G-news

Воскресенье, 25-е Июня 2017
03:13:59

Рынок аренды магистральных сетей пребывает в сложной ситуации. Можно говорить о состоянии кризиса, составными частями которого являются:

• наличие несообразно большого (до ста) количества участников рынка, большинство из которых составляют мелкие и слабые игроки. Не имея ресурсов для развития, они балансируют на грани рентабельности и демпингуют, разрушая рынок в целом;

• появление новых технологий ВОЛС позволяет резко, в разы, увеличивать пропускную способность уже существующих каналов, что снижает потребность в новом волокне и темпы их обновления;

• Непрозрачные отношения между некоторыми крупнейшими участниками рынка, следствием чего стали экономически необоснованные сделки, исказившие рыночную среду.

Первопричиной этих проблем является политика нескольких игроков, аффилированных с госструктурами, среди которых называют Атраком/Приоком и Евротранстелеком. По мнению опрошенных участников рынка, представляющих крупнейшие операторские компаний, именно их политика завела рынок в тупик.

На фоне хищнической политики нескольких крупнейших компаний, акционеры которых делали ставку на разного рода «схемы», проявились достаточно неожиданные проблемы, включая ускоренную деградацию волоконно-оптических кабелей. Многолетняя практика «экономии» на всех этапах строительства и эксплуатации ВОЛС, от закупок компонент кабеля до эксплуатации уже проложенных линий, вызвала к жизни проблему его досрочного выхода из строя.

Парадоксальным образом эта же политика создала предпосылки и для исправления ситуации. Слабые игроки не имеют ресурсов для замены «ослепшего» волокна. Что касается крупных компаний, то им понадобится некоторое время, чтобы осознать проблему, принять управленческие решения и осуществить их.

ПРЕДЫСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ

Сегмент национальной инфраструктуры, образованный ВОЛС, включает в себя и каналы, принадлежащие операторам этих сетей, и арендованное волокно. При этом целесообразно различать каналы, построенные непосредственно собственником и каналы, купленные им на рынке.

Изначально у истоков этого сегмента стоял государственный монополист Укртелеком, который предлагал арендовать у него каналы по заоблачным ценам. Неофициально то же самое оптоволокно могло быть предоставлено бесплатно структурам, аффилированным с руководством компании, для извлечения ими административной ренты. Либо же продано за разумные деньги сторонним компаниям, но при условии «отката».

В результате, в начале 2000-х крупнейшие потребители услуг Укртелекома — операторы мобильной связи — в массовом порядке стали развивать собственную национальную оптоволоконную инфраструктуру. Параллельно возникли крупные частные компании-операторы сетей национального масштаба, аффилированные с руководством Укртелекома. Они продали значительное количество оптоволокна мобильным операторам в рамках теневых договорённостей о создании системы контроля над рынком телекоммуникаций. Приобретение у «правильных» компаний тысяч километров ВОЛС, в том числе построенных с нарушением ТУ и по завышенным ценам, было формой благодарности со стороны выгодополучателей нового телекоммуникационного порядка. Важно и то, что экономический аспект этих сделок был искажен, а учитывая их масштабы, искажению подверглась вся рыночная среда.

В дальнейшем Атраком начал активно продавать волокно всем желающим. Система продаж, созданная компанией, характеризуется представителями операторов связи как весьма агрессивная. Её результатом стало появление несообразно большого числа собственников ВОЛС, которые пытаются вернуть вложенные средства за счёт аренды, демпингуя и разрушая рынок.

На сегодняшний день на рынке наличествует до сотни операторов собственных и арендованных ВОЛС, преимущественно среднего и мелкого размера. В массе своей это компании, располагающие сетями в крупных городах, где у них имеется до 200-300 км. кабеля. Наиболее крупными сетями ВОЛС общенационального масштаба располагают следующие компании: Укртелеком, Евротранстелеком, Атраком/Приоком, МТС, Киевстар, УРС (входит в состав Киевстар). К средним можно отнести Датагруп, Интертелеком, Телесистемы Украины.

СЛЕПОЕ ВОЛОКНО

Как правило, производители волокна заявляют срок службы волокна не менее 25 лет. Однако для достижения таких сроков требуется соблюдать множество технических условий: на хранение, монтаж, эксплуатацию, грунты и т.п. Необходимы высокая производственная культура на всех этапах прокладки ВОЛС, чтобы избежать снижения его эксплуатационных характеристик. Если в начале-середине 90-ых это было общепринятой практикой, впоследствии массовым явлением стал отход либо игнорирование требований и условий эксплуатации.

По мнению представителей операторских компаний, в украинских условиях необходим значительный резерв ВОЛС на случай форс-мажорных обстоятельств. В действительности сложившаяся на рынке практика не предполагает резерва ВОЛС со стороны продавца на случай досрочного выхода из строя проданных им волокон. Кроме практики резервирования на рынке нет и полноценного гарантийного обслуживания. Декларируя те же 25-30 лет службы, что и производители кабеля, продавцы навязывают при заключении контракта срок гарантийного обслуживания всего в 2-3 года.

Все эти факторы могли бы быть нейтрализованы дееспособной системой технического надзора. До определённого момента так оно и было: до 2005 года в Украине существовал центр сертификации, который исполнял роль барьера, защищая национальную инфраструктуру от появления заведомо некачественного оптоволокна.

Однако с 2005 года центр был ликвидирован и в настоящее время система госконтроля в этой области отсутствует. Обычной практикой стало строительство ВОЛС вообще без надзора со стороны государства — всё ограничивается декларациями качества от производителей, которые фактически некому проверять.

В отсутствие внешнего надзора в компаниях расцвело легкомысленное и даже откровенно хищнического отношение к вопросам строительства и эксплуатации ВОЛС. По некоторым наземным каналам на периоде в 10 лет выбытие достигает уже 25-30% при нормативных 5%

В сложной ситуации оказались отечественные производители оптического волокна. В начале прошлого десятилетия они инвестировали в производство качественного кабеля по современным технологиям, который теперь пользуется всё меньшим спросом. Вместо этого украинские компании массово используют дешёвую продукцию, зачастую неизвестного происхождения. В частности, в использовании низкокачественного кабеля замечены подрядчики компании одного из крупнейших провайдеров ШПД, менеджмент которого закупает кабель, способный выдержать всего 3-4 года.

Из общей картины рынка можно предположить, что в зоне риска находится от 5-10 (оптимистическая оценка) до 20-40 (наиболее пессимистическая) процентов ВОЛС в стране.

ВЫВОД

Досрочный выход из строя даже значительной части национальной инфраструктуры не является катастрофой сам по себе: неработоспособный кабель просто заменят на новый, пусть даже с такими же нарушениями. Это всего лишь вопрос времени и денег. Однако с точки зрения общественного интереса данный сюжет осложняется тем, что:

• обычная для Украины несогласованность действий участников рынка при замене «слепого волокна» может привести к заметному снижению характеристик национальной инфраструктуры и завязанных на неё услуг;

• при попытке заменить тысячи километров кабеля по всей стране всплывут хорошо известные проблемы — отсутствие документации и землеотводов, «ничейный» кабель в канализации и т.п.

В отсутствие адекватного менеджмента проблема деградации ВОЛС чревата довольно длительным — год или два — периодом нестабильности, от которой будут страдать все без исключения участники рынка, включая и конечных потребителей.

ProIT

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Дайджест СМИ Телеком-рынок опутан «слепыми волокнами»