Скандал с публикациями телеграмм Госдепартамента США сайтом WikiLeaks перерос в мировой информационный конфликт, который уже прозвали «первой мировой кибервойной». На одной стороне общество, защищающее свободу обмена и распространения информации, на другой — специалисты по компромату, которых чрезмерная открытость информации может серьёзно скомпрометировать.
Во вторник основатель сайта WikiLeaks Джулиан Ассанж добровольно явился в лондонскую полицию для дачи показаний по предъявленным ему в Швеции обвинениям в изнасиловании. Обвинения эти при ближайшем рассмотрении выглядят довольно странно и больше всего — по духу и запаху — напоминают ролики про девиц, кокаин и журналистов, которые обошли Рунет в этом году. Так или иначе, Ассанжа арестовали, причём суд отклонил просьбу о выпуске добровольно явившегося в полицию под залог.
Тем временем WikiLeaks обложили со всех сторон финансовые институты: счета сайта заблокировала американская платёжная система PayPal, а также международные платёжные системы Visa и MasterCard. Закрыт был и счёт Ассанжа в швейцарском банке. Ещё раньше — накануне «Кейблгейта» — от работы с WikiLeaks отказалась другая платёжная система, Moneybookers. На сегодняшний день WikiLeaks принимает платежи только банковскими переводами, а также через микроплатёжную систему Flattr, организованную одним из идеологов известного торрент-трекера The Pirate Bay Петером Сунде.
WikiLeaks, однако, не остался без поддержки даже среди политиков. В защиту Ассанжа высказался бразильский президент Лулу и представитель Организации Объединённых Наций (среди сливов на WikiLeaks, кстати, оказались и документы, касающиеся коррупции в Министерстве обороны Бразилии и слежки за дипломатами ООН).
Сторонники Ассанжа из числа продвинутых пользователей Сети решили за словом в карман не лезть. Энтузиасты, скрывающиеся под псевдонимом Anonymous, организовали акцию гражданского киберпротеста, по очереди заваливая сайты прокуратуры Швеции, платёжных систем PayPal, Visa, MasterCard и Amazon, отказавшей WikiLeaks в хостинге. Говорят, это только первые шаги окрепших кибергероев, настроенных на «чистоту эфира».
На фоне давления официальных американских политиков всё громче стали звучать голоса журналистов и общественных деятелей, которые встали на сторону хакера и свободы слова. В защиту Ассанжа и его сторонников выступила вообще заметная часть сетевой общественности. И даже те, кто недоволен Ассанжем, например из числа его бывших соратников, собираются продолжать, хоть и по-своему, начатое им дело, теперь на сайте openleaks.org.
mercik-ru:
«На западном фронте... с переменами!
03:48 — Сторонники WikiLeaks атаковали сайт международной платёжной системы Visa.
06:03 — Сторонники WikiLeaks атаковали сайт бывшего губернатора Аляски и экс-кандидата в вице-президенты США Сары Пэйлин.
По словам Пэйлин, хакеры пытались «обвалить» её официальный сайт sarahpac.com и добрались до её личной информации, в том числе до данных её кредитной карты.
«Немудрено, что другие молчат по поводу выходок Ассанжа. Вот что происходит, когда придерживаешься первой поправки к Конституции США (гарантирующей свободу слова и печати) и высказываешься против его больных антиамериканских шпионских попыток», — говорит Пэйлин, возмущённая действиями хакеров.
07:50 — Хакеры взломали платёжную систему Visa. Как сообщили представители компании, в результате действий извне «платёжная система полностью перестала функционировать» .
Также кибернападениям подверглись ещё два сайта в Швеции — странички адвоката, представляющего двух женщин, подавших иски против основателя Ассанжа, и сайт шведской прокуратуры, направившей запрос, по которому тот был задержан во вторник в Лондоне.
P.S.
Специалисты отмечают, что сейчас в мировом кибернетическом пространстве имеет место новый феномен, когда происходят мощные электронные столкновения хакеров — сторонников и противников WikiLeaks. Защитники Ассанжа, указывают наблюдатели, быстро сколотили киберармию, способную отключить сайты двух крупнейших в мире компаний, обслуживающих кредитные карты, используя инструменты, размещённые в интернете.
Эти хакеры взяли на себя ответственность за нападение на сайты MasterCard, Visa и другие через свой микроблог под названием «Операция: Месть».
«Огни гаснут по всей Сети. И мы, возможно, увидим, как они зажгутся заново.
Я скажу честно, я ещё сам не знаю, кому и чему верить. Не знаю, воспринимать это всерьёз или же относиться как к очередному хайпу. Не знаю, выйдет что-то из этого или нет. И не знаю, готов ли я взяться за ионную пушку во имя свободы.
«Мастеркард» и «Пейпал» лежат мёртвые. На очереди, докладывают с фронта, — «Амазон.ком». «Викислив» медленно, но верно выбрасывает в Сеть свежие внутренности своих архивов. Онанимус в очередной раз вылез на тропу войны. Всё больше и больше я вижу в употреблении термин «Мировая Кибервойна».
Скорее всего, всё действительно настолько серьёзно, но вот в чём штука — хрен же поймёшь. Онанимус так и не довёл травлю сцатьенотологов до логического завершения. Где гарантии, что ему и примкнувшим хватит пороху продолжать биться за свободу читать и копировать? Где гарантии, что не начнутся сегодня-завтра массовые аресты, а? Больше того, где гарантии, что война не прекратится после того, как мученика всея интернетов Ассанжа выпустят, а злобную АКТУ пообещают пересмотреть?
Может быть, это всё-таки взаправду? Может, о Первой Сетевой Войне когда-нибудь напишут в учебниках — после того, как она завершится успехом? Или она сама сдохнет через едва ли неделю после начала?
Реально ли, чёрт возьми, что интернет поставит вопрос ребром — или свобода, или никакой вообще? Хватит ли интернету яиц и пушечного мяса, чтобы отстоять свои идеалы в борьбе против всё ещё застрявших в прошлом веке власть-в-реальном-мире имущих?
Будет ли это информационный 9/11 всё-таки? Воспримет ли общество интернет всерьёз?
Да что вообще случится и есть ли смысл форсировать события?
...Чёрт побери, я очень резко теряю лицо.
Но я совершенно растерян.
Что делать? В какую крайность кидаться и стоит ли?
Да стоит ли вся эта чехарда с мировой войной свеч и усилий?»
«Вот уж не ждал, не гадал, что доживу до такого дня. Возможно, я преувеличиваю, но на мой скромный взгляд, сегодня прогремели «первые выстрелы» первой настоящей (как из книг Гибсона и Дика) кибервойны.
А как ещё относиться к этой истории? Известный хакер Ассанж довёл до белого каления правительство США, чем спровоцировал охоту на свою персону.
Джулиан Ассанж, гражданин Австралии, долгое время проживавший в Швеции, но скрывающийся на территории Ирландии, предоставил на всеобщее обозрения секретные (хотя, многие признают, что ничего такого уж особенного и секретного в них нет) материалы, разместив их на своём сайте WikiLeaks.
Под давлением США Швеция подаёт на Ассанжа в международный розыск, инкриминируя ему обвинение в изнасиловании. По плану, после того как Джулиан окажется на скамье подсудимых в Стокгольме, его тут ожидает экстрадиция в США, где на данный момент говорят открытым текстом, что ищут «законное обоснование» для сего факта. А когда Ассанж попадёт на американскую территорию, я думаю, несложно себе представить, как и за что его будут судить.
Ассанж тут же сдаётся в правоохранительные органы Англии (New Scotland Yard) и просит политического убежища. Но Джулиан не учёл того факта, что отношения США — Англия носят совсем другой характер, нежели Англия — Россия. Выпустить хакера под залог в 200 тыс. евро британский суд отказался.
Травля Ассанжа пошла по всем фронтам. Платёжная система PayPal отказалась принимать пожертвования для WikiLeaks, а швейцарский банк Swiss Post Office заморозил счёт Джулиана...
Но хакеры — это вам не клуб «ботанов филателистов». Сегодня они нанесли ответный удар. Они атаковали сразу несколько сайтов, которые, по их мнению, прогнулись под внешним давлением. Первой мишенью стал интернет-портал шведской прокуратуры, некоторое время был недоступен сайт платёжной системы PayPal, досталось также и страничке швейцарского банка Swiss Post Office.
И Ассанж обещает нам, что если его не отпустят, это будет только начало... начало Мировой Кибервойны!»
«По телику рассказывают историю о изнасилованиях Ассанжем. Там такая умора, что без слёз невозможно даже слушать, какой там бред.
В истории есть две тётки. Anna Ardin — «Тётка номер один» и Sofia Wilen — «Тётка номер два». Они по ходу подруги, но об этом позже.
— Сначала Ассанж познакомился с «тёткой номер 1» на каком-то конгрессе в Швеции для местных коммунистов-активистов или что-то вроде того. По направленности там кто-то вроде тех пидарасов, которые в Греции ходят на баррикады против уменьшения стипендий для 40-летних студентов. Она также известна своим феминистическим отношением к мужчинам и является автором статей в своём блоге о том, как посадить мужика за изнасилование should a need arise. Тётка довольно известная в своих левокоммунистических кругах, но вполне может быть завербованным спецслужбами провокатором, при этом очень опытным. Она работала за рубежом в шведских дипмиссиях.
— Ассанж сходится с этой тёткой потому, что она предлагает ему пожить у неё дома, так как она уезжает хрен знает куда. Оригинально подразумевается то, что он должен жить один в её пустой квартире.
— Через два дня тётка неожиданно возвращается домой, как бы из ниоткуда. Ассанж хочет уехать куда-то жить, но тётка говорит, что он ей не в напряг и он может остаться. Они остаются дома у неё, выпивают и вступают в добровольную связь, которую впоследствии тётка назовёт изнасилованием. Презерватив использовался, но порвался. Это оказывается важно в рамках шведских законов.
— На следующий день после изнасилования «тётка номер 1» устраивает вечеринку в честь своего насильника. Они также вместе завтракают в ресторане и идут вместе на какую-то конференцию, где Ассанж должен выступать.
— Ассанж выступает на конференции, и «тётка номер 1» знакомит его с «тёткой номер 2», которая до этого сидела в первых рядах, внимательно вслушиваясь во все слова Ассанжа. «Тётка номер 1», которая только что была как бы изнасилована, предлагает Ассанжу познакомиться с «тёткой номер 2», с которой они подруги.
— Ассанж идёт с «тёткой номер 2» в кино, но потом возвращается к «тётке номер 1», которая в данный момент устраивает вечеринку в его честь (на следующий день после изнасилования). «Тётка номер 1» рассылает сообщения в своём твиттере о том, как она счастлива, что её окружают очень приятные люди (имея в виду своего насильника, надо полагать).
— На следующий день Ассанж звонит «тётке номер 2» и они где-то там встречаются. Ассанж просит одолжить ему денег на билет на поезд. Он не может платить кредитными карточками за билет, потому что так его вычислит правительство. Тётка говорит, что деньги у неё дома и надо бы зайти их взять.
— Они заходят домой к «тётке номер 2». Там у них случается секс. Но «тётка номер 2» потом объявит об изнасиловании, так как Ассанж, вопреки её желанию, не использовал презерватив. Но это потом. На следующее утро они идут вместе завтракать в ресторан, а затем тётка покупает своему насильнику за свои деньги билет на поезд.
— Через какое-то время «тётка номер 2» понимает, что её «изнасиловали», и бежит жаловаться о своём изнасиловании не папе, не маме, не в полицию... а «тётке номер 1». Затем они уже вдвоём, взявшись за руки, идут в полицию консультироваться, или, как говорят американцы, «спрашивать совета» о том, как им привлечь Ассанжа к ответственности.
Такая вот история, и как она пахнет».
«Несмотря на несправедливость и вообще ужасную травлю всего лишь одного человека столь значительными силами... Как же круто, что этот детектив происходит в наше время, даёшь комиксы про Ассанжа и его бега!»
«Наконец-то нашёлся настоящий рыцарь, поднявший меч за честь и свободу. Неудивительно, что на его защиту поднялись лучшие силы планеты. Вот хакерам и настоящее дело объявилось, не то что банки щипать, — даёшь «Викиликс»!
Вообще-то, если бы наши «умники» не тратили порох в бла-бла, а занялись бы делом — разоблачениями, выступлениями, организацией протестов и проч. да делали это грамотно, а не троллейскими выплесками, а также наблюдениями за чиновниками и их махинациями, да не тряслись бы от страха за свою шкуру перед наглецами-ментами и бандитами, мир был бы другим. Хорошо бы Ассанж стал бы для всех нас примером, как нужно отгрызать у наглых властей их грязные лапки».
«В Мировой сети началась первая Мировая Кибервойна. Первый плацдарм — Свободная Воля».
«Надеюсь, что мне удастся снять деньги с моей «Мастеркард».
Зинаида Троицкая, Владимир Харитонов, Частный корреспондент