G-news

Среда, 17-е Июля 2019
05:50:31

Тансу Еэн, главный исполнительный директор компании «Астелит» рассказал, что позволит мобильному оператору Life:) не повышать тарифы, какой объем инвестиций ожидается в этом году и на что будут потрачены деньги.

Экономический кризис уже сказался, пожалуй, на всех компаниях. Как он влияет на ваш бизнес? 

К счастью, телекоммуникационная индустрия оказалась одной из последних, кто почувствовал на себе кризис. Мобильная связь уже стала товаром массового потребления. В Украине на данный момент активировано более 55 миллионов SIM-карт. Это больше, чем населения в стране. При этом стоимость мобильной связи является одной из самых дешевых в Европе. В то же время мы ощутили влияние кризиса на бизнес. В первую очередь об этом можно судить по расходам корпоративных абонентов, которые стали экономить на связи. Меньше стали пользоваться и дополнительными услугами. Очень большое влияние на нас оказывает колебание валютного курса. 

Какую привязку к доллару имеет компания «Астелит»? 

Основная часть бизнеса, которая зависит от колебания доллара — это сетевое оборудование. Поскольку оно импортируется и стоит больших денег. В остальном зависимость от иностранной валюты незначительна, долларовых расходов у нас не так много. 

На какие мероприятия, снижающие риски и потери от кризиса, пошла компания «Астелит»? 

Кризис — это хорошая возможность для развития компании. Во-первых, мы пошли на повышение операционной эффективности, улучшили финансовое планирование, особенно в части валютных поступлений. Во-вторых, максимально перевели наши контракты из долларов в гривни. Вместе с тем вопрос об увольнении сотрудников даже не ставится, не собираемся лишать их и бонусов. Помимо всего прочего мы стали посматривать на рынок с точки зрения приобретения новых активов, учитывая резкий спад цен на компании. 

Поделитесь секретом, на какие предприятия «Астелит» положил глаз? 

Мы больше заинтересованы в покупке компаний, работающих в сфере телекоммуникаций. Сейчас ведем переговоры по этому поводу. Однако говорить о конкретных названиях будущих приобретений пока рано. 

Если ситуация будет оставаться стабильной, вы утверждаете, что прямое повышение тарифов в планы не входит. За счет каких средств вы планируете воздержаться от повышения цены на мобильную связь? 

Для того чтобы получить больше доходов, не обязательно прибегать к повышению тарифов. Главная задача, которая стоит перед нами, это побудить абонентов life:) тратить еще больше денег на мобильные разговоры. Мы избрали, на мой взгляд, очень интересную тактику. Раньше абоненты обычно пополняли счет на 25 гривен. Сейчас мы предлагаем им в случае пополнения счета на 35 гривен добавить в качестве бонуса от life:) такую же сумму бесплатно. Если человек пополнит счет на 50 гривен, автоматически сумма пополнения удвоится. Таким образом мы стимулируем наших абонентов, побуждая их расходовать на связь больше средств. В то же время предоставляем им возможность больше времени общаться друг с другом. Так как звонки внутри life:) бесплатные, дополнительные бонусные деньги можно потратить на разговор с другими операторами. 

Как возможное создание Фонда универсальных услуг, предусматривающее 3%-ное отчисление от доходов за услуги связи операторов на развитие связи в труднодоступных районах, может отразиться на тарифах мобильных операторов? 

Не думаю, что операторы пойдут на повышение. Скорее всего в случае создания этого фонда пострадает доходная часть. Сама по себе цель очень благородная. Но, во-первых, размер отчислений, на наш взгляд, очень большой. Было бы куда справедливее говорить об 1%. Во-вторых, не совсем ясно, кто и на каких условиях будет проводить коммуникации. Другими словами, пока непонятен механизм использования денег.
 
Понятно, что нестабильность политических процессов в Украине не могла пройти незаметно и для операторов мобильной связи. Как неустойчивый политический климат отразился на вашей компании?
 

Политическая нестабильность замедлила развитие некоторых рыночных процессов. К примеру, вопрос переносимости мобильного номера — когда абонент при смене оператора сохраняет номер мобильного телефона. Также замедлилось движение по получению лицензии на связь третьего поколения 3G.
 
Как вы считаете, насколько прозрачен будет тендер на получение лицензии связи третьего поколения 3G?
 

За проведение тендера будет отвечать НКРС. И я не вижу причин сомневаться в их профессионализме. Вместе с тем считаю, что тендер должен быть проведен одновременно для всех операторов на все существующие лицензии. Конкурс не нужно растягивать во времени. Потом, необходимо проверить, насколько обоснованной является заявленная сумма в 2,5 миллиарда гривен, которые необходимо потратить на конверсию высвобождения частот. На получение 4 различных лицензий 3G станут претендовать 6-7 кандидатов. Соответственно, стартовая цена будет около 30 миллионов долларов с учетом конверсии. Общую стоимость конверсии не будут делить на всех игроков украинского рынка, так как неизвестно, кто именно будет принимать участие в тендере. При этом государство не собирается финансово участвовать в процессе высвобождения частот. 

В 2009 году, невзирая на ухудшающуюся макроэкономическую ситуацию в Украине, вы собираетесь увеличить объем капитальных инвестиций по сравнению с объемом 2008 года. Какие направления собираетесь развивать и сколько средств предусмотрено на эти нужды? 

В 2008 году было сделано 160 миллионов капитальных инвестиций. Действительно, в следующем году планируем инвестировать еще больше. Особенно если на торги выставят лицензию на 3G. Главное направление капиталовложений — это улучшение качества и мощности сети. К примеру, в 2008-м мы повысили мощность сети на 38% по сравнению с предыдущим годом. Это позволяет большему числу абонентов говорить одновременно, не перегружая при этом сеть. В нынешнем году планируем увеличить мощность и качество передачи звука еще на 52% по сравнению с предыдущим. 

В чем вы видите преимущество оператора life:) по сравнению с другими мобильными операторами? 

Самое главное наше преимущество — это тарифы. Они предельно доступны и просты. Любой человек понимает, сколько он платит и за что. Кроме того, у нас нулевая стоимость разговоров внутри сети. Правда, сейчас этот прием стали копировать другие игроки рынка. Вместе с тем мы — единственный оператор, в чьих тарифах не было и нет платы за соединение. К тому же life:) — инновационный оператор, предоставляющий много нововведений в числе дополнительных услуг. 

Кстати, какую долю от общей прибыли составляют дополнительные услуги? 

В прошлом году в структуре общей прибыли дополнительные услуги заняли 20%. Самыми популярными из них стали продажи мобильного контента (картинки, мелодии, игры) и рингтонов — мелодий, установленных вместо обычных гудков. Направление дополнительных услуг собираемся развивать и дальше. К примеру, в будущем планируем ввести услугу пополнения своего счета при помощи мобильного телефона. Кроме того, будем развивать виды дополнительных услуг для корпоративного сегмента. 

По вашим прогнозам, когда сможете догнать основных ваших конкурентов — «Киевстар» и МТС? 

Когда мы выходили на украинский рынок, то не ставили целью кого-то догнать или перегнать. Для нас важно было создать эффективно работающего мобильного оператора с долей рынка. Я сказал бы, что мы соревнуемся не с конкурентами, а сами с собой. Пока что наши показатели достаточно успешны. Разумеется, если и дальше станем наращивать долю рынка, кто-то из операторов будет ее терять. В этом смысле можем догнать или перегнать ведущих операторов мобильной связи. 

Как на финансовые результаты компании за 2008 год отреагировали акционеры «Астелита»? 

Акционеры довольны. Они готовы поддерживать компанию и дальше, инвестировать еще больше миллионов долларов в работу оператора life:) для дальнейшего развития на украинском рынке. Всего компания в Украине работает четыре года. За это время наша доля рынка по абонентам выросла до 20% и составила более одиннадцати миллионов абонентов. Всего было инвестировано около миллиарда долларов. Показатель операционной прибыльности вырос до 7%. Это впечатляющие показатели. Что касается прошлого года, то абонентская база по сравнению с 2007-м увеличилась на 30%. За год заработали 438,7 миллиона долларов. Для сравнения, год назад доход был более чем на 70% меньше. 

Тансу Еэн

Родился 31 января 1966 года в Стамбуле.
 1989 год — окончил факультет электрической и электронной инженерии университета Богазичи (Стамбул).
 1990 год — получил MBA в университете Мармара (Стамбул).
 1990-1991 годы — служба в турецких вооруженных силах.
 1991-1994 годы — менеджер IТ, специалист по продажам, продакт-менеджер Digital Equipment Turkey.
 1994-1998 годы — руководитель отдела маркетинга по направлению ПК, руководитель отдела маркетинга Hewlett Packard Turkey.
 1998-2005 годы — руководитель отдела маркетинга, заместитель генерального директора представительства Microsoft в Турции.
 2005-2007 годы — генеральный директор Apple IMC Turkey.
 C февраля 2007 года — главный исполнительный директор компании «Астелит». 

Акционеры компании «Астелит»
 Turkcell (Турция) — 54,8% акций.  System Capital Management (Украина) — 45,2% акций.

Лучший топ-менеджер в Европе

В сентябре прошлого года главный исполнительный директор компании life:) Тансу Еэн был признан лучшим топ-менеджером Европы по версии Stevie Awards, престижной мировой премии в области бизнеса. 

Дмитрий Орлов, "Дело"

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Интервью Тансу Еэн: Чтобы получить больше доходов, не обязательно повышать тарифы