Жан-Филипп Куртуа: мы вкладываем миллиарды, чтобы перенести в "облако" все наши решения. Президент Microsoft Int. о стратегии компании

Категория: Интервью
Создано 15.04.2010 10:21
Автор: Administrator
Просмотров: 1282
View Comments
Фото: ВЛАДИСЛАВ СОДЕЛЬ / Коммерсантъ

Предоставление пользователям онлайн-аналогов популярных приложений, таких как текстовый редактор и электронные таблицы, стало одним из ключевых трендов IT-рынка. Это хорошо понимают и в корпорации Microsoft, которая решила предоставлять так называемые облачные вычисления не только обычным пользователям, но и корпоративному сегменту. О планах компании президент Microsoft International ЖАН-ФИЛИПП КУРТУА рассказал корреспонденту Ъ РОМАНУ СУДОЛЬСКОМУ

 

– Каковы основные приоритеты деятельности Microsoft на ближайшие годы?

 

– Глобальная стратегия Microsoft состоит в том, чтобы предоставить пользователям доступ к информации на экранах любого размера – от дисплеев мобильных телефонов до экранов компьютеров и телевизоров. Эту возможность мы хотим дать посредством облачных вычислений (предоставление пользователям программного обеспечения и вычислительных мощностей в виде интернет-сервисов.–Ъ). Мы начали заниматься этой технологией 15 лет назад и продолжаем вкладывать миллиарды долларов ежегодно, чтобы перенести в "облако" все наши решения. Стратегия Microsoft предполагает предоставление услуги как индивидуальным пользователям, малому бизнесу и крупным компаниям, так и госорганам и образовательным учреждениям в виде интернет-сервисов, доступ к которым возможен независимо от местонахождения пользователя.

 

– Есть ли специфика вашей работы на украинском рынке?

 

– Существует парадокс. С одной стороны, Украина – одна из лидирующих стран по числу разработчиков программного обеспечения. Во многих международных соревнованиях разработчиков ПО, которые проводит Microsoft, украинские команды завоевывают медали. С другой стороны, уровень пиратства в стране остается невероятно высоким – 84%. Это один из самых высоких показателей не только в Европе, но и в мире. Нужно задаться вопросом: когда Украина сделает интеллектуальную собственность одной из основных составляющих своей новой экономики? С популяризацией облачных вычислений уровень пиратства в стране будет сокращаться, и украинские разработчики ПО смогут зарабатывать на своих продуктах. В том числе с помощью решений для разработчиков от Microsoft. Мобильная связь в Украине очень популярна, и люди платят за ее использование, иначе их отключают от сети. Продажи программного обеспечения в "облаке" базируются на таком же принципе: люди платят за него небольшую абонплату и тариф за количество использованных ресурсов. Украина является для Microsoft одним из важнейших рынков, потому что это большая страна с большим населением. Здесь очень много разработчиков. Мы стремимся, чтобы все могли работать в "облаке", и не хотим, чтобы какие-то страны остались за бортом этого процесса.

 

– Но облачными вычислениями занялись и ваши конкуренты Apple и Google...

 

– Мы с Apple и конкурируем, и сотрудничаем одновременно. Как ветеран Microsoft – я работаю в компании уже 25 лет,– я помню первые дни компьютеров Macintosh. Приложения, благодаря которым они стали продаваться, назывались Microsoft Word и Microsoft Excel – именно таким образом компьютеры Macintosh проложили себе дорогу на рынок. Сейчас, по прошествии многих лет, Apple сильно изменилась, и мы действительно конкурируем в ряде областей – в частности, на рынке операционных систем для ПК. С другой стороны, мы очень довольны теплым приемом нашей новой ОС Windows 7, которая через два месяца после запуска была установлена уже на 70 млн компьютеров. Это самое быстрое развертывание нашей операционной системы, начиная с самой первой версии Windows, которая вышла 18 лет назад. Мы считаем, что Windows 7 одинаково хороша и для пользователей нетбуков, и для геймеров, использующих дорогие высокопроизводительные ПК с мощной графической системой. Apple этого не делает – они продают компьютеры богатым людям, которые готовы выкладывать за программные средства и сами компьютеры большие деньги. Мы же хотим поставлять компьютеры для всех людей с использованием новаторских решений – например, с поддержкой сенсорного ввода на экранах компьютеров, что уже реализовано в Windows 7.

 

– А как насчет конкуренции на рынке мобильных телефонов и операционных систем для них?

 

– Мы конкурируем с Apple и на этом рынке. Но, даже проработав свыше десяти лет в этой сфере, я все еще уверен, что мы наблюдаем лишь начальный этап развития этой отрасли. Сейчас на долю смартфонов приходится всего 10-15% сотовых телефонов, продающихся в мире. В ближайшие пять лет мы будем наблюдать здесь огромный рост. И, что хорошо для Microsoft, бизнес мобильных телефонов нового поколения – это бизнес ПО. Для нас это еще одно стратегическое направление, мы стремимся создавать новые продукты в этой сфере. Два месяца назад в Барселоне мы представили операционную систему для смартфонов Windows 7 Phone, которую независимые эксперты назвали революционной. Теперь мы начинаем продвигать устройства под ее управлением, обеспечивающие интеграцию списков контактов Facebook, Twitter, других социальных сетей, электронной почты в одном устройстве – Kin 1 и Kin 2.

 

– Недавно вы начали конкурировать и с Google, запустив собственный поисковый сервис...

 

– Google строит свой бизнес на одном-единственном продукте – поиске, используя одну экономическую модель – рекламные деньги. И на этом Google пытается построить все остальное. Разумеется, на рынке поисковых систем они занимают главенствующее положение: в Европе их доля превышает 90% – это действительно гигантская цифра. Соответственно, корпорация получает возможность продумывать стратегии сотрудничества с другими компаниями на смежных рынках для развития информационного общества и собственного роста, но фокусом их деятельности остаются поиск и реклама.

 

– Сколько Microsoft тратит на новые разработки?

 

– У нас очень внушительная программа инноваций – в этом году мы потратим $9,5 млрд на R&D (Research & Development; исследования и развитие.–Ъ). Насколько я знаю, это больше, чем у любой другой компании в мире. Значительная часть этих средств будет вложена именно в облачные вычисления, и 70% наших инженеров уже подготовлены к работе в этой сфере. Кроме того, мы будем развивать и потребительские направления – Windows Phone, игровую консоль X-Box, плеер Zune. Ну и не стоит забывать, что Microsoft является крупнейшим поставщиком ПО в корпоративном сегменте. Наши наработки в "облаке" мы планируем предоставлять и компаниям, сотрудники которых смогут работать в корпоративной почте и других службах с помощью облачных вычислений как онлайн, так и оффлайн. Ничего подобного ни Google, ни Apple не делают.

 

– Но об облачных вычислениях говорят как о технологии, которая будет приносить прибыль в будущем. У вас уже есть достижения в этой сфере?

 

– Начну с индивидуальных пользователей. На сегодня мы имеем более 370 млн пользователей почтового сервиса Hotmail. На нашей онлайн-платформе Windows Live ежедневно происходит свыше 1 млрд операций с нашим ПО в "облаке". Наша поисковая машина Bing обрабатывает ежемесячно свыше 2 млрд запросов. Microsoft использует облачные технические решения для предоставления потребителям бесплатных услуг, которые монетизируются посредством рекламы, и мы занимаемся этим уже 15 лет. В последние несколько лет мы расширили эту деятельность и на корпоративный сектор, на бизнес-пользователей. Для разработчиков создана целостная операционная система в облаке – Windows Azure. Есть и ряд других решений – Sharepoint Online и Office Communications. Последнее представляет собой набор компонентов для видеоконференций с использованием облачных технологий. У нас уже свыше 1 млн бизнес-пользователей "облачных" сервисов в мире, среди них ведущие телеком- и нефтегазовые компании.


Личное дело

 

Жан-Филипп Куртуа

 

Родился 28 февраля 1960 года, гражданин Франции. Окончил Высшую школу коммерции в Ницце. Начал работать в Microsoft в 1984 году на должности специалиста по продажам. С 1994 года – гендиректор Microsoft во Франции. Впоследствии занял пост вице-президента по глобальному потребительскому маркетингу в главном офисе Microsoft в США. Работал исполнительным директором Microsoft в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка). Сейчас занимает должность президента Microsoft International, управляет глобальными продажами, маркетингом и сервисами Microsoft в 100 представительствах компании более чем в 240 странах мира.

 

КоммерсантЪ