G-news

Среда, 22-е Мая 2019
20:19:07

Многие отечественные ИТ-компании столкнулись сегодня с тем, что спрос на персонал в несколько раз превышает предложение на рынке. Наиболее сильно от этого страдают фирмы, оказывающие ИТ-услуги, и растущие телеком-операторы. В то же время в Украине по мере развития телекоммуникационного бизнеса, начинают появляться компании, где штат более или менее укомплектован. В результате соискателям все сложнее получить должность в таких структурах, так как вакансий становится все меньше.

 

В таких структурах уже не создаются массово рабочие места, а идет конкурс на замещение после того, как кто-то покидает компанию или уходит на пенсию. Но так как большая часть предприятий — это все же активно растущие бизнесы, которые постоянно расширяют штат, открывают новые департаменты и подразделения, то потребность в людях только растет. А с кадрами, как выяснилось, в стране напряженка. И дело не только в том, что катастрофически не хватает квалифицированных ИТ-кадров, но и в том, что на работу сейчас начинает устраиваться поколение, появившееся на свет в конце 80-х — начале 90-х. А это время, которое известно нам не только как начало экономического кризиса, но и как резкое ухудшение демографической ситуации в стране. Ввиду вышеперечисленных кадровых сложностей многим проще пригласить профи из-за границы. Это касается как специалистов в своей области, так и опытных топ-менеджеров.

 

Кому хватает, и кого нет

 

Компании со сформировавшимся штатом — это компании со сформировавшимся бизнесом. К таким на нашем рынке можно отнести лидера рынка мобильной связи «Киевстар». «Наша абонентская база стабилизировалась, поэтому естественно, что прирост численности персонала компании уже не такой интенсивный. При текучке, зафиксированной в прошлом году на отметке в 5,6%, я могу сказать, что в целом команда «Киевстар» является сформировавшейся»,— отмечает директор по персоналу и развитию организации «Киевстар» Елена Кропивянская. Впрочем, она подчеркивает, что компания никогда не прекращает поиски амбициозных и целеустремленных кандидатов. А вот основной конкурент «Киевстара» на мобильном рынке, компания «МТС-Украина», очевидно еще не совсем насытилась кадрами и жаждет, если можно так сказать, «свежей крови», которой не очень-то и много. «Не только мы, но и вся телекоммуникационная отрасль больше всего испытывает потребность в технических специалистах: программистах, разработчиках и менеджерах ИT-проектов»,— подчеркивает директор по человеческим ресурсам «МТС-Украина» Наталья Береза. По ее словам, к дефицитным специальностям также можно отнести маркетологов (особенно в области сегментного маркетинга) и специалистов по налогообложению с опытом работы с международными системами отчетности (т.е. персонал, обладающий набором достаточно редких в Украине, но востребованных сегодня знаний). Все же, как считает госпожа Береза, наиболее дефицитной на протяжении уже нескольких лет является сфера информационных технологий. Это связано с тем, что такие отрасли, как телекоммуникации, ИT, банковский бизнес, страхование, продолжают активно развиваться. На рынок выходят новые компании, соответственно растет спрос на специалистов. «Также нельзя не отметить демографическую ситуацию. Несмотря на то, что в последние несколько лет негативный рост населения страны затормозился, рынок труда по-прежнему испытывает последствия 20-15-летней давности: ведь сегодня к активной деятельности приходит как раз немногочисленное поколение 90-х. Совокупность этих факторов и определяет спрос, который превышает предложение»,— резюмирует она.

 

Наверное, наиболее острую нехватку профессионалов испытывают ИТ-компании, специализирующиеся на продаже оборудования и ИТ-услугах. Как отмечает директор по персоналу компании «АМИ» Наталья Заславская, в данный момент среди ИT-специалистов особо востребованы профессионалы в области продаж, внедрения корпоративных информационных систем, программирования и обеспечения безопасности. «Растущая компьютеризация бизнеса и распространение интернет-технологий вызвали большой интерес к специалистам по системам защиты информации. Однако сегодня найти профессионалов в этой области достаточно трудно. Также можно отметить нехватку профессионалов-аналитиков и консультантов с глубокими знаниями в различных предметных областях»,— делится с «i» госпожа Заславская опытом рекрутинга.

 

Поэтому «АМИ» часто берет молодых людей, способных вырасти в высококлассных специалистов. В этом случае компания готова ждать.

 

Экспатские возможности

 

Оказалось, что украинским телеком-компаниям иногда проще «заказать» экспата из-за границы, чем переманивать кого-то из отечественной конкурентной структуры. Так, МТС, например, не занимается целенаправленным переманиванием специалистов из других компаний. «Если мы заинтересованы в уникальном специалисте уровня начальника департамента, то скорее пригласим на работу экспата, чем будем переманивать у конкурентов. Сейчас мы рассматриваем несколько кандидатов из Евросоюза на должность руководителя одного из департаментов»,— говорит госпожа Береза. Впрочем, в «Киевстаре» «охота на умные головы», активно ведется и в нашей стране. «Руководствуясь потребностями бизнеса, мы определяем желаемый профиль кандидата. Если такого человека в нашей базе нет, а, как правило, профессионалы высокого уровня редко находятся в свободном поиске работы, мы прибегаем к такому методу подбора персонала, как хедхантинг»,— говорит госпожа Кропивянская.

 

Почему пригашают иностранных топов

 

Пожалуй, одна из самых острых кадровых проблем, которая ощущается на рынке телекома и ИТ, это нехватка профессиональных управленцев. Зачастую многие компании приглашают топ-менеджеров из других стран, так как сама компания имеет не украинские корни.

 Поэтому им проще поставить «своего» менеджера на должность главы компании. Так делают россияне: компания «Вымпелком» (Beeline) недавно поставила во главе своей здешней дочки — «Украинских радиосистем» — Александра Баринова. То же самое делает и МТС. Сейчас на должности гендиректора этой компании Андрей Дубовсков, который ранее возглавлял российское подразделение МТС на Урале. У турков аналогичная стратегия: компанию «Астелит» (life:)), где Turkcell мажоритарный акционер, возглавляет Тансу Еэн, который ранее был топ-менеджером в Microsoft и Hewlett Packard в Турции. Кстати, стоит отметить, что россияне в последнее время регулярно меняют руководителей своих украинских компаний. Так, Александр Баринов сменил на посту Евгения Малиновского, который в течение полугода исполнял обязанности гендиректора УРС после ухода с поста россиянина Сергея Миронова. Последнего управляющая компания направила обратно в Россию заниматься 3G-проектом на Дальний Восток в конце прошлого года. Но господин Миронов, как оказалось, долго не стал засиживаться на родине, ушел из «Вымпелкома» и вернулся снова в Украину, возглавив новый WiMax-проект «ММДС-Украина». Андрей Дубовсков работает на своем посту в «МТС-Украина» с начала этого года, он сменил другого россиянина Павла Павловского, который возглавлял тогда еще UMC менее одного года. Регулярная смена управляющего компании — это отдельная стратегия некоторых крупных корпораций. Каждый топ таким образом выполняет определенную возложенную на него задачу, после чего, чтобы не засиживался, переводится в другой регион делать похожую работу, для выполнения которой у него уже накопился опыт. Подобных управленцев называют обычно кризис-менеджерами, которые, стоит отметить, не всегда должны вывести компанию из какого-то кризиса. Они могут просто выполнять определенную временную функцию в том или ином подразделении в области, где они являются, так сказать, мастерами своего дела. Пример подобной специализации: менеджер, который приходит на пост главы компании перед ее продажей. Это может быть вполне успешная компания, не обязательно убыточная. Задача такого управленца, образно говоря, завернуть предприятие в красивую обертку, для того, чтобы получилась конфетка.

Другой вопрос: всегда ли справится заграничный топ с управлением компанией в условиях национальных особенностей нашего рынка. В первую очередь речь идет о непрозрачности отношений в самих компаниях, между игроками рынка и с государством. Оказалось, «проколы» бывают довольно часто. Причем обычно тяжело понять — настоящий ли это «прокол» или просто удачно найденный крайний. Приведем в пример несколько грустных историй, произошедших совсем недавно. Израильский топ-менеджмент ЗАО «Телесистемы Украины» (ТМ PEOPLEnet, подконтрольный бизнесмену, близкому к группе «Приват», Вадиму Шульману), состоявший из гендиректора Цвики Пакулы и из двух его заместителей, проработал у нас всего полгода. Некоторое говорили, что его изначально приглашали как временную команду. Но из наблюдательного совета компании приходили и другие версии ухода/увольнения управленцев: якобы израильтяне работали не на полную катушку, улетали на родину каждые выходные, что несовместимо с ведением бизнеса в сфере мобильной связи, когда топы должны работать 24/7. Почти в это же время, т.е. в начале этого года, случилась еще одна кадровая история, получившая, правда, гораздо меньшую огласку. Так, в начале весны этого года компанию «Фарлеп-Инвест» (подконтрольную СКМ) покинул ее гендиректор бельгиец Стан Аббелоос. Причины его ухода не были до конца ясны. Впрочем, впоследствии ходили разговоры, что Аббелоос был якобы отстранен из-за появившихся у него разногласий с акционерами. Однако это всего лишь одна из версий случившегося. И, наконец, напоследок можно сказать, что многие компании уже сейчас предпочитают управленцев-украинцев управленцам-экспатам. «Руководителей мы растим в своих стенах и реже привлекаем со стороны — это политика компании, которой мы придерживаемся»,— резюмирует Ольга Мельник, руководитель HR-службы «Украинских радиосистем».

 

Как менялись топ-менеджеры в «Украинских радиосистемах» (2005-2008 гг.)

 

Сергей Миронов возглавлял в 2005-2007 гг. Украинские радиосистемы. До приезда в Украину он занимал должность регионального директора Приволжского региона «Вымпелкома».

 

Евгений Малиновский с 2007 по 2008 гг. в должности заместителя регионального директора ОАО «Вымпелком» руководил организацией коммерческой деятельности в 11 субъектах РФ Приволжского региона. С декабря 2005 г. — замдиректора в ЗАО «УРС».

 

Александр Баринов в начале лета 2008 г. назначен на должность управляющего объединения компаний УРС и «Голден Телеком». До этого занимал должность вице-президента OAO «Депо Компьютерс» (Россия).

 

Как менялись топ-менеджеры в «МТС-Украина» (2005-2008 гг.)

 

Адам Вояцки до 2001 г. занимал должность директора по маркетингу и продажам Era GSM (Польша). Потом пришел в МТС. Пост генерального директора компании занял в октябре 2005-го. Покинул в апреле 2007 г.

 

Павел Павловский с 2005 г. был главой департамента по управлению зарубежными дочерними предприятиями МТС. В 2006 г. стал вице-президентом по работе с зарубежными компаниями МТС. «МТС-Украина» он возглавил весной 2007 г.

 

Андрей Дубовсков возглавляет «МТС-Украина» с февраля 2008 г. В 2006-2007 гг. был директором макро региона Мобильные ТелеСистемы «Урал».

 

Станислав Юрасов, «Экономические Известия»

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Дайджест СМИ Кадровая недостаточность