G-news

Четверг, 18-е Июля 2019
10:40:28

В создание инфраструктуры сетей мобильной передачи данных российская компания "Скартел" (торговая марка Yota) инвестирует 0,5 млрд долл. О том, какая стратегия стоит за столь масштабным проектом, в интервью CNews рассказал Денис Свердлов, генеральный директор компании.

 

CNews: Сейчас вы отстаете от планов развертывания сети Yota, объявленных ранее. С чем это связано и каковы планы полного покрытия Москвы и области сегодня?

 

Денис Свердлов: Вообще говоря, сделав 2-го сентября анонс наших планов, я нарушил свой персональный базовый принцип: никогда ничего не обещать. Потому что, исходя из наших планов и наших условий финансирования, нас никто не подгоняет, мы оперируем долгосрочными стратегиями. У нас нет краткосрочных задач, как например, достигнуть какого-то определенного объема абонентов к определенному сроку. Мы инвестируем в этот проект огромные деньги – суммарно это уже порядка 500 млн долл.: 300 млн в прошлом году и уже утверждено 170 млн инвестиций в нынешнем. Кстати, была официально опубликована информация, что МТС планирует инвестировать в развитие сетей 3G по всей стране 350 млн долл. Получается, что наши цифры сопоставимы с показателями "большой тройки". При таких серьезных вложениях очевидно, что нужно ориентироваться на долгосрочную стратегию. Хотя, вообще-то говоря, по количеству абонентов, которое мы, к сожалению, не имеем права озвучивать, мы опережаем наши ожидания. Повторюсь, что мы сначала делаем, а потом говорим о достигнутом. Но, тем не менее, от нас ждут, конечно, некоторых прогнозов, поэтому скажу, что сейчас у нас есть тактическая задача – обеспечить очень хорошее покрытие в Москве к июню.

 


Денис Свердлов: В этом году в России появятся новые модели телефонов и ноутбуков от разных производителей со встроенными WiMAX-модулями

Наверное, важны причины того, почему мы не выполнили планов по прошлому году. Их две. Первая причина связана с тем, что мы как раз находились в процессе получения первых результатов, и у нас были завышенные ожидания относительно сроков. Вторая причина непосредственно связана с процедурой прокладки транспортной сети связи по Москве. У нас уже достаточно базовых станций для полного покрытия города. В Москве - в большей степени, в Петербурге – в меньшей. Но вопрос упирается в транспортную сеть. Радиотехнологии уже позволяют добиваться очень высоких скоростей. Но проблема в том, что инфраструктура сотовых операторов по всему миру сделана на радиорелейных каналах. У них пропускные способности очень низкие – в среднем 3 - 4 Мб/сек. А для 4G надо как минимум гигабитный канал.

Мы сделали в Москве два кольца транспортной сети по технологии DWDL, с возможностью получать текущую скорость 180 Мб/сек, а можем поднять ее до 720 Мб/сек. Для этого нужно установить дополнительное оборудование.

 

CNews: Вы сказали, что вас никто не подгоняет. Пусть не торопит инвестор, но разве не подгоняет время? Ведь конкуренты тоже не дремлют.

 

Денис Свердлов: Конечно, нельзя сказать, что нам вообще некуда торопиться. У нас есть планы, и мы должны их выполнять. Я имею в виду, прежде всего, то, что перед нами стоят не тактические задачи. У нас гораздо большие сроки и размеры инвестиций. Хотя, время, безусловно, подгоняет. Людям в принципе все равно, как называется технология - 3G, 4G, W-CDMA или WiMAX. Им нужно, чтобы услуга была доступна, чтобы все работало, и устройства были в продаже. Если эти факторы в наличии, спрос будет.

 

CNews: Продление срока бесплатного использования сервиса на несколько месяцев связано с задержками по разворачиванию сети или это маркетинговая стратегия?

 

Денис Свердлов: Юридически мы имеем право начинать оказывать услуги с 1 апреля, что, собственно, мы и будем делать. С 1 апреля мы начинаем оказывать услуги за деньги юридическим лицам. Но продление срока бесплатного использования связано с тем, что мы определенным образом не выполнили плана по выпуску устройств, немного отстаем по ноутбукам, есть ряд других причин, по которым мы считаем, что было бы правильным продлить срок бесплатного пользования до 1 июня.

 

CNews: Планируется ли снижение цен на сервисы с увеличением числа пользователей?

 

Денис Свердлов: Это вопрос правильного баланса. Мы как молодая компания хотим, чтобы процесс шел. Но я ясно понимаю, что пока мы не готовы обслуживать огромное количество абонентов. Поэтому для нас цена – это способ управления процессом. Естественно, мы будем следить за рынком и реагировать на изменения.

 

CNews: Сейчас сервис поддерживает только одна модель телефона и один ноутбук со встроенным модулем WiMAX. Какие планы по анонсам новых устройств?

 

Денис Свердлов: Мы пытаемся создать сбалансированное предложение терминалов и выделяем 4 класса устройств. Первый - это мобильные телефоны. Второй класс - средства коллективного доступа - когда одно устройство через Wi-Fi или Ethernet дает возможность пользоваться доступом не одному человеку, а многим. Третий класс - ноутбуки со встроенными WiMAX-модулями. И четвертый – USB-модемы.

В этом году в России появятся новые модели телефонов и ноутбуков от разных производителей со встроенными WiMAX-модулями. Пусть потребитель голосует сам.

 

CNews: Операторы WiMAX будут конкурировать только между собой или им придется противостоять "большой тройке" с ее 3G?

 

Денис Свердлов: Это сложный вопрос, он зависит от массы факторов. И не от технологий, а скорее от маркетинговой политики компаний. Надо рассмотреть два аспекта. Первый – конкуренция между самими операторами мобильного WiMAX. Второй – как мобильный WiMAX относится к другим операторам, которые есть на рынке. Что касается операторов WiMAX, то мы очень рады, что, например, "Комстар" развивает этот стандарт, потому как это будет влиять на рынок устройств и технологий, подталкивать его вперед. В качестве противоположного примера можно привести ситуацию со Skylink. В силу того, что его стандарт не получил массового распространения в мире, рынок устройств очень ограничен. Поэтому они такие дорогие, да и предложение невелико. С WiMAX другая ситуация, его поддерживают многие производители, в том числе и такой гигант, как Intel. Другой крупный вендор в этой области – Samsung, которому, если не ошибаюсь, принадлежит 34% российского рынка электроники.

 

Если говорить о позиционировании, то у нас нет других направлений, многочисленных "сестер" и "дочек", которые могут создавать внутреннюю конкуренцию. В этом смысле у нас руки развязаны, потому что нет других технологий, мы вкладываем только в укрупнение. Мы строим сеть в пяти городах – Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Сочи и Краснодаре.

 

Теперь что касается, "большой тройки". Безусловно, время покажет, потребители сами примут решение, проголосуют своим кошельком. Если говорить об услуге, то здесь опять нужно принимать во внимание ряд факторов. Первый фактор – что является главным приоритетом. У сотовых операторов 90% дохода – передача голоса, и они именно на нем сфокусированы. У нас фокус на контенте, голос – не главный приоритет. Второй, важный фактор – скорость. Сегодня на наших базовых станциях достигаются скорости 200 Мб/с, а у 3G операторов в среднем – 4 Мб/с. А скорость - это важно! Все хотят того, чтобы потоковое видео, например YouTube, смотрелось без задержек. И в силу того, что пользователи интернета все более активно потребляют видеоинформацию - это доказанный тренд - нужная скорость для ее приема станет фактором, который будет влиять на выбор пользователя.

 

Еще один фактор – тариф. Мы изначально сделали безлимитную модель, так как считали, что можем себе это позволить, исходя из стоимости оборудования, операционных издержек и т.д. И мы считаем, что в области 3G "безлимитка" работать не будет. У сотовых операторов сейчас другая идеология – тарифицировать мегабайты. И я видел информацию, где сотовые операторы признавались, что 90% их абонентов, из тех, что качают данные, потребляют менее 100 Мб в месяц. Получается, что мы работаем в несколько разных нишах. Наверное, те люди, которые потребляют на мобильном менее 100 Мб в месяц – это не наши клиенты. Мы фокусируемся на тех, кто услугой пользуется очень активно.

И еще один фактор. Любой пользователь стремится к простоте и удобству. За 8 лет, которые развиваются 3G-сети в мире, ноутбуков со встроенными системами 3G появилось очень немного. Значит, чтобы подключится, в большинстве случаев нужно сначала купить модем, установить драйверы и т.д. А мы говорим, что у нас модель будет такая же, как Wi-Fi. То есть пользователю вообще не надо ничего покупать для того, чтобы подключиться. Совсем другой уровень комфорта.

 

CNews: А вы будете как-нибудь конкурировать с "большой тройкой" в области голосового трафика? Ведь телефон уже есть, скоро будет второй.

 

Денис Свердлов: Я бы сказал так: возможно, этот прогноз покажется слишком агрессивным, но я действительно верю, что в недалеком будущем голосовая услуга может стать бесплатной. Я имею в виду не только нашу страну - такие тенденции прослеживаются во всем мире. Этот процесс еще в самом начале, но обратите внимание: в 2008 году "Телефоном года" была признана вовсе не Nokia или SonyEricsson, а модель некой никому неизвестной компании Inc. Причина в том, что они интегрировали в телефон большое количество сервисов, но самое главное – вставили туда Skype. И в результате через 3G можно разговаривать по Skype.

 

В традиционном смысле рынок голосовой связи нам сейчас не особо интересен. Я не вижу там огромных денег. И связано это с особенностями российского законодательства, из-за которых мы не можем предложить конкурентоспособные по ценам услуги. Таким образом, мы не можем прогнозировать перспективы голосовой связи в России.

 

CNews: А возможна ли какая-либо конкуренция с проводными интернет-провайдерами?

 

Денис Свердлов: Дело вот в чем. Есть базовый принцип, который мы заложили в идеологию компании, в ее миссию и ценности. Ценностей всего 4, но 2 из них базовые – это простота и удобство. Самая удобная модель потребления состоит в том, что где бы вы ни находились, у вас везде один и тот же провайдер. А не так, чтобы дома у вас один, на работе – другой, в кафе – третий, и каждый раз нужно по-новой подключаться и менять настройки. Когда везде интернет работает одинаково, этот факт, безусловно, будет привлекать пользователя. Поэтому я считаю, что, наверное, какое-то количество абонентов предпочтут нас.

 

CNews: Но это касается индивидуального клиента. А как быть в случае с клиентами корпоративными? Им нужно только офис оборудовать и, как известно, провода всегда надежнее радиосвязи.

 

Денис Свердлов: По поводу надежности даже спорить не буду. Но характер подключения очень сильно зависит от профиля компании, ее типа бизнеса. Например, для малого бизнеса выделенный канал может обходиться очень дорого. Поэтому, я считаю, малый и средний бизнес может спокойно пользоваться нашими услугами в корпоративном сегменте. Но в целом я к этому вопросу отношусь консервативно, думаю, что в корпоративном секторе революции не будет.

 

CNews: В вашем телефоне HTC 4G возникала проблема со Skype-клиентом. В чем она заключалась и решена ли сейчас?

 

Денис Свердлов: Была одна техническая проблема со Skype. Она связана с тем, что когда вы пытаетесь поставить Skype во встраиваемую память телефона (у аппарата две памяти – встраиваемая и внутренняя), которая больше по объему, он не работает. Это ошибка самого Skype - он не поддерживает названия каталогов на русском языке. Но если Skype поставить в основную память, то он отлично работает. Проблему можно решить в сервис-центре. Но о ней так много написано в блогах, что можно разобраться и самостоятельно.

  

CNews: Вопрос о безопасности. Есть ли возможность заражения ваших устройств вирусами?

 

Денис Свердлов: На сегодняшний день мы не можем сделать все сразу, и считаем, что проблема антивирусной защиты – это задача пользователей. Всем известно, что нужно защищать компьютер антивирусом. Но, исходя из моего опыта, я не слышал о вирусах для Windows-Mobile платформы, которую используют наши телефоны. Если говорить об обычных компьютерах, то здесь нужно делать то же, что и всегда при работе с интернетом. Антивирусы продаются в любом компьютерном магазине и выбор достаточно большой.

 

CNews: Вы планируете делать собственный аналог Skype-клиента?

 

Денис Свердлов: Да, мы сейчас работаем над этим проектом, довольно большая команда этим занимается. Но не буду нарушать свое правило и не буду обещать каких-либо сроков.

 

CNews: Вы анонсировали планы международного развития. В каких странах вы будете строить сети? И чем диктуется выбор именно этих стран?

 

Денис Свердлов: Мы делаем ряд международных проектов. У нас есть офис в Белоруссии, подписано соглашение в Никарагуа, туда уезжает наша команда. А принцип выбора объясняется не страстью к экзотике. Дело в том, что эта технология на сегодняшний день имеет максимальные шансы на успех в условиях, где очень плохо развита телеком-инфраструктура. Зона нашего интереса – страны СНГ, Азия и Латинская Америка. Просто в разных странах разные ситуации с ресурсами, частотами, другими факторами.

 

Сергей Филимонов, CNews

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Интервью Денис Свердлов: Голосовая связь может стать бесплатной