G-news

Четверг, 18-е Июля 2019
16:20:15
Александр Туркот – профессиональный программист, создатель и инвестор интернет-стартапов, человек, который полтора года назад привел в нашу страну компанию MySpace и одноименную социальную сеть. Но гендиректором «MySpace Россия» Туркот пробыл недолго: недавно местное представительство соцсети было закрыто.
 
Туркот рассказал корреспонденту Slon.ru, на что рассчитывала MySpace на нашем рынке, почему Facebook менее эффективна как бизнес, и какие изменения ожидают соцсеть News Corp в ближайшем будущем. Александр называет своего бывшего партнера Руперта Мердока «визионером», однако, демонстрирует похожий дар самолично: на следующий день после интервью MySpace объявила о намерении приобрести очень специальную, музыкальную соцсеть iLike за $20 млн – в полном соответствии с прогнозом нашего собеседника.
 
ЧТО ПОТЕРЯЛ РУНЕТ
 
– На что вы рассчитывали, запуская MySpace в России так поздно?
 
– Разговор о  запуске проекта шел довольно долго и реально мы запустились на полгода позже, чем хотели. Что касается результатов — показатели в 20 или даже в10 млн подписчиков никогда не планировались. Мы рассчитывали на миллион пользователей за первый год - этот результат был достигнут, и даже с перевесом.
 
– Какой была динамика до того, как к проекту подключились вы?
 
– Когда мы  начали работать над тем, что  тогда называлось «русской версией» - в марте 2008 г., - в MySpace на Россию приходилось около 130 000 аккаунтов. В июле 2009 в России было около 800 000 пользователей, и примерно столько же - в русскоязычных диаспорах за границей, включая страны бывшего СССР, США, Израиль и так далее. То есть около полутора миллионов тех, кто выбрал в интерфейсе службы русский язык или обозначил страной проживания Россию.  
 
– В этом есть ваша заслуга, или это естественный процесс роста?
 
– Легко было бы сказать, что здесь стопроцентно моя заслуга - проверить это невозможно. Но это, конечно, не так. Однако график динамики существует, и он практически совпадает с графиком роста трафика, поскольку средняя глубина и время, проведенное посетителем на сайте изменилось незначительно  (в пределах 10-15%). При этом динамика как трафика, так и регистрации новых аккаунтов получилась экспоненциальной. Начали с 130 000 аккаунтов, а за 15 месяцев набрали в 10 раз больше. Так что я считаю, да и головной офис мажоритарного акционера признает, что наши маркетинговые усилия и офлайновая активность повысили посещаемость MySpace очень сильно. Достаточно сказать, что когда мы начали работать, в день регистрировалось 150-200, максимум 220 новых пользователей. На пике же, который пришелся на май-июнь 2009 г., к нам приходило уже около 2 000 человек ежедневно. 
 
– Почему MySpace выбрала столь странную форму работы в России – партнерство с локальной компанией? Ведь во всех остальных странах мира открываются полноценные представительства.
 
– Это не совсем  так: в мире есть еще два партнера MySpace - в Китае и в Японии. Остальные - действительно представительства, вы правы. Почему выбрали такую форму? MySpace очень долго развивалась только в англоязычной среде, в первую очередь - в Соединенных Штатах, затем присоединилась Канада, стала достаточно быстро развиваться Австралия, потом мода на MySpace пришла в Соединенное Королевство. Лишь года три назад было принято решение о международном развитии, создана дирекция международных операций в Лондоне. Был создан список приоритетных стран – при этом Россия в список не вошла вообще, даже в первую двадцатку не попадала. Я с News Corp довольно давно общался по другим проектам и в какой-то момент стал активно убеждать, что на российском рынке необходимо их присутствие, что  само по себе тут ничего работать не будет. Открытие стопроцентной дочки было мне неинтересно - я не планировал работать наемным менеджером, - и после длительных переговоров мы пришли к соглашению о создании совместного предприятия.
 
– А доли в нем раскроете?
 
– Доли не раскрою, не имею права - по договору о неразглашении информации. Но могу сказать, что доля изменялась динамически, в зависимости от достижения местным офисом определенного набора параметров: трафика, числа пользователей, объемов продаж и других показателей. Все задачи, которые были поставлены на год работы, и доля, увеличение которой планировалось за год - все это было выполнено. Более того, к марту 2009 со стороны MySpace поступило предложение об увеличении доли управляющей компании до блокирующего пакета с тем, чтобы мы приняли на себя обязательства по 100% финансированию. Это предложение было принято, мы продвинулись в переговорах до драфт-версии нового акционерного соглашения. Но на последнем этапе переговоров глобальная стратегия компании во всем мире кардинально изменилась. MySpace стал стремительно проигрывать аудиторию Facebook.  Мердок решил, что пришло время отстранить от руководства компанией ее основателей. Новое руководство должно было немедленно продемонстрировать свою эффективность. Проще всего оказалось порезать косты. Первым шагом стало сокращение 30% сотрудников американского офиса, собственно Labs, которые занимались разработкой и поддержкой. Под нож попали и те, кто отвечал за нестратегические, с точки зрения нового руководства, рынки.
 
– То есть можно ожидать, что в MySpace не станет русского интерфейса?
 
– Русский интерфейс никуда не исчезнет. В том виде, в котором продукт существует сегодня, он может работать еще долго. Сейчас объявлены новые приоритеты руководства компании - переосмысление стратегии MySpace в целом. Идея социальной сети в том виде, в котором она существовала много лет и набрала критическую массу, признана несостоятельной. Основные усилия будут приложены к тому, чтобы радикально изменить продукт. И что будет происходить с русскоязычным интерфейсом вот этого измененного продукта, я сказать не могу. Не исключаю, что все вернется к состоянию, которое было до нашего прихода 1,5 года назад, - когда нанималась словацкая компания-переводчик, отвечавшая за все славянские языки, и ее сотрудники по мере своего понимания и сил переводили интерфейс на русский язык.
 
СМЕРТЬ НА ПОРОГЕ ОКУПАЕМОСТИ
 
– А как обстояли дела с окупаемостью проекта?
  
– На окупаемость  мы выйти не успели. По моим прикидкам мы должны были достичь ее к концу 2010 финансового года (финансовый год в News Corp начинается 1 июля и заканчивается 30 июня). Наши инвестиционные обязательства состояли в том, что я должен был финансировать деятельность компании до наступления Break-even к определенному сроку. Если бы этого не произошло, моя доля должна была бы уменьшиться, и решение о перспективности дальнейших инвестиций принималось бы акционерами совместно.
 
– Вы должны были инвестировать собственные средства или собирались привлекать партнеров?
 
– На первом  этапе - собственные, если бы их оказалось недостаточно – привлек бы инвесторов. Но, - к счастью или к несчастью, - до этого не дошло.
 
– Сколько, если не секрет, должны были вложить?
  
– Не скажу,  связан тем же обязательством о неразглашении. Но это считанные, не очень большие миллионы долларов. 
 
– А насколько этот показатель близок к тому, что происходит в российских соцсетях?
 
– Честно говоря, я не имею представления, сколько  потрачено денег ведущими российскими соцсетями на начальном этапе. Мы же понимаем, что рост посещаемости и «поголовья» сети в начале работы растет графически под небольшим углом, потом критическая масса пользователей достигает какого-то уровня, и график растет экспоненциально, затем он сглаживается, потом начинает сползать. Нынешние российские социальные сети находятся на «гладком» этапе своего жизненного цикла. Кто-то еще немного растет, а кто-то уже падает. У «Одноклассников», по данным аналитиков, еще нет обвального падения, но есть падение трафика и посещаемости. Целью нашей деятельности было сокращение периода накопления критической массы и продление периода крутого роста.
 

MySpace в России  никогда не стала бы «Одноклассниками»  или «ВКонтакте», точно так  же, как ими не стал ЖЖ, не станет Twitter. Наша таргет-аудитория – люди творческие, интересующиеся и создающие музыкальный, видео, фото и прочий креативный контент, их число должно было расти - и росло.

 

– У вас есть предположения, как будет изменяться концепция MySpace?
 
– Судя по тому, что заявляет сегодня новый генеральный директор, будет происходить то, о чем я говорил примерно год назад. Эта платформа будет в большей степени переориентирована в соцсеть с акцентом на качественный контент. Музыкальная история в MySpace уникальна. Присоединение к ней, например, видеоархива News Corp, содержащего немыслимое количество контента, может дать серьезный толчок к росту.
 

Скажем так: традиционные социальные сети - вещи достаточно аморфные. Средний размер кластера ограничен  парой-тройкой сотен пользователей. А то, что происходит в MySpace, дает возможность собирать аудиторию по принципу комьюнити, фан-клубов. Посмотрите, например у Мадонны, у Барака Обамы - миллионы френдов. Когда существует контент, - качественный, профессиональный, легальный, развивающийся, - а не только фотографии любимых кошечек и клипы, снятые телефоном из окна, есть больше точек социального пересечения и поводов для общения.
 

МЕРДОК И СОЦСЕТИ
 
- Как объяснить, что MySpace проиграл Facebook и в США, и во всем мире?
 
– Как социальная сеть - однозначно проигрывает. Довольно долго MySpace бился  с Facebook за звание «самой большой сети в мире». При этом действительно крупнейшей по числу пользователей являлась китайская сеть QQ, о которой никто ничего за пределами Китая не знает. Я не считаю, что число пользователей - принципиально важный показатель. Заработок Facebook с головы активного пользователя - меньше доллара в год. Это ничтожные деньги, если сравнивать с любым другим ресурсом.  
 
– А у вас?
 
– За прошлый  финансовый год - не за тот,  который закончился сейчас, а за тот, который закончился в июне 2008 г., Fox Interactive Media, в состав которой входит MySpace, заработала $850 млн. Активных пользователей было около 110 млн. Значит,  каждый из них принес около $8. 
 
Заработок Facebook - в разы меньше. Это их идеология, сеть сегодня не заточена под монетизацию - ни на медийную рекламу, ни на таргетирование - над чем так долго и активно работали в MySpace. Насколько я понимаю идеологию разработчиков, изобретателей и хозяев Facebook, они считают, что нужно завоевать мир, а деньги придут сами. 
 
Twitter, насколько  мне известно, тоже монетизируется. Уже сегодня покупаются и продаются пакеты по 10 000-20 000 пользователей. В Twitter можно найти странички как мелкого так и довольно крупного бизнеса, - торговых сетей, компаний недвижимости и т.п. Вообще, в монетизации соцсетей есть деликатный момент - насколько корректно и легитимно ресурс использует личные данные и привычки пользователей. На нашей памяти по этому поводу происходило уже довольно много скандалов. Тем не менее, есть золотая середина, и правильное таргетирование может привести в сеть тех рекламодателей, которые почти не пользуются интернетом как медийной площадкой.
 

Вот несколько примеров из числа проектов, которые мы прорабатывали. Существует большое количество нишевых - премиальных, дорогостоящих - продуктов. Например, горнолыжное обрудование. Рекламы фирм-производителей такого снаряжения (или оборудования для дайвинга, мотокросса, гольфа, тенниса и т.п.) вы в Сети не увидите, - не считая малопосещаемых узкоспециализированных сайтов. Их аудитория настолько невелика, что идти на глобальную рекламную кампанию - например, в New York Times или на «Яндекс» - это палить из пушки по воробьям. Но если дать этим производителям доступ к их аудитории – которую с помощью инструментария того же MySpace можно эффективно аккумулировать и вычленять, - они оценят это хорошими бюджетами. Гораздо ценнее 10-20 тысяч «своих», чем миллион случайных.
 

– Тем не менее, ваш бывший партнер Руперт Мердок ругал Twitter. У вас не сложилось впечатления, что Мердок не понимает или боится интернета?
 
– Ну что вы! Когда пять лет назад Мердок покупал MySpace за большие по тем временам деньги - $580 млн, - все,  кто об этом узнавал, крутили пальцем у виска и говорили, что старик с возрастом стал, мягко говоря, чудаковат. Но не прошло и полугода, как он заключил контракт с Google на более чем $900 млн - просто за право эксклюзивной продажи рекламы. Больше никто пальцами не крутил.
 

Мердок - визионер, человек, который не только смотрит в будущее, но и на это будущее активно влияет. Таких персонажей на планете всего несколько – например, создатели Apple, Microsoft, Google. Почти все из того, что они делают, становится индустриальным стандартом и мы, скорее всего, никогда не узнаем, ошибались они или нет - просто не будет способа проверить альтернативные варианты. Конечно, Мердок каким-то образом влияет и на развитие интернета. Хотя бы тем, что News Corp производит гигантское количество разнообразного контента, «питающего» интернет.

 

А по поводу Twitter – сегодня это во многом мода. Я и сам не очень понимаю, честно говоря, чем он лучше того же Facebook.

 

– А теперь он говорит, что контент в его газетах будет платным. Мы что же, придем к платным сайтам?
 
– Мердок сказал, что за контент надо платить, и здесь я с ним абсолютно согласен. Профессиональное производство новостей стоит больших денег, не мне вам рассказывать. Не думаю, что платным станет абсолютно все. Часть контента, скорее всего, останется бесплатной. Вероятно, появится какой-то премиальный контент для подписчков. Может быть, подписка на печатное издание будет включать в себя и плату за доступ к сайту. Платными могут стать комментарии, аналитика, архивы. Интеграторам новостей придется платить за продукт -  копировать со ссылкой, видимо, больше не получится.
 

Не думаю, что  Мердок меня услышит, но этот путь представляется мне наиболее подуктивным и наименее болезненным.

 

Владислав Чучко, "Слон"
Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Интервью «Идея соцсети признана несостоятельной»Бывший генеральный директор «MySpace Россия» Александр Туркот