G-news

Среда, 17-е Июля 2019
12:14:40

Мобильный Интернет благодаря разнообразию технологий и маркетинговым усилиям провайдеров быстро набирает число приверженцев.

 

Услуга мобильного Интернета в Украине появилась в середине 2000 г. Тогда ее начали предоставлять сотовые операторы GSM на основе технологии WAP. Скорость этого доступа ограничивалась 9,6 кбит/с. Несмотря на такие условия, уже к концу 2000 г. количество WAP-пользователей достигло 5% от общей численности абонентов мобильной связи. В 2002-м на рынке появилась услуга доступа по технологии GPRS, увеличивавшая скорость передачи данных до 100 кбит/с. Еще через три года операторы запустили в коммерческую эксплуатацию технологию EDGE, повысив скорость до 250 кбит/с. Потом мобильный Интернет по технологиям 3G (EV-DO 1x, UMTS) стали предлагать CDMA-операторы и Utel. Они имеют десятки и сотни тысяч абонентов, а у сотовых операторов GSM пользователями мобильного Интернета являются не менее 10-12% абонентов (это миллионы людей). Недавно в центре Киева стал доступен мобильный WiMAX, а это уже технология поколения 4G.

 

О перспективах мобильного Интернета мы расспросили Сергея Самокрика, начальника департамента развития и управления продуктами МТС-Украина.

 

- Чем вызван рост популярности мобильного Интернета?

 

Нет одного фактора. Это и насыщение рынка телефонами, поддерживающими EDGE, и уже выработанная пользователями привычка посещать Сеть, и снижение тарифов на услугу. Когда все эти факторы дошли до нужной кондиции, тогда и произошел прорыв. При этом стоит сказать, что и мы хорошо поработали в плане маркетинга – дали интересный тариф, хорошо его прокоммуницировали.

 

В начале своего развития услуги мобильного Интернета разрабатывались и продавались по принципу Fair Usage Policy, когда используется маленькая плата за трафик, а чтобы не было перегрузок, после загрузки определенного количества мегабайт скорость снижается. Таким образом, основной доход от «Гипер-услуг» – это доход от ежедневной или ежемесячной платы, а не от трафика. При разработке новых услуг мы стали применять другой подход – формировать пакеты услуг с определенным количеством гигабайт трафика.

 

Что касается CDMA, то тут рывок произошел на полгода-год позже – в конце 2008 – начале 2009 гг. Здесь также совпали все ключевые факторы: покрытие, проникновение, та же готовность людей к Интернету, снижение цен на модемы.

 

- Кто в основном пользуется EDGE и зачем, когда на рынке уже есть более быстрые предложения?

 

Среднестатистический пользователь EDGE – это человек, у которого уже есть скоростной Интернет по месту его проживания, но ему нужен мобильный доступ ситуативно. Поэтому и пользуется EDGE, ведь он есть везде, где имеется связь GSM – это почти 100% территории Украины. Если человеку нужно всего лишь найти в Google какую-то страницу, текстовую информацию, то такого доступа будет более чем достаточно. Причем сейчас стоимость на интернет-доступ посредством EDGE вполне сносная. Необходимое оборудование – это ноутбук и мобильный телефон либо ноутбук и модем. Количество абонентов, пользующихся услугами на базе EDGE, если и будет меняться, то незначительно.

 

- Какова дальнейшая судьба EDGE/GPRS после внедрения более совершенных технологий мобильной передачи данных, в частности, UMTS?

 

Если сравнивать стоимость передачи данных в EDGE и посредством CDMA или UMTS, то в первом случае мегабайт дешевле. Но скорость у EDGE значительно ниже, поэтому им пользуются там, где покрытие 3G еще не появилось. И таких мест на сегодня еще достаточно много.

 

- Как на вашей базе пользователей EDGE/GPRS сказывается услуга «МТС Коннект 3G»?

 

Есть поток новых пользователей EDGE и поток пользователей, переходящих на 3G. Это естественный процесс: абонент, начав с EDGE/GPRS, переходит на наш же CDMA. Баланс трафика, естественно, смещается в сторону «МТС Коннект 3G».

 

- Стоит ли ожидать удешевления услуги EDGE/GPRS?

 

Значительное удешевление уже произошло в течение прошлого и частично этого года. Снижать цены больше нет смысла. Ни новых абонентов, ни роста потребления это не даст. Даже имея бесплатный трафик, пользователь сможет потребить не более 50 Мбайт в день. По тарифам «Гипер.NET» это стоит 10 грн.

 

- Насколько мобильный Интернет может конкурировать с проводным? Ведь мы уже говорим о 3G-скоростях.

 

Основные плюсы проводного Интернета в том, что он, в принципе, может быть дешевле и быстрее. Основные минусы – его не перенесешь и тяжело тянуть в новые для провайдера районы. Хороший пример – Осокорки, которые на CDMA сейчас генерируют столько трафика, сколько, наверное, не генерирует остальная часть Киева.

 

Опять же, есть много тех, кто снимает жилье. А ведь проводной Интернет предполагает заключение контракта. У нас же на сегодняшний день свыше 90% пользователей – это припейд-абоненты.

 

- Практически все мобильные операторы сейчас говорят о развитии проводного Интернета. Разве что за исключением life:), потому что у них есть партнер – группа компаний Vega.

 

Все достаточно просто. У мобильного оператора есть основной бизнес – услуги мобильной связи, который таким и будет оставаться, обеспечивая основную долю доходов компаний. Вместе с тем активно развивается рынок интернет-услуг – мобильный и фиксированный ШПД. Темпы его роста (в первом полугодии 2009 г. доходы от всех интернет-услуг выросли на 46% по сравнению с тем же периодом прошлого года) говорят о том, что он становится все более интересным в отношении доходов. В бизнес-сегменте мы уже несколько лет активно продаем услугу фиксированного ШПД. Для больших компаний предоставляем единые интегрированные решения целого комплекса услуг: мобильная и фиксированная связь, фиксированный Интернет, системы корпоративной передачи данных.

 

Для проводного доступа частным пользователям верна поговорка: «Кто раньше встал – того и тапки». То есть если хоть один из провайдеров ШПД заходит в конкретный дом, то другому там уже делать нечего. И небольшие компании, ориентированные на этот бизнес, пока действуют более активно. Ближайших планов по развитию проводного ШПД на массовом рынке у нас нет хотя бы потому, что развитие этого направления в национальном масштабе требует немалых средств, которые должны впоследствии окупиться. У нас есть хорошая альтернатива «МТС Коннект 3G», которая позволяет нам удовлетворять существующий спрос. Но за развитием проводного Интернета в частном сегменте мы внимательно наблюдаем.

 

- Где мобильный оператор может и должен заниматься проводным Интернетом?

 

Проводной Интернет очень востребован бизнес-абонентами. Если есть бизнес-абонент с несколькими десятками, а то и сотней телефонов, то целесообразно предложить ему полный комплекс необходимых ему услуг: провести Интернет, включить офисную АТС в наш коммутатор, дать городскую телефонию. Клиенту, во-первых, удобно получать все услуги из одних рук, в одном счете, решать все возникающие вопросы с одним из представителей оператора. Во-вторых, дешевле, потому что на большом объеме можно получить специальные условия и дополнительные скидки. Для оператора проведение проводного Интернета (строительство последней мили и проч.) для крупных компаний с большим количеством абонентов тоже экономически целесообразно.

 

- Может ли мобильный Интернет конкурировать с проводным по цене? Возможно ли это в обозримом будущем?

 

Он уже конкурирует. Некоторые наши пакеты стоят столько же, сколько, например, у провайдеров проводного ШПД. Тарифы вполне сопоставимы. А еще мы конкурируем с проводным Интернетом за счет преимуществ именно мобильного ШПД. Купить беспроводной модем проще и зачастую дешевле, чем тянуть кабель в квартиру.

 

Когда-то говорили, что мобильная связь не может быть дешевле проводной. А ведь уже года три-четыре междугородной проводной связью почти никто не пользуется – звонить по мобильному дешевле. Да и городскими номерами сегодня пользуются меньше, чем раньше, предпочитая мобильную связь. Провайдеры проводного Интернета тоже понимают, что если мобильный Интернет станет намного дешевле, то им придется что-то делать.

 

По причине того, что сегодня на рынке уже существуют «МТС Коннект 3G» и похожие продукты, ситуация с развитием ШПД на базе UMTS (в случае выдачи операторам лицензий) будет очень благоприятна в отношении потребителей. Операторы, выводя на рынок новые ШПД-предложения, вынуждены будут устанавливать тарифы чуть ниже существующих.

 

Я не стал бы проводить прямое сравнение между мобильным и проводным Интернетом. Сейчас получается, что проводная связь еще топчется во вчерашнем дне, в то время как беспроводной доступ идет немного впереди. Но если проводные провайдеры будут развиваться быстрее, то в «проводе» появится и телевизор, и видео по запросу, и Интернет, и телефон. И конкуренция из ценовой вернется к конкуренции по спектру услуг. Во главе угла окажется выбор, к чему подключаться, а уже потом – по какой цене.

 

Попробуем загадать наперед: в будущем, например, если мне нужен будет просто Интернет, то я, скорее всего, выберу беспроводной – цена сравнима с проводным, а доступ есть везде. Но вот когда мне понадобится не только Интернет, а целый спектр услуг и возможностей, мой выбор будет другим. Европейский опыт потребления услуг ШПД наглядно это демонстрирует, и мы не станем здесь исключением.

 

- Возможно ли прекращение вами развития CDMA-направления?

 

Если бы лицензии на UMTS раздали еще два года назад, то я не открою большой секрет, сказав, что сервиса на базе CDMA-450 у нас не было бы. К запуску этого проекта нас подтолкнул спрос и наличие частот. И было понимание того, что нужно идти в направлении 3G. На этой логике и был построен бизнес-кейс. Мы вывели на рынок продукт под брендом МТС, который помог нам сформировать базу абонентов, нуждающихся в скоростном беспроводном доступе в Интернет. Наш «МТС Коннект 3G» фактически стал альтернативным UMTS-решением в условиях отсутствия лицензий.

 

Вполне может случиться, что если вопрос с выдачей лицензий UMTS отложится еще на год, то развивать этот стандарт в Украине уже никто не будет. Какой смысл вкладывать миллиард долларов в сеть, которая уже устарела? Возможно, Украина сразу перейдет к технологии следующего поколения, например, LTE.

 

- Возможно ли создать «вторую волну» спроса на мобильный доступ?

 

На GPRS/EDGE, вероятно, нет. Ведь в этом случае Интернет является дополнительной услугой – абонент покупает телефон в первую очередь для голосового общения. Данная технология достигла пика своего развития. А вот сделать «вторую волну» на беспроводном ШПД вполне реально. Потенциал этого рынка велик и пока еще не реализован.

 

Богдан Богун, «Комп&НьоН»

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Интервью Надежды юношей питают