Компании закрывают своим сотрудникам доступ к социальным сетям в рабочее время, чтобы повысить эффективность работы. Зачастую такой подход не вполне оправдан.
По данным интернет-провайдеров, сегодня около 40% компаний закрыли доступ к социальным сетям и личным почтовым ящикам своих сотрудников на рабочем месте. Как рассказал «i» руководитель одной из киевских компаний, сделать это он был вынужден после того, как IT-отдел предоставил информацию о времени, проводимом сотрудниками в социальных сетях. «В среднем три часа в день. При этом показатели работы не снизились. Как оказалось, мы своих сотрудников мало загружаем, раз у них есть столько свободного времени»,— возмутился топ-менеджер.
Исключить все соблазны
В компании Worldwide Manufacturing в рабочее время доступ на сайт Odnoklassniki и другие подобные сайты закрыт, чтобы не провоцировать сотрудников на нецелевое использование интернет-ресурса. По словам начальника IT-отдела Глеба Миронова, на прокси-сервере фиксируется, кто, куда, когда и на сколько денег сходил в интернет. «У кого обнаруживается превышение — удерживается стоимость трафика из зарплаты. Каждый сотрудник знает свой лимит и может его контролировать. У нас введено ограничение на содержание запрашиваемой ссылки — игры, mp3, avi, секс, порно и т.д.»,— рассказал господин Миронов.
Директор департамента информационных технологий СК «Allianz Украина» Дмитрий Шум подтвердил, что в компании закрыт доступ к социальным сетям. «Активное использование развлекательных сайтов — это неэффективное использование рабочего времени. К части развлекательных сайтов в компании открыт доступ, но лишь по той причине, что административно невозможно закрыть все развлекательные сайты. Контролем сотрудников должен заниматься непосредственно руководитель. Все равно есть пути доступа на развлекательные сайты, даже если закрыт к ним доступ. Поэтому это проблема не IT-департамента»,— отметил господин Шум.
По словам специалиста отдела подбора и адаптации персонала «Эрсте Банк» Леонида Кондратенко, сейчас в компании закрыт доступ только к ICQ, личным почтовым ящикам и музыкальным сайтам. «Что касается ICQ и музыкальных сайтов, то это продиктовано тем, что очень много рабочего времени сотрудник тратит на этих ресурсах. Что касается личных почтовых ящиков, то это сделано из соображений безопасности. На почтовый ящик можно скинуть и базу клиентов, и много другой рабочей информации, которая является тайной»,— считает господин Кондратенко.
Директор по человеческим ресурсам «МТС-Украина» Наталья Береза отмечает, что доступ к социальным сетям у них открыт. Целенаправленно компания не отслеживает, какие сайты посещают сотрудники. «У нас для этого нет ни необходимости, ни ресурсов. Поскольку практически все бизнес-коммуникации у нас завязаны на использовании интернета, по которому ходит много конфиденциальной коммерческой информации, этот канал требует тщательной защиты, главным образом от внешних вторжений. Поэтому у нас в компании применяются разные уровни доступа в интернет, в зависимости от должности и характера работы»,— говорит госпожа Береза. А в целях информационной безопасности для всех сотрудников заблокированы сайты по скачиванию музыки, фильмов и обмена файлами. Также ограничена возможность самостоятельной установки программного обеспечения, что исключает общение по ICQ.
Гендиректор социальной сети для профессионалов Profeo Максим Немеш утверждает, что доступ сотрудников к социальным сетям чаще всего закрывают финансовые структуры и крупные компании. «Это и попытка сберечь рабочее время сотрудников (Odnoklassniki и Vkontakte), и опасение, что они найдут другую работу (LinkedIn и Profeo), и предотвращение утечки информации (все без исключения сети)»,— утверждает господин Немеш. При этом, по его словам, зачастую при блокировании ресурсов нет определенной логики.
Не наследи!
При этом очень неоднозначно топ-менеджмент компаний относится к тому, что сотрудники при регистрации указывают свое место работы. Директор коммуникационной группы PRT Ирина Филенко считает регистрацию в социальной сети и указание места работы своего рода самопиаром компании, даже визитной карточкой в интернете.
Другие же считают, что упоминание компании в таких ресурсах портит имидж компании. Анна Овчаренко работает личным помощником крупного бизнесмена, депутата облсовета. «Когда он увидел, что я зарегистрировалась на сайте Odnoklassniki, заставил удалить страницу. Сказал — несолидно. Меня его партнеры знают, я бываю с ним на официальных встречах и своими домашними фотографиями в сети, по его мнению, могу испортить репутацию»,— рассказала госпожа Овчаренко.
Впрочем, это крайние меры, и компании далеко не всегда имеют ресурс, чтобы отслеживать своих сотрудников в сети. «То, что сотрудник, регистрируясь в социальных сетях, указывает место работы — очень спорный момент. Но в любом случае любой компании очень тяжело будет отследить такую информацию и потом заставить сотрудника изменить или удалить эту информацию»,— считает Леонид Кондратенко.
Утренний заряд энергии
Руководитель IT-департамента холдинга Unitrade Group Виталий Ковальчук отмечает, что они относятся к социальным сетям вполне лояльно. «ICQ в нашей компании — полноценный инструмент рабочих коммуникаций наряду с телефонами и электронной почтой. Это позволяет существенно экономить время при решении внутренних текущих вопросов. Что касается ограничения доступа к отдельным интернет-ресурсам, то сюда традиционно входят сайты с повышенной вирусоопасностью (порносайты и развлекательные ресурсы), с возможностью скачивания музыкальных и видеофайлов, чтобы не снижать скорость работы в сети для других сотрудников»,— говорит господин Ковальчук.
Ирина Филенко придерживается другого мнения. «Ограничений к интернет-ресурсам у сотрудников нашей компании нет, так как это абсолютно неоправданный метод воспитания»,— считает директор PRT. По ее мнению, система мотивации должна быть построена на стимулирующих факторах, которые дисциплинируют коллектив: «Например, ICQ — очень удобный и доступный способ общения по делу, нашим сотрудникам просто в голову не приходит тратить драгоценное время на пустые разговоры. Если кто-то найдет свободную минутку, чтобы прочитать новости, скажем, шоу-бизнеса, это только расширит его кругозор».
Менеджер по подбору и развитию персонала компании «Славутич» (Carlsberg Group) Анна Улитич отмечает, что в компании открыт доступ ко всем социальным сетям. «Так или иначе, они будут пользоваться такими сетями. Если идти путем запретов, то сотрудники почувствуют себя ущемленными и будут тратить часть времени на обходные пути. Зачем? Эффективнее ставить цели и контролировать успешность их достижения, а вот планирование времени и приоритетность задач пусть каждый выставляет себе сам. Ограничен доступ только для скачивания информации — музыки, фильмов, клипов»,— рассказала госпожа Улитич.
По словам старшего партнера юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Романа Марченко, их сотрудники имеют доступ ко всем внешним виртуальным ресурсам, включая ICQ и т.п., но их использование мониторится. «Когда в виртуальных сетях сотрудники оставляют информацию о себе, это также не является проблемой. То, что информация о человеке открыта, не является негативом для фирмы. Скорее наоборот — мы гордимся своими сотрудниками. А то, что кого-то могут переманить конкуренты,— это проблема не интернета»,— считает юрист.
Используем по назначению
Максим Немеш, гендиректор социальной сети для профессионалов Profeo:
— В большинстве компаний закрывают не все подряд сети, а только некоторые. Во многих банках закрывают по очереди каждый из сервисов, как только количество сотрудников и время их пребывания в сети возрастают. Чаще всего под табу попадают Odnoklassniki и Vkontakte. Также на решение относительно доступа к той или иной сети может повлиять отношение к ней руководства. Например, мне известно, что в одной ликеро-водочной компании закрыт доступ к сетям Vkontakte и LinkedIn, в то время как Odnoklassniki и Profeo открыты для пользования. Очень странное решение, особенно если учесть, что в Odnoklassniki сидит почти весь офис, а в LinkedIn зарегистрировано не более 10 работников компании.
Ирина Филенко, директор коммуникационной группы PRT:
— Социальные сети открыли новый вид коммуникаций между людьми, профессиональными группами. Очевидным является быстрый доступ к нужной аудитории, оперативный поиск ответов на вопросы, обмен опытом с коллегами. В итоге повышение профессионализма происходит значительно эффективней и быстрее. Даже просмотр рекламных приколов на YouTube помогает в поддержании креативного мышления. Вот, например, Odnoklassniki. Действительно, был период слишком высокой активности на сайте в рабочее время. Но был и позитивный рабочий эффект, были найдены старые знакомые, которые за это время сделали карьеру, появились новые связи и возможности у компании. Не говоря об эмоциональном подъеме, позитивных эмоциях, которые увеличили производительность труда.
Олеся ОСТАФИЕВА, «Экономические Известия»