G-news

Понедельник, 20-е Мая 2019
20:24:46

В последнее время становится очевидно, что в Украине будут в ближайшее время развиваться только те новые стандарты беспроводной связи и скоростной передачи данных, которые уже существуют на рынке некоторое время. Стандарты связи, такие как UMTS, на которые делают ставки, в том числе и многие лидеры рынка, по-видимому, не смогут получить пока широкого распространения ввиду постоянных пертурбаций в области национального регулирования рынка и нерационального распределения радиочастотного ресурса.

 

Конкурсы на радиочастоты, предназначенные под связь нового поколения (в диапазоне 2ГГц три полосы по 30-35 МГц каждая), в очередной раз на грани срыва. Министерство обороны после трех лет раздумий решило, что частоты армии еще пригодятся, если не нашей, то натовской. В результате в выигрыше может оказаться такой стандарт связи, как CDMA. Операторы, работающие в нем, сейчас активно наращивают сетевые возможности, и время для этого вполне подходящее. Для них открывается особенно интересная перспектива на рынке беспроводной передачи данных. Речь лишь в том, смогут ли небольшие CDMA-операторы использовать вовремя появившиеся у них преимущества и удастся ли им за короткое время культивировать почти незанятый рынок. Перед ними сейчас открыт вопрос: делать ли упор на голосовые услуги и продолжать конкурировать в этом сегменте с GSM-гигантами или углубиться в просторы интернета. Первое выглядит менее привлекательным, учитывая особенности нашего рынка: доход с клиента, взятого в отдельности, невелик, но, учитывая тот факт, что у мобильщиков содержатся миллионные абонентские базы и затраты на сеть, маркетинг, персонал в сравнении с Европой еще не так внушительны, им пока выгодно работать с низкими тарифами и все равно получать на выходе высокую маржу. Здесь сидиэмэйщикам не нажиться, хотя свою незначительную долю рынка они все равно, конечно, удерживают. Стоит ли CDMA-бизнесу за нее воевать, или просто-напросто сделать голос допуслугой?

 

Беспроводная нехватка

 

На нашем ИТ-рынке, начиная с прошлого года, становится отчетливо заметен некий дисбаланс между двумя его связанными между собой сегментами. Речь идет о рынке мобильных ПК, главным образом ноутбуков, и совершенно новом, но популярном сегменте рынка услуг скоростного беспроводного доступа в интернет. По прогнозам аналитиков Unitrade, в этом году будет продано около 750 тыс. ноутбуков, в прошлом году продажи составили около 500 тыс., в 2006 г. — примерно 275 тыс. единиц. В общем и целом можно сказать, что за три года парк ноутбуков возрастет примерно на 1,525 млн. полноценных мобильных компьютеров. По статистике, где-то 90% купленных стационарных ПК рано или поздно подключаются к интернету. Ноутбук можно подключить к сети, и работать в ней как с помощью фиксированной связи, так и с помощью мобильной. Учитывая его портативность, гораздо целесообразнее сделать второе. Если считать только часть рынка мобильного беспроводного доступа в сеть с использованием ноутбуков (не коммуникаторов и телефонов), то можно сказать, что этот сегмент успел за последнее время набрать в лучшем случае не больше нескольких сотен тысяч клиентов, которые более или менее регулярно используют беспроводное подключение. Остальные проданные лэптопы ждут своего мобильного подключения или лежат на рабочем столе, подключенные к проводу или через Wi-Fi.

 

Сегмент рынка мобильного беспроводного доступа через портативный ПК за последний год сформировали главным образом три украинских оператора, два из которых — CDMA-компании: это «Телесистемы Украины» (PEOPLEnet, подконтрольный Вадиму Шульману, бизнесмену, близкому к группе «Приват»), «МТС-Коннект» и Utel «Укртелеком» (единственный в стране использует технологию UMTS). 65-70% трафика PEOPLEnet — это интернет. Этот показатель компания давала еще перед апгрейдом сети в столице. Очевидно, он мог за это время еще подтянуться. «МТС-Коннект» обслуживает сейчас, по данным «i», примерно 30 тыс. абонентов; Utel, по данным iKS Consulting, на конец июля набрал 35 тыс. человек. По данным «i», большая часть трафика здесь опять-таки приходится не на голос, а на интернет. На этом рынок скоростного мобильного интернет-доступа пока заканчивается. Другие небольшие операторы, в частности, оставшиеся несколько сидиэмэйщиков, только начинают прощупывать почву мобильного доступа к сети. Небольшим довеском к рынку могут в этом году также стать первые операторы мобильного WiMax, которые уже на выходе. Кто знает, может, в ближайшем будущем сегмент скоростного интернет-доступа и будет разделен между WiMax и CDMA при незначительной доли UMTS.

 

«Интертелеком» надавит на контент

 

В течение первого полугодия почти все CDMA-операторы апгрейдили свои сети до EV-DO Revision A. В начале апреля 2008 г. «Интертелеком» (подконтрольный приднестровским бизнесменам Виктору Гушану и Илье Казмали, руководителям группы «Шериф») запустил EV-DO Rev.А, увеличив скорость передачи данных в сети в режиме download до 3,1 Мб/с (maximum), в режиме upload — до 1,8 Мб/с (maximum). «Интертелеком» как был, так и остается самым загадочным из всех операторов. Наверное, это связано с тем, что его руководство находится в Одессе и приезжает всего раз-два в год поделиться с киевской общественностью тем, что происходит в компании и какие цели предстоит достичь. Все же недавно у гендиректора «Интертелекома» Бориса Акулова удалось выведать, какие у компании ближайшие планы. По-видимому, господин Акулов также заметил массу незанятых сегментов на рынке беспроводной скоростной передачи данных и решил уже в этом месяце начать использовать некоторые из них. Он рассказал, что сейчас компания готовит запуск мобильного ТВ и IP-радио. Борис Акулов, видно, решил не ограничиваться только сугубо интернет-доступом, а выжать из модернизированной сети все, что возможно. По его словам, очень большое внимание будет уделяться контент-составляющей проектов. Решение, в принципе, интересное. Деятельность оператора связи в основном заключается в транспорте трафика. Но в поисках новых денег компании все чаще обращают внимание на то, что это за трафик и как его подороже продать. Здесь обычно и вспоминают о контенте. Впрочем, «Интертелекому», очевидно, предстоит преодолеть трудности, с которыми рано или поздно столкнутся все наши телекомщики. «Где взять много качественного и недорого доступного контента?»— на этот вопрос не каждый может найти ответ. Еще один не менее важный и риторический пока вопрос: «Кому он будет нужен и для чего?».

 

PEOPLEnet ищет новых людей

 

PEOPLEnet сейчас также апгрейдит сеть до Rev.А. Новый стандарт связи уже работает в 15 городах, в том числе и в Киеве. Стоит отметить, что, кроме столицы, Rev.А. не запущен компанией в остальных городах-миллионниках, которые, как известно, могли бы стать одними из основных рынков скоростного интернета. Компания сообщает, что со временем Rev.А. будет доступен и в других городах. PEOPLEnet за полтора года своего существования удалось набрать более 200 тыс. клиентов. Эта группа людей и есть сейчас основной составляющей целевой аудитории рынка беспроводного скоростного доступа. В в планах компании до конца года подключить еще 100 тыс. абонентов. «Есть тенденция, что часть скоростного мобильного интернета будет возрастать, поскольку голосовые услуги в нашей сети — дополнительные»,— подчеркивает глава компании Олег Большешапов. Он отмечает, что у компании также есть возможности запуска мобильного ТВ. «В том списке, который сейчас компания отрабатывает, нет IP-радио, но IP-телевидение рассматривается как возможный продукт. Пока мы анализируем, насколько это рентабельно и интересно. Поэтому я пока не могу назвать точных сроков запуска данной услуги»,— уточняет господин Большешапов.

 

ITC задержалась

 

CDMA-оператор ITC (TM «CDMA Украина», инвестор — Игорь Еремеев, контролирует группу компаний «Континиум») сейчас, похоже, больше уделяет внимание консолидации своих активов, чем апгрейду сети до уровня конкурентов. Rev.A у компании пока не появился, хотя и должен был еще в первой половине года. Такие выводы можно сделать, исходя из последних сообщений ее топ-менеджеров. Как заявил директор по стратегическому развитию ITC Михаил Чобанян, перенос запуска модернизированной сети отчасти связан с тем, что немного сместились сроки по сделке с «Велтон.Телеком». Руководство компании первоочередным определило именно этот вопрос. Как у «Интертелекома», так и у ITC основную часть трафика, похоже, составляет голосовой трафик, а не передача данных. Будут ли эти две компании менять свою стратегию,— этот вопрос пока остается открытым.

 

МТС пропустила купательный сезон

 

МТС в этом году строит свою CDMA-сеть (применяется исключительного для беспроводного скоростного интернет-доступа и передачи данных) весьма активно. В то же время не обошлось без некоторых временных проволочек и у этой компании. Так, на основных крымских курортах сеть была запущена уже ближе к концу лета, в то время как основную часть денег на ней можно зарабатывать преимущественно в пору отпусков, когда люди едут на юг и прихватывают с собой свои портативные компьютеры.

 

UTEL испробовал все

 

И, наконец, первый и единственный оператор UMTS-связи UTEL, по результатам первого полугодия, заметно поменял свою стратегию набора клиентов. Копания, по-видимому, также решила зарабатывать основные деньги на интернет-доступе. Прорекламированные в конце прошлого и начале этого года видеозвонки так и не нашли свою клиентскую аудиторию. Культуры видеообщаться на улице по громкой связи, держа у себя перед носом телефон, в нашей стране, как, собственно, и в других странах мира, пока нет. Обыкновенные голосовые звонки UTEL даже при занижении их стоимости на фиксированную сеть и обратно также не могут стать драйвером роста дохода и набора абонентов на и без того уже перегретом голосовом мобильном рынке.

 

UTEL очень амбициозно ставит перед собой очень непростые задачи на конец года. Абонентская база должна составить более 200 тыс. человек. Хотя не все, видно, идет пока гладко. «Темпы подключения растут драматически, потому что стандарт новый, и потребители еще не разобрались, насколько он выгодно отличается от других стандартов»,— подчеркивает Игорь Сиротенко, зампредправления ОАО «Укртелеком» по вопросам маркетинга и продаже услуг.

 

По большому счету, если все вышеперечисленные компании выполнят свои планы по подключению в этом году, то это будет все равно далеко даже не миллион подключенных к мобильной сети ноутбуков. А если учесть, что в следующем году портативных ПК должно быть продано значительно больше, чем в этом, то можно спрогнозировать, что отсутствие запущенных скоростных сетей у ведущих мобильных операторов станет критическим, так как сравнительно небольшие компании могут просто не справляться какое-то время с быстро растущим спросом.

 

Станислав Юрасов, «Экономические Известия»

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Дайджест СМИ Мобильная диспропорция