. Теперь он превращается из рынка арендодателей в рынок арендаторов. Мы ведем переговоры с собственниками помещений на предмет снижения ставок и переходе от системы предоплаты к постоплате аренды. В случае, если нам удается договориться – мы остаемся, если арендодатель не идет на компромисс – то мы вынуждены уйти с точки. При этом, мы готовы рассмотреть размещение данного салона в новом месте, там где адекватная стоимость аренды гарантирует нам его рентабельность. Некоторые собственники помещений по-прежнему игнорируют новые жесткие условия, диктуемые мировым кризисом, не идут на уступки, и вместо работающего магазина над их торговыми площадями появляется надпись «Сдается в аренду», которая еще долго может оставаться единственной вывеской, если арендодатель не придет в себя и не уменьшит собственные аппетиты..
У нас сейчас проходят закрытия салонов в Крыму. Это самый проблематичный регион в плане договоренностей с арендодателями, которые не готовы принять новые антикризисные условия выживания. С этих площадей мы уходим, не теряя доли рынка и нашего покупателя. Там, где есть дублирующие салоны, мы оставляем самый рентабельный и переносим в него ассортимент с освободившейся точки. При этом мы готовы рассмотреть варианты размещения магазинов в новых местах, если это адекватная аренда и хорошее, проходное место.
Помимо этого, мы планируем открыть в Крыму порядка 20 новых салонов, если к нам поступят интересные предложения по их размещению.
Безусловно, процесс оптимизации бизнеса не может не коснуться и его персонала, так как повышение эффективности касается и каждого отдельного сотрудника, в том числе и КПД его работы. Мы стремимся, чтобы в нашей компании работали самые продуктивные люди, поэтому с удовольствием примем на работу талантливых и амбициозных людей, которые помогут выжить всей сотовой рознице. Компания, в свою очередь, дает им возможность развиваться как в материальном плане, так и расти по карьерной лестнице, помогая удовлетворять амбиции и реализовывать жизненные планы.
Вообще для любого бизнеса период кризиса – это возможность провести ротацию кадров и подобрать лучших из лучших специалистов, что поможет ей не только выжить, но и сделать серьезный задел на будущее развитие.
3. Наблюдаете ли Вы изменения в покупательских предпочтениях в прошлом и текущем кварталах. Если да, то какие? Какие товарные позиции пострадали от кризиса наименее? Как изменились отношения с поставщиками?
Относительно долевого распределения продаж телефонов по ценовым сегментам на рынке Украины в 2008 году наблюдалась следующая картина.
Таблица 1. Поквартальная динамика долей ценовых сегментов на рынке Украины в 2008 году.
Долевое распределение ценовых сегментов | IQ08 | IIQ08 | IIIQ08 | IVQ08 |
до $69 | 22% | 12% | 17% | 34% |
$70-$99 | 14% | 18% | 14% | 13% |
$100-$129 | 9% | 8% | 10% | 10% |
$130-$199 | 19% | 21% | 18% | 23% |
$200-$299 | 22% | 25% | 26% | 15% |
$300-$399 | 9% | 8% | 10% | 3% |
выше $400 | 5% | 8% | 5% | 2% |
Продажи, млн.шт. (рынок) | 2,1 | 2,2 | 2,4 | 2,2 |
до $69 | 0,5 | 0,3 | 0,4 | 0,8 |
$70-$99 | 0,3 | 0,4 | 0,3 | 0,3 |
$100-$129 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,2 |
$130-$199 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,5 |
$200-$299 | 0,5 | 0,5 | 0,6 | 0,3 |
$300-$399 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,1 |
выше $400 | 0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,0 |
Как видно из таблицы 1 с началом кризиса большая доля продаж начала перемещаться в эконом и средний ценовой сегмент (до 200$). А вот доля высшего и премиум сегмента снизилась с еще 42% в 3 квартале до 19% в 4 квартале 2008 года.
Таблица 2. Динамика долей ценовых сегментов за последние 6 месяцев 2008 года.
сегмент | июл.08 | авг.08 | сен.08 | окт.08 | ноя.08 | дек.08 |
до $69 | 13% | 16% | 20% | 30% | 38% | 34% |
$70-$99 | 15% | 13% | 13% | 11% | 14% | 15% |
$100-$129 | 10% | 11% | 10% | 10% | 10% | 10% |
$130-$199 | 18% | 16% | 19% | 21% | 24% | 24% |
$200-$299 | 28% | 28% | 24% | 20% | 11% | 13% |
$300-$399 | 10% | 11% | 10% | 5% | 2% | 2% |
выше $400 | 6% | 5% | 3% | 2% | 1% | 1% |
Диаграмма.1 Динамика долей ценовых сегментов на рынке Украины за 6 месяцев 2008 года.
Тенденция к увеличению доли эконом и среднего ценового сегмента также будет наблюдаться и на протяжении 2009 года. Исходя из тенденций последних месяцев 2008 года (таблица.1 Диаграмма.1), можно предположить, что в долевом соотношении рынок будет выглядеть следующим образом.
Таблица 3 . Прогноз распределения долей ценовых диапазонов на 2009 год.
Сегмент | 2008 | 2009 прогноз | прирост |
до $69 | 21% | 35% | 14% |
$70-$99 | 15% | 16% | 1% |
$100-$129 | 9% | 11% | 2% |
$130-$199 | 20% | 24% | 4% |
$200-$299 | 22% | 11% | -11% |
$300-$399 | 8% | 2% | -6% |
выше $400 | 5% | 1% | -4% |
Что касается компании, в феврале 2009 г. средняя стоимость телефона, продаваемого в украинских салонах «Евросети», увеличилась на 5,6% по сравнению с февралем 2008 г. В этом году, готовясь к праздникам, украинцы отдают предпочтение более дорогим аксессуарам. Их средняя стоимость выросла на 12%. В 2009 году продажи 14 февраля выросли по сравнению с 13-м на 46%, в прошлом году этот показатель составлял всего 14%.
Доля выручки от продажи телефонов в общей выручке филиала снизилась с 53% до 49%.
Доля платежей увеличилась с 22% до 28,6%.
Средняя величина чека уменьшился с 65,14 грн. до 53,42 грн.
Анализируя остатки товарных запасов, закупленных по старым ценам, мы прогнозируем, что их осталось менее, чем на 2 недели. Уже сейчас в салонах компании появились первые партии товаров по новым ценам с учетом колебаний курсов доллара и евро.
На наш взгляд, потребительский спрос переориентируется на ближайшее время в эконом-сегмент. Это отчасти связано как со снижением платежеспособности населения, так и сокращением программ кредитования, по которым ранее приобретались товары среднего и премиум-сегмента.
Несколько сократится ассортимент техники, останутся ходовые модели и цвета, возможно, уменьшится модельный ряд, предлагаемый производителями в связи со снижением инвестиций в производство технически сложных новинок.
Товары класса luxury по-прежнему найдут своего покупателя, так как это штучный и эксклюзивный продукт, который всегда будет пользоваться спросом, как Bentley или Роллс-ройс.
Что касается ассортимента, то мы готовы сократить модельный ряд, особенно это касается тех позиций, которые вследствие изменения потребительских предпочтений стали неактуальными.
Кроме того, если сотрудничество с каким-либо из вендоров будет для нас на грани «нерентабельности», что в условиях кризиса для нас особо критично, мы будем договариваться об изменении условий взаимодействия.
4. В каком состоянии находится сейчас потребительское кредитование?
В настоящий момент ситуация на рынке потребительского кредитования очень сложная, мы бы даже сказали критическая. Банки сокращают свои программы кредитования, возрастает процент отказов.
Лучше всего ситуация с кредитованием обстоит на Юге и в Крыму, хуже всего – на Донбассе. Доля продаж в кредит сейчас составляет в целом по филиалу около 2%, таким образом, она снизилась более, чем на 20% в период кризиса.
На данный момент компания работает с двумя банками – ПриватБанк и МИБ (Международный Ипотечный Банк). От имени МИБа работает агент - Фаворит Капитал, который занимается именно продвижением потребительского кредитования.
Кредитные эксперты Приват Банка работают у нас в 22 салонах всего филиала, несколько торговых точек привязаны к другим ближайшим кредитным пунктам, в которых наши покупатели оформляют кредиты.
На данный момент к кредитным пунктам Фаворит Капитал привязаны 179 торговых точек из 349 салонов.
В скором времени мы планируем заключить договор о сотрудничестве с УКРСИББАНКом – банк, который раньше не занимался потребительским кредитованием. Они приняли решение разместить свои кредитные пункты пока в трех наших салонах. Если спрос на кредиты будет, то число представительств увеличится.
5. Планируете ли Вы увеличение своей рыночной доли в Украине в текущем году?
В первую очередь, мы планируем остаться на рынке и еще сильнее закрепиться на нем, несмотря на кризис. Вряд ли сейчас у кого-то из ритейлеров стоит задача увеличения доли рынка, главное– выжить в непростых условиях. Для этого мы оптимизируем сеть, сохраняя самые рентабельные салоны, и рассматриваем предложения по открытию новых магазинов на новых площадях.
Помимо этого мы планируем продвигать наше самостоятельное логистическое направление и Про-Сервис. Эти бизнес - подразделения оказывают услуги по обслуживанию не только нужд компании, но и внешних организаций, а в случае с Про-Сервисом, площадки которого представлены в 7 крупнейших городах Украины, – обслуживают не только покупателей «Евросеть», но и оказывают профильные услуги сторонним физическим и юридическим лицам. Основная цель этих направлений – как минимум, выйти на самоокупаемость и как максимум – приносить прибыль.
6. Есть ли какие-то планы по продвижению собственных брендов в рамках Евросети?
У нас один собственный бренд – Евросеть, его и продвигаем.
7. Есть ли планы по бонусной программе для постоянных покупателей?
Нет, политика компании - не заманивание покупателя за счет бонусной программы, а постоянные конкурентные преимущества по цене и ассортименту. С учетом того, что «Евросеть» - это крупнейший сотовый ритейл, а также самая быстрастущая компания в мире (исследования Delloitte), у нас априори есть возможности договориться с поставщиками о выгодных условиях поставки товара, таким образом мы можем добиться серьезных скидок, которые облегчат цену для покупателя. Помимо этого основной составляющей сотрудничества компании с вендорами и операторами стали совместные акции, в результате которых для покупателей и абонентов разрабатывается целый пакет выгодных предложений, как товарных, так и ценовых.
8. Какой международный опыт Евросети внедряется или планируется к внедрению в Украине?
У компании «Евросеть» должно быть одно лицо, вне зависимости от того, в каком городе или стране ее магазины работают. «Евросеть» она и в Украине «Евросеть», с идентичным фирменным стилем, товаром и сервисом.
9. Несколько слов о ближайших новинках в товарном ассортименте и ближайших акциях.
В самое ближайшее будущее в украинских салонах компании «Евросеть» от 2-х крупнейших производителей сотовых телефонов будут представлены интересные ценовые предложения.