G-news

Воскресенье, 24-е Марта 2019
07:30:42

Директор по маркетингу бизнес-сегмента и роуминга «Вымпелкома» Оксана Беляева объяснила, почему взлетели цены на международный роуминг. Благодарить за высокие счета приходится Еврокомиссию. Когда комиссары заставили европейских операторов сбить роуминговые цены для граждан Евросоюза, западные бизнесмены отыгрались на своих международных партнерах и гостях из дальних стран. В числе «пострадавших» оказалась и Россия.
 
СТРАНА ВНУТРЕННЕГО РОУМИНГА
 
– Вы не находите странным сам факт существования внутрисетевого роуминга в России? Кажется, только у наших операторов откуда-то взялась такая странная манера – чуть выехал из своей области – плати «сверхурочные».
 
— Если проводить аналогии с другими странами, то надо принять во внимание ряд объективных российских особенностей. Во-первых, это география – 11 часовых поясов, тысячи километров, через которые нужно, грубо говоря, протянуть кабель, поставить базовые станции и другое телекоммуникационное оборудование. Во-вторых, на географию накладывается специфика российского лицензирования – в тех же европейских странах лицензия выдается на всю страну, а не на отдельные земли – нам же приходится получать лицензии на отдельные субъекты РФ. В-третьих, для передачи сигнала между лицензионными зонами российские сотовые операторы в большинстве случаев обязаны пользоваться услугами сторонних компаний. Естественно, это все предполагает серьезные затраты для компании. Именно поэтому звонок отсюда до Владивостока не может быть бесплатным.
 
– Существуют страны, у которых населенная площадь больше чем у России – Америка, например. Но у них нет роуминга, нет даже междугородней связи. Вся страна – единая тарифная зона. То же самое и во Франции. Неужели мы такие особенные?
 
— Вы о лицензировании ничего не сказали. Каждый оператор может строить сеть по-своему. У нас есть регуляторные ограничения, с которыми мы вынуждены считаться. На самом деле ценообразование достаточно прозрачно, оно отражает те затраты, которые мы несем, и ничего больше.
 
– Затраты? Неужели «Билайн» ничего не зарабатывает на роуминге? Сложно поверить. Расскажите, пожалуйста, какую долю от выручки компании составляет роуминг? Скажем, внутрисетевой?
 
— Доля роуминга в разное время года может колебаться от 10 до 20%. Конкретная цифра — это коммерческая тайна.
 
ЕВРОСОЮЗ ПОЗАБОТИЛСЯ О СВОИХ
 
– В прошлом году Еврокомиссия чуть ли не в ультимативной форме потребовала от европейских сотовых операторов снижения цен за роуминг. На вас это как-то сказалось?
 
— Да, они снизили, естественно, это же было требование Еврокомиссии, направленное на защиту прав потребителя (улыбается).
 
Компании устанавливали свои цены абонентам, в зависимости от ситуации на рынке и конкурентной обстановки, а потом пришел регулятор, и сказал: «теперь вы будете получать не доллар, а 20 центов». В такой ситуации не хочет оказаться ни один оператор. Сначала расчет был на то, что абоненты будут больше говорить, компенсируя каким-то образом снижение цен. Но ничего такого не произошло и на этом снижении операторы  потеряли. Они стали спасать свою выручку, брать за входящие, повышать тарифы для третьих стран, в том числе и для России.
 
Наши затраты увеличились примерно на 25% по сравнению с тем, что было до регулирования, причем рост продолжается и сейчас. Они таким образом решили собрать на нас то, что «не добрали» на своих абонентах. Сейчас идут новые дебаты в отношении регулирования GPRS и SMS — прошлая история касалась только голосового трафика.
 
– А если предположить, что в России появится больше туристов, и потоки трафика сравняются, может ли это помочь отношениям с роуминговыми партнерами? Например, привести к взаимозачетам за роуминг?
 
— Если честно, взаимосвязи я тут не вижу. У нас есть направления, где трафик находится в паритете, где поток въезжающих к нам и выезжающих от нас равны. Говорить о каком-то взаимозачете можно, но не всегда нужно. Маржинальность может быть разная у нас и у другого оператора, в каждом случае это индивидуальный кейс.
 
– И много ли сегодня выезжающий абонент тратит за границей?
 
— Я думаю, что мы можем говорить об усредненной сумме в 1000-1100 рублей. Это средние затраты на роуминг за один выезд.
 
– Какую выручку приносит GPRS?
 
— Процент выше чем в домашней сети, так как в роуминге GPRS довольно дорогостоящая, премиальная услуга. Связано это с высокими  межоператорскими тарифами, поэтому и тариф для абонентов высок.
 
СОЧИ НОВАЯ ИСПАНИЯ
 
– А как повлиял кризис на роуминговые расходы?
 
— Естественно, наивно утверждать, что ничего не случилось. Мы не первые, кто заявит, что выручка уменьшилась — об этом говорят и туроператоры, и авиаперевозчики. Кто-то заявлял о 20% снижения, кто-то о 30%.  В целом, мы видим похожую статистику и у себя. Здесь, кстати, есть парадокс: уменьшилось число людей, выезжающих за границу, но увеличилось количество людей, путешествующих по стране. Те, кто раньше ездил в Испанию, теперь с большим удовольствием едут, например, в Сочи.
 
Таким образом мы видим, что внутреннее направление роуминга подросло. Кстати, майские праздники показали очень хороший тренд, для нас это некий показателем, как мы будем чувствовать себя летом. И судя по результатам есть надежда, что не все так плохо и люди продолжат путешествовать.
 
– Тогда расскажите нам, куда отпускники ездят внутри страны...
 
– Мы не отслеживаем это специально. Думаю, все традиционно: в Сочи, Москву и Московскую область. Каких-то новых направлений, чтобы все вдруг взяли и поехали на Камчатку, такого нет. Если говорить о выездах за границу, в лидерах Украина, Казахстан, Турция, Белоруссия, Эмираты и Египет, и только потом уже Европа – Германия и Франция.
 
– А Казахстан почему в лидерах? Бизнес?
 
– Думаю, да, в основном, торговые связи. По въезжающим тренд немного другой, в основном к нам едет Европа. Я уже говорила, что мы – явно не туристическое направление, особенно учитывая дороговизну и цены на гостиницы. Поэтому по въезжающим впереди Европа: Германия, Англия, Франция.
 
– Замечательно, что люди стали ездить по России, а кто сейчас ездит за границу? Бизнес или отпускники?
 
– Бизнес-туристов и отдыхающих приблизительно пятьдесят на пятьдесят. Конечно, все зависит от сезона, летом и в праздники больше отпускников, в остальное время едет бизнес, но в целом за год все равно их получается поровну. Понятно, что сейчас все компании верстают бюджеты с расчетом на кризис, но, думаю, такая пропорция сохранится и дальше.

 

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Интервью «Роуминг не может стать дешевым»