G-news

Суббота, 25-е Мая 2019
20:23:20

ГНАУ в очередной раз займется созданием полной базы данных об украинских предприятиях и их деятельности.

ГНАУ в очередной раз займется созданием полной базы данных об украинских предприятиях и их деятельности.

 

Ведомство Сергея Буряка взялось усовершенствовать обмен фискальной информацией. Соответствующие предложения содержатся в аналитическом документе, разработанном Центром содействия институционального развития госслужбы при ГНАУ совместно с Центром социальных экспертиз Института социологии НАН Украины, недавно размещенном на официальном сайте Государственной налоговой администрации.

 

«Между органами исполнительной власти и местного самоуправления не существует свободной циркуляции конфиденциальной информации», — сетуют авторы документа. Чтобы исправить эту оплошность, они предлагают существенно расширить перечень структур, от которых ГНАУ сможет получать интересующие ее данные, а за отказ их предоставлять — штрафовать.

 

Среди главных информаторов налоговой авторы документа видят Национальный банк, Антимонопольный комитет, Международное бюро кредитных историй, Бюро технической инвентаризации, Госкомстат, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Нацкомиссию по вопросам связи, Госкомитет по вопросам связи и информатизации, органы местной власти и многих других.

К примеру, от Государственной пограничной службы ГНАУ хочет получать информацию о лицах, транспортных средствах и грузах, пересекающих границу. Антимонопольный комитет в случае реализации предложенных идей должен будет делиться с ГНАУ данными об операциях по покупке активов, рыночной доле той или иной компании и т.д. В ведомствах, с которыми ГНАУ желает расширить информационное сотрудничество, к новациям отнеслись крайне негативно. В АМК, к примеру, ссылаются на профильный закон, который четко регламентирует, какие сведения могут разглашаться и перед кем. «Национальный банк никогда не пойдет на такое партнерство. От финансистов налоговая хочет получать информацию о внешнеэкономических контрактах их клиентов, а также банковские выписки о движении средств по их счетам. Не говоря о том, что некоторую информацию, вроде таможенных деклараций, требуемых ГНАУ, банки у себя просто не хранят», — говорит «k:» экс-председатель группы советников главы НБУ Виктор Лисицкий.

 

Разработчики упомянутого документа, напротив, убеждают, что новый уровень межведомственного сотрудничества пойдет на пользу стране. Прежде всего позволит эффективно бороться с уклонением от налогообложения. «Государственная налоговая администрация может стать надежным и ценным источником информации для других органов власти, особенно для тех, кому нужна идентификация физических и юридических лиц, предоставляющих льготы по доходам граждан», — указывается также в документе. Его разработчики также указывают, что новации должны быть позитивно восприняты и добросовестными налогоплательщиками: обладая всей требуемой информацией, фискалы в будущем смогут существенно сократить количество проверок предприятий.

 

Впрочем, наблюдатели сомневаются, что бизнес действительно обрадуется идеям, вызревшим на Львовской площади. Хотя бы потому, что компаниям не дают четких гарантий сохранности собранной фискалами информации. «В нынешних условиях новая политика ГНАУ — большой соблазн: такой массив информации может послужить хорошей наводкой для рейдеров», — считает вице-президент Союза аудиторов Украины Михаил Крапивко.

 

Весьма скептически наблюдатели восприняли и заверения в возможном сокращении налоговых проверок. Основанием для этого послужила ситуация с подачей отчетности по НДС в электронном виде. Пропагандируя новый вид взаимоотношений с налогоплательщиками, фискалы также обещали уменьшить количество плановых рейдов на предприятия. Однако, обработав отчетность, ГНАУ выявила массу расхождений в данных, представленных контрагентами. Теперь, чтобы выявить причину этого (имел ли место сбой в программе или махинации с отчетностью), фискалам придется отправиться на предприятия с ревизиями. Кроме того, даже точно зная, что в отчетах подана перекрученная информация, налоговые органы лишь на этом основании не могут ни пересчитать сумму подлежащих к уплате налогов, ни отказать в возмещении. Поскольку на данный момент у нас отсутствует нормативный акт, оговаривающий порядок применения непрямых методов поиска скрытых доходов. Поэтому у налоговиков существует лишь одна возможность откорректировать налоговые обязательства — по результатам проведенной проверки.

 

Скептики же вообще уверяют, что нынешняя затея предназначена вовсе не для того, чтобы бороться с налоговыми оптимизаторами. «Все это, скажем, даст ГНАУ повод требовать от правительства денег на то, чтобы обработать весь массив полученной информации. Сегодня ГНАУ не в состоянии переварить электронные реестры налоговых накладных, новые же потоки информации от разных институтов запутают налоговиков», — прогнозирует президент Союза налоговых консультантов Украины Леонид Рубаненко. В налоговой инициативе он усматривает знакомый почерк двух заместителей председателя ГНАУ — Федора Ярошенко и Натальи Рубан. В свое время, возглавляя ГНАУ, Ярошенко уже пытался расширить круг официальных информаторов налоговой, в том числе и за счет Национального банка. Однако центробанк тогда оградил своих подопечных от требования раскрывать банковскую тайну.

 

Светлана Крюкова, «Комментарии»

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Дайджест СМИ Налоговая сыграет в информационные войны