G-news

Пятница, 24-е Мая 2019
18:13:58

По мере созревания украинского рынка ИТ-продуктов и услуг на нем начинают выделяться процессы, которые имели место некоторое время назад на Западе. В таких странах, как США, уже есть ряд ИТ-корпораций, бренды которых самые известные в мире. Это Microsoft, IBM, Intel и прочие. Они входят в число самых дорогих брендов мира и стоят десятки миллиардов долларов.

По мере созревания украинского рынка ИТ-продуктов и услуг на нем начинают выделяться процессы, которые имели место некоторое время назад на Западе. В таких странах, как США, уже есть ряд ИТ-корпораций, бренды которых самые известные в мире. Это Microsoft, IBM, Intel и прочие. Они входят в число самых дорогих брендов мира и стоят десятки миллиардов долларов.

 

В Украине ИТ-компании только начинают капитализировать свои бренды, чего не скажешь о компаниях, близких им по бизнесу,— телекоммуникационных операторах, где стоимость бренда уже несколько лет подряд соответствует мировому уровню. Здесь сыграло роль несколько факторов: объем дохода крупнейших мобильных операторов СНГ, в т. ч. и Украины, измеряющийся в миллиардах долларов, и особенности рынка сбыта. Под последним имеется в виду огромное количество частных клиентов, которое нужно обслуживать телеком-компаниям. К примеру, в Украине, если придерживаться официальных данных, у операторов связи в совокупности больше клиентов, чем составляет общая численность населения страны в целом. Естественно, для того чтобы удерживать такое количество заказчиков услуг, нужно, чтобы внешний вид компании был идеален и всем импонировал, всем нравился. Ведь если отбросить все плюсы и минусы тарифных линеек, все дыры в сети, недостатки и преимущества дополнительных услуг, особенности обслуживания абонентов, то остается еще целый ряд параметров, ориентированных на эмоции человека. Очень часто абонент объясняет, что он не хочет переходить от одного оператора к другому просто потому, что к другому у него «не лежит душа». Это отчасти и есть влияние бренда. Чтобы душа лежала, компания должна работать над брендом постоянно.

 

Бренд не растет в неизвестности

 

В отечественных ИТ-компаниях все складывалось до последнего времени несколько иначе. Если брать разработчиков программного обеспечения, то здесь вообще пока не сформировалась определенная структура рынка. Условная единица измерения на нем — это скорее не отдельно взятый товар или услуга, а сам специалист, который капитализировал себя за время работы в разных компаниях — как в западных, так и в отечественных. Чем больше программистов работают на наш рынок, соответственно тем больше на нем заказов и тем больше его объем. Бренд самой компании разработчика редко играет здесь существенную роль, если, конечно, это не дочерняя структура крупного мирового игрока.

 

Лицо системной интеграции

 

Если рассматривать сегмент системной интеграции, то здесь вырисовывается несколько иная картина. За последний десяток лет на нем определилось как минимум несколько крупнейших игроков — «Инком», «Ситроникс», «АМИ» и др. О том, что не только размер отечественного системного интегратора, но и brand does matter (бренд имеет значение), выяснилось благодаря недавнему событию. Корпорация «Ситроникс» решила унифицировать свою торговую марку в странах СНГ. Поэтому в начале лета нынешнего года было принято решение поменять устоявшийся в Украине бренд «Квазар Микро» на материнский бренд. На ликвидацию украинского названия московское руководство выделило полгода. Как это действие отразится на восприятии компании заказчиками, пока не известно. Во всяком случае, так думают эксперты и конкуренты. Само руководство «Ситроникса», похоже, не видит в этом проблемы. Оно даже хочет попытаться дополнительно заработать на ребрендинге — то есть использовать лишний повод пообщаться с клиентами. Что из этого выйдет, покажет время. В любом случае, то, что значение бренда для системного интегратора существенно увеличилось за последние несколько лет, подтверждают и мнения управленцев этой отрасли. «Сегодня отечественные ИТ-компании четко осознают значимость увеличения стоимости бренда в развитии бизнеса. К примеру, если раньше ИТ-компаниям, особенно системным интеграторам, было важно предоставить клиентам известное ПО и оборудование от мировых лидеров, то сегодня клиенту уже важно другое. А именно, репутация компании»,— подчеркивает маркетинг-директор группы компаний K-Trade Михаил Хохуля. Теперь, по его словам, наиболее эффективные методы популяризации брендов — это рекламные компании в интернете, участие в социально значимых проектах и т. п. Его коллега, директор отделения «Проектные решения» компании «АМИ» Владислав Масло, в общем поддерживает такие мысли, но смотрит на сегодняшнюю ситуацию на рынке более скептично и сдержанно. «На сегодня на рынке действуют около десятка относительно крупных интеграторов и поставщиков, чьи услуги в глазах клиента сравнимы по качеству и стоимости. Но рынок ИТ довольно непрозрачен, и сегодня, к сожалению, при выборе поставщика или интегратора заказчик ориентируется не на значимость бренда или репутацию, а совсем на другие подводные факторы. Конечно, потихоньку ИТ-рынок движется к признанию ценности бренда, но этот процесс происходит довольно медленно»,— говорит господин Масло.

 

Справка по системной интеграции и разработке ПО

 

Согласно данным IDC, рынок ИТ-услуг Украины рос последние несколько лет примерно на 25% ежегодно. В 2007 г. его объем составил $251,2 млн. По данным компании, наиболее существенная доля в 2006 г. по-прежнему приходилась на установку и поддержку ПО и оборудования — около 49%. На втором месте закрепился сегмент системной интеграции — около 25% рынка. Третье место по объемам продаж — это разработка и доработка ПО — около 11%.

 

Узнаваемый компьютер

 

Пожалуй, если сравнивать все сегменты отечественного ИТ-рынка, то наибольшая значимость бренда присуща нашим производителям настольных ПК, которые зачастую являются и продавцами сделанного. Здесь не только уже четко определилась пятерка лидеров, но и был завоеван практически весь отечественный рынок. Одной из главных тенденций становится укрепление на рынке позиций как ведущих локальных производителей, так и A-брендов. По данным IDC, в прошлом году пятью украинскими компаниями было поставлено на рынок более 363 тыс. ПК, в том числе компаниями: «Навигатор» — 114 тыс., «К-Трейд» — 83 тыс., «Версия-Системс» — 55 тыс., «Фокстрот ИТ» — 54 тыс., Hewlett-Packard — 54 тыс. Совокупная доля ТОП-5 за прошедший год выросла с 19% до 24%, а ТОП-10 — с 31% до 38%. Очень важным здесь является тот факт, что впервые в список пяти ведущих поставщиков деск-топов вошла иностранная компания, а рыночная доля двух украинских производителей превысила отметку 5%. Все это говорит о том, что Украина следует тенденциям, традиционным для всего региона Центральной и Восточной Европы, и новые категории пользователей ориентируются на технику класса brandname (как зарубежного, так и местного производства). «Рост стоимости профессиональной рабочей силы делает кустарную и мелкосерийную сборку ПК все менее выгодной, а массовый выпуск ПК позволяет снизить себестоимость производства и увеличить конкурентоспособность продукции,— говорит Владимир Поздняков, региональный менеджер IDC в Украине.— Сегодня продажи ПК ведущих марок значительно опережают рост рынка, и их доля будет продолжать увеличиваться». Здесь, кстати, следует отметить, что вступление Украины в ВТО существенно повлияет на уровень конкуренции среди производителей ПК в стране. В результате, появление в пятерке лидеров продаж таких брендов, как HP, не будет редкостью. Отечественные производители к этому готовятся. Они считают, что одно из основных их преимуществ — гибкость в обслуживании и заказах. Т. е. всем управляет желание клиентов, чего, по их мнению, не скажешь о неповоротливых мировых брендах. Для того чтобы быть ближе к потребителю, украинские сборщики в первую очередь должны постараться сделать, с одной стороны, элементарный, а с другой — важный шаг. Их бренды должны стать для потребителя виднее и понятнее. Это уже, кстати, начинают делать ведущие игроки. Так, в августе К-Trade объявила об объединении всех своих структурных подразделений в единую структуру. «АМИ» недавно вывела на рынок единый розничный бренд «Клик», сосредоточив на его раскрутке все усилия. Такие действия с другой стороны приводят к резкому увеличению стоимости торговых марок. «Если взять совокупный рост стоимости брендов одних из пяти наибольших ИТ-компаний Украины, он составляет приблизительно 80-85%. Одни компании росли более чем на 200%, другие же — в районе 7%. Но с уверенностью можно констатировать, что рост имеется и темпы его не замедляются, что еще раз подтверждает международную динамику развития ИТ-отрасли»,— резюмирует Михаил Хохуля.

 

Мировой ИТ-брендинг

 

Если взглянуть на мировые тенденции, то несложно заметить, что международные (американские по происхождению) ИТ-бренды уже долгое время входят в десятку лидеров по стоимости в мире. Согласно прошлогоднему рейтингу международной консалтинговой компании Interbrand Group, стоимость брендов Microsoft и IBM составляет около $58,7 и $57 млрд.— соответственно. При составлении рейтинга компания Interbrand применяла ряд строгих критериев. Каждый участник рейтинга должен зарабатывать, как минимум, треть своего дохода за пределами родной страны, бренд должен быть известен не только целевым потребителям продукта, но и широким массам, а новости о деятельности компании должны регулярно появляться в деловых СМИ. Еще один ИТ-бренд Intel, несмотря на резкое падение стоимости акций, по-прежнему смотрит в будущее с оптимизмом, который разделяют и составители списка от Interbrand, поставившие компанию на пятое место. По данным маркетинговых исследований, Intel занимал 76,7% всего мирового рынка микропроцессоров в четвертом квартале 2007 г. (рост по сравнению с третьим кварталом составил 0,4%). В этом году от компании ожидают роста и захвата уже 81,9% рынка.

 

Мнения о понятии "бренд"

 

Владимир Корж,

руководитель департамента маркетинга АО «DiaWest — Комп`ютерний світ»:

 

— Часто термин «бренд» путают с термином «торговый знак», который есть лишь одной из ипостасей бренда. Бренд — это эмоциональный отпечаток в сознании людей, часть из которых является вашим потребителем. Поэтому важно, чтобы эмоции, связанные с восприятием бренда, отвечали намерениям по взаимодействию компании со своими потребителями. Брендинг является неотъемлемой частью маркетингового плана и как следствие важным элементом стратегического управления. А так как современные украинские компании все больше используют современные прогрессивные инструменты управления, то важность бренда и брендинга увеличивается постоянно.

 

Владислав Масло,

директор отделения «Проектные решения» компании «АМИ»:

 

— Бренд ИТ-компании — это понятная самоидентификация и целостность образа в глазах клиента. Руководитель компании-заказчика рассматривает проект по ИТ как набор конкретных ответов на запросы своего бизнеса. Например, для ритейла это обеспечение непрерывности и безопасности основных бизнес-процессов, совершенствование управляемости и пропускной способности логистической цепи; для банка — скорость разработки и вывода новых продуктов, снижение издержек на одну транзакцию и т. п. Сегодня, в конечном счете, заказчик становится перед выбором из двух-пяти украинских и зарубежных сервисных компаний.

 

Станислав ЮРАСОВ, «Экономические Известия»

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Дайджест СМИ В поисках узнаваемости