Украинские мобильные операторы не желают снижать стоимость роуминга для своих абонентов. Пользователи мобильной связи ищут альтернативы. И находят.
Прошлогоднее снижение стоимости звонков в роуминге внутри ЕС вызвало возмущение европейских мобильных операторов, однако сделало мобильные услуги для путешествующих европейцев более доступными. Минута исходящего звонка подешевела до ?0,46, а входящего – до ?0,22. В среднем цены на услугу снизились на 60%.
Такое удешевление разговоров за рубежом украинцам в ближайшее время не грозит: отечественные операторы упорно держат высокую планку стоимости роуминга. Например, минута звонка из той же Германии домой обойдется абоненту «Киев стара» в 8 грн., а клиенту МТС в 10,5 грн.
Международная выручка
Нежелание операторов уменьшать тарифы на роуминг вполне объяснимо – заграничные разговоры абонентов приносят компаниям существенную прибыль. По оценке директора по маркетингу и продажам индивидуального сегмента life:) Озджана Эрмиша, в структуре доходов данная услуга в среднем занимает около 6‑8%. В МТС эта доля составляет 10%. Исходя из этого только за семь месяцев текущего года мобильные операторы выручили на роуминге от 1 до 1,6 млрд. грн.
Однако в структуре прибыли операторов доля услуги гораздо больше, ведь ее рентабельность значительно выше звонков внутри страны. По словам консультанта компании Netton Романа Химича, себестоимость минуты звонка из-за границы не превышает $0,1–0,12. Остальные же деньги операторы – партнеры по роумингу делят между собой.
Высокие тарифы компании объясняют тем, что сами вынуждены платить по ставкам, предложенным партнерами по услуге. «На своих абонентах мы практически не зарабатываем», – утверждает начальник отдела роуминга МТС-Украина Татьяна Машнина. Зато, по ее словам, компания зарабатывает на иностранцах, пользующихся роумингом МТС.
Такая круговая порука вполне выгодна операторам, поскольку приносит миллионы. Эрмиш объем украинского рынка роуминга оценивает в $60 млн. Другие называют цифры побольше. По мнению коммерческого директора компании «ГудЛайн» Николая Башуткина, объем украинского рынка данной услуги составляет около $300 млн.
Прибалтийский номер
Компания, в которой работает Башуткин, зарабатывает на продаже дешевого роуминга. Точнее, так называемых туристических SIM-карточек, благодаря которым заграничные разговоры стоят в разы меньше, чем у отечественных мобильных операторов. Например, исходящий звонок в Германии обойдется клиенту «Гудлайна» в $0,6, почти в три раза дешевле, чем у «Киевстара» или МТС. А входящие звонки вообще бесплатны.
Если говорить о столь популярной у наших соотечественников Турции, то здесь разница еще больше. У МТС все звонки по 16 грн. за минуту, у «Киевстара» входящий звонок стоит 10 грн./мин., исходящий – 15 грн. В то же время украинские пользователи турсимок могут звонить на родину по 2,6–3,1 грн., а принимать звонки бесплатно.
Таким низким тарифам потребители обязаны технологии USSD Callback, позволяющей переводить исходящие звонки во входящие. Правда, она несет и некоторые неудобства. Например, после набора номера приходится подождать входящего вызова. Другое неудобство – это использование неукраинского номера. Как правило, в Украине продавцы турсимок предоставляют мобильные номера стран Балтии, поскольку фактически являются агентами компаний, обладающих патентом на USSD Callback. А они размещены в Латвии или Эстонии. Поэтому звонки из Украины друзьям за рубеж стоят, как в Балтии.
Продавать туристические симки в Украине выгодно. Только через SIM-карты от «ГудЛайн», занимающей на этом рынке 30%, проходит $1–2 млн. в год. Помимо нее, продажами дешевого роуминга занимаются еще три компании. Одна из них – туристический оператор TezTour, который даже запустил своего виртуального оператора TezGSM.
Пока доля украинского рынка роуминга у продавцов турсимок небольшая. По оценке Башуткина, она составляет около 1–2%. Конкуренты считают, что данная цифра занижена. «Около 20% роумеров используют туристические SIM-карты», – говорит Эрмиш из «Астелита». В УБЕТЕХ, торгующей под брендом Simtravel, считают, что доля еще больше. «Около 20 человек из 100 выезжающих за рубеж покупают в турагентствах турсимки, еще 5% постоянно ими пользуются в командировках», – говорит один из топ-менеджеров компании.
Несмотря на столь различные оценки, популярность туристических SIM-карт продолжит расти по мере информированности туристов, убеждены продавцы. «Рынок турсимок появился всего год-полтора назад, но он будет расти на 20% ежегодно. Все-таки около 70% граждан пока не знают об этом – с проблемой роуминга они сталкиваются, только выезжая за рубеж. Рынок очень перспективный, поскольку даже туроператор им занялся…» – говорят в руководстве УБЕТЕХ.
Абоненты хотят дорого
Учитывая перспективность USSD Callback, данную технологию решил использовать и «Астелит», запустив услугу «Роминг life:)». В компании считают, что внедрение таких услуг позволит привлечь пользователя к использованию роуминга своего оператора. «Не нужно искать и изучать какие-либо дополнительные возможности, покупать дополнительную карту», – объясняет Эрмиш.
Правда, остальные компании пока не проявляют интереса к удешевлению данной услуги, объясняя это тем, что их абоненты предпочитают платить больше. В таком случае, по мнению операторов, конкуренция в этом сегменте им не грозит. «Оборотной стороной демократичной цены туристических SIM-карт является не всегда адекватное качество услуг и другие неудобства. А для абонентов, пользующихся роумингом относительно регулярно, главным фактором является качество. Поэтому мы не рассматриваем продавцов туристических SIM-карт в качестве конкурентов», говорят в МТС.
Поэтому внедрение «Астелитом» услуги дешевого роуминга – исключение, которое, по мнению экспертов, просуществует недолго. «life:) использует данный элемент для увеличения своей доли на рынке мобильной связи. Когда она расширится, они снимут свое предложение, чтобы тоже хорошо зарабатывать на роуминге. Для них это наподобие расходов на рекламу», – предполагает Башуткин. «Рынок не заинтересован в таком направлении, потому что у всех упадут роуминговые доходы. С точки зрения развития сети, снижать цены на все услуги не перспективно», – резюмирует директор по маркетингу Beeline Антон Володькин.
Виталий Жданов, «Газета 24»