G-news

Среда, 17-е Июля 2019
06:13:24

Мировым гигантам, вроде Apple, Honda и Toyota, Украина не интересна. Сюда их технические новинки приходят с большим опозданием. «24» разобралась, почему так происходит и кто зарабатывает на технической сегрегации нашей страны.

 

iPhone – культовый телефон без кнопочек от Apple, доводящий до истерики ценителей технической моды. Этот технический фетиш уже разошелся по миру тиражом в 6 млн. экземпляров. 11 июля должны стартовать продажи обновленной версии iPhone. В интернете, на Google Maps, даже появилась карта, где указаны 70 стран, в которых начнется официальная продажа новинки. Но искать Украину там бесполезно. Зато на карте есть Гондурас и Нигер.
 
Так же, как и предыдущая версия, «яблочный» телефон (яблоко – эмблема Apple) официально у нас продавать не будет. Почему? В США, Европе, Азии и Африке телефонные аппараты в основном продаются при подключении к оператору связи, а не через магазины, как в Украине. Поэтому за рубежом именно операторы занялись распространением iPhone, объясняют представители украинской мобильной компании life:): «В случае же с Украиной все зависит от решения и стратегии Apple».
 
Благодаря такой тактике компании, смогут нажиться сотни отечественных контрабандистов. И на каждой новой модели iPhone 3G, по словам продавца интернет-магазина macstore.org.ua, первые заработки составят $600-700.
 
ВАША СТРАНА НЕ ИМИДЖЕВАЯ
 
iPhone – не единственный пример техносегрегации Украины. Первый бюджетный ноутбук Asus EeePC 701, по заверениям представителей компании, должен был появиться в украинской рознице еще в апреле. Но наши покупатели смогли увидеть его только в конце мая, когда в Западной Европе уже вовсю продавалась следующая модель Asus – EeePC 900.
 
Широко разрекламированный ноутбук от Apple – MacBook Air в Украине также появился с опозданием. В США его продажи стартовали в конце января, у нас же его презентовали 13 марта, однако в продажу он поступил в начале мая. При этом, по словам директора интернет-магазина iLand Юрия Власюка, поставки были ограниченными – ноутбуков на всех продавцов не хватало.
 
От этого выиграли только «серые» поставщики. «Когда у нас MacBook Air еще не было, его «младшую» модель продавали здесь за $2600, зарабатывая до $700 на каждом ноутбуке», – говорит Власюк.
 
В большинстве случаев позднее появление технических новинок в Украине продавцы объясняют либо их дефицитом, либо отсталостью нашего рынка. По словам продакт-менеджера ECS/Apple IMC Алексея Дубова, в Украине еще небольшие объемы продаж по сравнению с той же Западной Европой, да и сами продавцы не дотягивают до европейского уровня: «Когда здесь будет больше авторизованных компаний, соответствующих стандартам Apple, тогда отгрузки в Украину станут больше».
 
«Все модели EeePC будут в дефиците, поэтому первые продажи происходят на более развитых рынках, например, в США или Западной Европе. Даже с точки зрения имиджа, США являются более предпочтительным рынком», – вторит ему Евгений Севериновский, руководитель продакт-центра Asus в Украине.
 
МЫ САМИ ВАС ИГНОРИРУЕМ
 
По словам главного редактора журнала Mobile PC Сергея Вейгмана, почти все мобильные телефоны в Украине появляются позже, чем в той же Западной Европе. Задержка может составлять до полугода: компании выводят здесь свои новые модели только тогда, когда уже не боятся подорвать продажи предыдущих. По его мнению, такая ситуация сложилась из-за того, что наш рынок поделен между пятью основными производителями, остальных же он не особо интересует.
 
PR-менеджер компании «Евросеть» Александр Мельничук считает, что еще одним важнейшим фактором задержек новинок является отсутствие сервисной поддержки продукции: «Особенно это касается новых для украинского рынка производителей».
 
Правда, и государство вносит свою лепту. В первую очередь нарекания поставщиков вызывает таможня, где долгожданный товар может стоять месяц-полтора. При этом неофициальный товар дельцы умудряются провезти куда быстрее, чем официальный.
 
«Украину игнорирует только Apple. Остальных производителей игнорирует сама Украина, так как до сих пор не создала оптимальных условий для выхода новых моделей на рынок», – говорит Мельничук. Например, одной из причин запоздалого попадания телефонов на полки наших магазинов является их несвоевременная сертификация, из-за нечеткой работы Нацкомиссии по регулированию связи, сетует он.
 
МАШИНА — ЭТО НЕ ТАМПАКС И НЕ КОНФЕТА
 
Украинский автомобильный рынок многими мировыми производителями долгое время считался недоразвитым. Компания Toyota упорно не обращала внимание на безумный спрос на Lexus, пока в 2006 г. ее продажи не перевалили за 3 тыс. машин, что составило почти 10% продаж во всей Европе. Только после этого открылось официальное представительство. Точно так же производители долго не реагировали на интерес к марке Infinity и до сих пор игнорируют спрос украинцев на Acura. Не планируется в ближайшее время и официальная продажа в Украине полюбившейся у нас «американки» Toyota FJ Cruiser. Почему?
 
«Рынок должен достичь определенного уровня. До этого компании не считают нужным открывать официальные продажи, – объясняет генеральный директор Всеукраинской ассоциации автодилеров Олег Назаренко. – Зато сейчас у нас седьмое место на автомобильном рынке в мире. Компании поняли, что отдают богатый сток в лапы «серых» и что надо открываться. И даже официальный дилер Rolls-Royce в Украине уже есть».
 
Игнорировать спрос – означает без боя отдавать рынок «серым» продавцам. «Очереди у нас небольшие, машину привозят в течение двух месяцев. Спрос за два последних года стабильный и не падает», – рассказывает Андрей, менеджер по продажам компании «Фокстрот-Авто», в салонах которой можно приобрести неофициальный Lexus. Куда дольше приходится ждать тем, кто официально хочет купить авто среднего класса – например, Nissan Qashqai, Honda Civic, Toyota Corolla. С началом их продаж очереди выстраивались на год. Сейчас ждать приходится 4-5 месяцев. В то же время на стоянках «серых» дилеров таких машин полно. Почему официальные продавцы до сих пор отстают?
 
«Не надо забывать, что на Западе тоже живут бюрократы. Идет долгий процесс согласований. Официальный (дилер. – «24») обязан заказывать заранее. А у «серых» больше развязаны руки. Если существует дефицит, он, как серый волк, – побежал и быстро ликвидировал проблемы», – говорит Назаренко.
 
Кроме этого, по его словам, продавцы не всегда могут предсказать спрос и перестраховываются, заказывая меньше машин: «В конце года, если авто не будут распроданы и останутся на складах, надо делать скидки – это убытки. Лучше пусть меньше машин продастся и будет очередь, но убытка нет».
 
Сами же продавцы склонны винить производителей авто. «Нельзя забывать о таком факторе, как ограниченные возможности по производству. Автомобильные заводы не производят автомобили на склад, как тампаксы или конфеты», – говорит Александр Подолянко, менеджер по маркетингу и планированию продукции «Хонда-Украина».
 
С этим согласен и генеральный менеджер по продажам «Тойота-Украина» Роман Кузьмин: «Мы не можем получить те модели, на которые большой спрос. Мы хотим больше, но получаем столько, сколько может дать производитель. У Toyota в мире нехватка производственных площадей. Поэтому она, например, делает машины в Америке на заводе «Субару». К сожалению, это помогает «серым» дилерам, которые весьма удачно и быстро могут продать машину из Америки или Эмиратов». В результате сейчас 30-35% автомобилей Toyota продаются «по-серому».

 

Виталий Жданов, Татьяна Плешивцева, Александр Кириленко, «Газета 24»

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Дайджест СМИ Покупатели второго сорта