G-news

Вторник, 17-е Сентября 2019
13:48:10

 

Подводя итоги прошедших 10 лет, мы постарались выделить 10 тенденций, которые оказали самое существенное влияние на то, каким мир медиа стал на наших глазах. Хотя можно было бы сказать короче: всё изменилось благодаря интернету — и бизнес-процессы, и каналы дистрибуции, и аудитория, и мы, журналисты.

 

1. Замена аналоговых технологий цифровыми

 

Это первое и самое общее положение могло бы стать в нашем списке единственным, ведь все остальные следствия плавно из него вытекают.

 

Начало этого процесса восходит корнями, конечно, не в нулевые, однако в полной мере массовыми цифровые технологии стали в первое десятилетие XXI века. Печатные машинки были заменены компьютерами, проигрыватели пластинок — MP3-файлами, кино перешло в MPEG4, а информация — в интернет. Этот, казалось бы, очевидный вывод перевернул мир медиа с ног на голову: традиционные, десятилетиями державшиеся на газетах информационные холдинги массово разоряются, бизнес-модели нуждаются в переосмыслении, а потребители благодаря радикальному упрощению издательского процесса перепрофилировались в создателей контента.

 

Благодаря цифровым технологиям и интернету структура СМИ изменялась за 10 лет необычайно стремительно. «Сейчас изменения происходят гораздо быстрее — так быстро, что мы как бы коллективно страдаем от кессонной болезни водолазов на больших глубинах. Мы проходим через период экстремальных изменений быстрее, чем с этим могут справиться наши организмы. Это больно и, если быстро и правильно не лечиться, может иметь летальный исход» — именно так описывает период трансформации медийной отрасли главный редактор The Guardian Алан Расбриджер.

 

Всеобщая цифровизация изменила и ключевые основы поиска информации. Трудно себе представить, что ещё лет семь-восемь назад основным хранилищем знаний были библиотеки. Сегодня поисковики служат навигатором по информации, накопленной человечеством, хотя для получения действительно глубоких знаний одним поисковиком и не обойтись.

 

Впрочем, не все последствия цифровых технологий стали для человечества позитивными. «Цифровой разрыв» — такая же реальность повседневности, как и то, что молодёжь в мегаполисах круглосуточно сидит в Сети. Стоит выехать из Москвы в какой-нибудь небольшой город, не говоря об отдалённых регионах, как окажется, что имя Марка Цукерберга там никому ни о чём не говорит, а СМИ и не думали интегрироваться в социальные сети, потому что в редакциях всё ещё нет интернета.

 

2. Интернет — среда для сегодняшних и завтрашних СМИ

 

Интернет не только стал частью повседневной жизни сотен миллионов людей по всему миру, но и едва ли не основной составляющей профессиональных СМИ, выходят ли они на бумаге, радиоволнах или в телеящике. За последний год стало вполне достоверно известно, что многие бумажные газеты уступают по тиражу своим же веб-сайтам, хотя и продолжают упрямо держаться за печатные копии. За исключением гиперлокальных изданий в беднейших регионах мира, все СМИ имеют представительно во Всемирной паутине. А вот если своего веб-сайта у СМИ нет, это может значить только одно: для мира его просто не существует.

 

Интернет служит неиссякаемым источником вдохновения с точки зрения выбора тем и информационных поводов, но в то же время является самой большой угрозой для всех существующих массмедиа. Традиционные бизнес-модели потерпели в Сети крах, а новые издатели пока так и не нашли — единичные успешные кейсы не в счёт. То есть аудитория-то в интернет ушла, но особенности среды не позволяют достаточно зарабатывать на аудитории онлайн.

 

В то же время ни у кого нет сомнений в том, что интернет — наше настоящее и будущее, как бы трудно в нём порой ни приходилось выживать.

 

3. Мобильный интернет

 

Не секрет, что для выхода в интернет помимо компьютера используются мобильные телефоны, а, например, в Японии мобильники стали даже более популярными устройствами для интернет-сёрфинга, чем ноутбуки. Но мы решили выделить мобильный интернет в отдельный пункт итогов не поэтому. Сотовые телефоны — во многом благодаря буму iPhone — стали универсальными устройствами потребления цифрового медиаконтента, которые обеспечили мгновенность доставки сообщения, позволили СМИ подстроиться под индивидуальные потребности каждого потребителя контента и осуществлять таргетинг по бесчисленному количеству характеристик пользователя.

 

Причём чем дальше развиваются смартфоны и сотовые сети новейших поколений, тем меньше разницы между интернетом «традиционным» и мобильным. Скорее меняется устройство, которое даёт нам выйти онлайн, — а интернет так и остаётся интернетом.

 

4. Блоги и социальные сети как «личные СМИ»

 

Социальные медиа коренным образом — хотя всего-то за какие-нибудь 2—3 года — изменили способы взаимодействия СМИ с читателями и само место читателей в системе медиа. По большому счёту и читателей в чистом виде уже никаких нет: есть пользователи интернета, которые высказывают своё мнение наравне со СМИ — в блогах. Там они могут и обсуждать материалы профессиональных журналистов, и проводить собственные расследования, которые потом цитируют газеты и журналы. Но сотрудничество — только одна сторона медали. Наряду с ним выросла и конкуренция в медиасфере, где массмедиа вынуждены бороться за внимание и время аудитории с представителями этой самой аудитории.

 

Роль социальных сетей применительно к медиа заключается в том, что медиаконтент распространяется и потребляется совсем не так, как в эпоху до сетей. Френды в Facebook, который, несомненно, стал основным игроком в нише соцсетей, выполняют роль универсального «вирусного редактора», который отбирает для пользователя контент, достойный его внимания. В свою очередь, распространять контент вне сетей означает для СМИ потерять аудиторию.

 

И блоги, и соцсети показали миру, что такое власть толпы в цифровую эпоху, но, думается, мы ещё не до конца представляем себе весь потенциал совершающихся перемен.

 

5. Уход телевидения в интернет

 

Интернет меняет многие бизнесы, и помимо индустрии печатных СМИ наиболее пострадавшим оказалось телевидение. Войну с прогрессом с помощью запретов можно считать заранее проигранной. Победит тот, кто сможет быстрее других перестроить свой бизнес. И первое место тут принадлежит британской телекомпании BBC, которая на своём сервисе iPlayer не только выкладывает телепередачи со своих телеканалов, но и делает это в наиболее user friendly манере. Российскому телевидению до таких успехов очень далеко: руководители телекомпаний предпочитают уверять себя и окружающих в том, что ТВ и в телевизоре чувствует себя прекрасно. В то время как телевизионная аудитории всё больше разочаровывается в телепродукте и уходит в интернет.

Приятным исключением стал стартап этого года — телеканал «Дождь», который начинался как интернет-ТВ, а сейчас вещает и на спутниковом ТВ. «Дождь», кажется, заставляет нас вновь поверить в то, что и на телевидении есть что посмотреть.

 

Однако основным фильтром для телевизионного и не очень контента стал видеосервис YouTube, который в 2006 году был назван журналом Time главным изобретением года. На YouTube можно найти почти любую телепередачу, если она действительно достойна внимания. Благодаря YouTube появилось и множество звёзд разных жанров — певцов, актёров, шоуменов и даже лингвистов, которые нашли здесь свою площадку и своих зрителей.

 

6. Интернет-телефония: Skype

 

Интернет изменил и бизнес телефонных операторов. Если лидером в области местных звонков всё чаще становятся операторы сотовой связи вместо наземных телефонных линий, то в области междугородних и международных звонков лидерство завоёвывает интернет-телефония и её пионер — Skype. Ежедневно этим сервисом пользуется 40 млн человек по всему миру, которые ежемесячно наговаривают десятки миллионов минут.

 

Ключевые преимущества сервиса — дешевизна и простота использования. Если звонок в Европу с сотового телефона будет стоить порядка 35 рублей за минуту, со стационарного телефона — около 20, то звонок через Skype обойдётся в 1—2 рубля (зависит от направления). И это если речь идёт о звонках с компьютера на телефон — звонки между компьютерами бесплатны.

 

Не стоит забывать и о видеозвонках, которые впервые появились именно в Skype и только спустя несколько лет — в iPhone 4G. Миллионы студентов, которые уехали учиться в чужой город, уже сказали «Скайпу» большое спасибо за то, что они могли хоть каждый день общаться с родителями. Миллионы влюблённых поддерживают отношения через этот сервис, находясь в разлуке. Тысячи журналистов берут интервью через Skype, и даже более того: редакции интернет-изданий проводят планёрки с помощью видеоконференций, вместо того чтобы платить за аренду уже, в общем, никому не нужного офиса.

 

Не так давно, несмотря на возражения Google, ей не удалось справиться с появлением английского глагола google, то есть «искать информацию в интернете с помощью сервиса Google», или, как уже говорят на русском языке, «гуглить». Если Skype будет расти теми же темпами, что и интернет-корпорация, то когда-нибудь глаголом станет и skype — со значением «звонить по телефону».

 

7. Закат аналоговой музыки и торренты

 

Не менее серьёзно, чем на телевидение и прессу, цифровые технологии вкупе с интернетом повлияли на музыкальную индустрию. Более того, именно музыка первая почувствовала на себе роковые изменения и научилась с ними жить. И именно музыкальные пираты первыми заявили о себе как об игроках, пусть и нелегальных, цифрового рынка. Всё началось с кассет и дисков, которые ещё в 90-х продавались в подземных переходах и на развалах у метро. Зубры шоу-биза кусали локти и боролись с этим как умели.

Однако в интернете масштабы «воровства» оказались гораздо обширнее: сайтов с нелегальной музыкой была тьма, в некоторых компаниях, в том числе и СМИ, сотрудники потихоньку заводили собственные музыкальные хранилища. Обвал музыкального рынка случился тем не менее чуть позже, когда появились первые торренты и обмен аудио- и видеофайлами стало совершенно невозможно контролировать. Музыка и кино обрели невиданную раньше свободу, которая почему-то очень не понравилась правообладателям. Итог десятилетия — затянувшаяся на годы борьба авторов и продюсеров с провайдерами, пользователями и самими торрентами. Впрочем, никому из сторон не стоит забывать, что никакой другой музыки, кроме цифровой, у нас больше нет.

 

8. Wiki-технологии

 

Несомненным итогом десятилетия стало рождение технологии wiki, которая позволяет пользователям совместно создавать структуру и содержание сайта таким образом, что текст можно многократно править — с возможность сравнивать разные редакции и восстанавливать ранние версии. С помощью вики-движка сайт могут одновременно править сколько угодно пользователей, и между их версиями не возникнет конфликта.

 

Кто знает, получила ли бы эта технология заслуженное признание, если бы с её помощью не были созданы два крупнейших медиапроекта нулевых, без которых уже трудно представить себе современные массмедиа: свободная энциклопедия «Википедия» и самый громкий проект расследований — WikiLeaks Джулиана Ассанжа . За несколько лет «Википедия» обогнала «Британнику» по объёму информации, став самым популярным справочным ресурсом в мире. WikiLeaks, в свою очередь, показал журналистам, как нужно работать с информацией в мире, когда тебе никто не расскажет ничего действительно стоящего по доброй воле.

 

9. Электронные книги

 

Электронные книги — это книги без бумаги, клея, ниток и переплёта. Они не пылятся и не занимают места на полках, их страницы не выцветают, их нельзя сжечь или уничтожить. Для их производства не нужно вырубать леса, но для чтения понадобятся соответствующие устройства: компьютеры, смартфоны или специализированные устройства для чтения книг — букридеры. В 2009 году только в США было продано около 4 млн букридеров. Объём рынка электронных книг в России к началу 2010 года оценивался в 2—5 млн долларов.

 

Бум электронного книгоиздания начался после изобретения технологии «электронных чернил». Экраны, сделанные по этой технологии, отображают изображение в отражённом свете, а значит, от них не устают глаза, и крайне нетребовательны к энергопотреблению: они способны работать на одном заряде батареи не меньше недели. По подсчётам книжных издателей, бумажная книга не умрёт ещё 50—100 лет, да и электронных книг пока мало — далеко не все издатели готовы добровольно отдавать своё детище для продажи в онлайн-магазинах. Но очевидно, что книжная индустрия всё-таки постепенно становится на этот путь и свернуть с него ей уже не дадут.

 

10. Creative Commons против традиционного авторского права: торрент-трекеры

 

Авторское право, обслуживающее коммерческую деятельность по индустриальному тиражированию книг, музыки, фильмов и т.д., появилось задолго до возникновения интернета и в то время было вполне своевременно. С развитием интернета, когда копирование и распространение информации становится почти невозможно контролировать, все несовершенства и однобокость законодательства по авторскому праву стали очевидны всем тем производителям контента, которые хотели распространять свой контент безвозмездно и без каких-либо ограничений. Именно для таких случаев американский правовед Лоуренс Лессиг в 2001 году и придумал лицензии Creative Commons (CC, в переводе с англ. «творческие сообщества»).

 

Существует несколько видов лицензий, определяющих, какую часть своих прав на созданный вами медиаконтент вы готовы передать в общественное пользование. Например, вы можете разрешить распространение вашей работы только на некоммерческих основаниях при условии указания вашего авторства и запретить использование произведения для создания производных работ. Или вы можете разрешить распространение вашей работы только при условии, что все модификации вашего творения будут лицензированы точно так же.

 

«Частный корреспондент» — первое в России интернет-СМИ, которое переходит на лицензию Creative Commons. Хотя и не первый такой сайт в Рунете в целом. И нам приятно оказаться в компании многочисленных российских блогеров, публикующих свои тексты на условиях СС, и, конечно же, рядом с русской «Википедией», которая в скором времени тоже перейдёт на эту лицензию», — писал Иван Засурский уже почти два года назад.

 

P.S.: Подводить итоги всегда оказывается сложнее, чем это кажется поначалу. Часть пунктов описывают тенденции, которые уже устоялись и стали реальностью настолько, что трудно представить, как мы когда-то жили без них. Другие пункты, наоборот, вошли в нашу жизнь в течение последнего года — и впечатления от них так свежи, что кажется: именно они больше всего повлияли на сегодняшние реалии. На самом деле прошло ещё слишком мало времени, чтобы отрефлексировать как первый ряд тенденций, так и второй. И только спустя ещё лет десять мы сможем точно узнать, приведут ли они нас в столь долгожданное светлое будущее.

 

Анастасия Алексеева, Частный корреспондент

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Дайджест СМИ Медиаитоги прошедшего десятилетия. Какими были нулевые для СМИ?