G-news

Четверг, 21-е Марта 2019
20:16:05

Многолетняя мечта совладельцев сети сотовых салонов "Евросеть" Евгения Чичваркина и Тимура Артемьева продать этот хиреющий бизнес наконец осуществилась. Вчера "Евросеть" официально подтвердила факт полной продажи предпринимателю Александру Мамуту за неназванную сумму. Основные активы Мамута лежат вне телекоммуникационной сферы, и можно не сомневаться, что вскоре он перепродаст "Евросеть". Точно так же он поступил с "Корбиной", купив эту компанию, а затем перепродав ее "Голден Телекому" и "ВымпелКому".

 

Де-юре сделка выглядела так. Кипрский оффшор A&NN Capital Management Fund Ltd., принадлежащий Мамуту, купил 100% акций другой оффшорной структуры - Morefront Holdings Ltd., также зарегистрированной на Кипре. Владельцами Morefront Holdings в долях 50/50 были Чичваркин и Артемьев, а единственным активом этого оффшора являются 100% акций нидерландской компании Euroset Holding N.V., которая, в свою очередь, контролирует 99,99% уставного капитала российского ООО "Торговый дом "Евросеть". Последней компании принадлежит 100%-ные пакеты акций 29 "дочек" в России и СНГ - от ООО "Евросеть Мос1" или ООО "Евросеть Хабаровск" до ТОО "Евросеть Казахстан" и ООО "Евросеть Грузия".

 

К продаже бизнеса Евгения Чичваркина и Тимура Артемьева подтолкнуло насыщение российского рынка сотовой связи: еще несколько лет назад "Евросеть" получала большие доходы в виде комиссий от сотовых операторов за подключение новых подписчиков. Но в последний год прирост абонентской базы мобильных сетей в России почти прекратился - по данным J'son & Partners, к осени 2008 г. количество активных SIM-карт в стране достигло 177 млн, что означает уровень проникновения сотовой связи до 125%.

 

Наступление такой патовой ситуации просчитывалось еще несколько лет назад, и "Евросеть" едва ли не активнее всех остальных дилеров отчаянно искала возможности замещения падающих объемов продаж сотовых контрактов и мобильных телефонов. В отличие от конкурентов, большинство из которых ограничились приемом платежей и продажей цифровой электроники, "Евросеть" предпринимала усилия в разных направлениях, но все ее начинания окончились провалом.

 

В частности, "Евросеть" пыталась продавать в сотовых салонах полисы ОСАГО и билеты на театрально-концертные мероприятия, вынашивала планы торговли железнодорожными и аваибилетами, и даже попыталась реализовать свой контентный проект. Суть последнего заключалась в установке в собственных магазинах специальных терминалов, через которые можно закачать в мобильный телефон различный контент (мелодии заставки, игры). Расчет делался на то, что далеко не все абоненты способны самостоятельно закачивать контент на мобильные телефоны и на то, что салоны "Евросети" находятся для многих пользователей в "шаговой" доступности. Однако контентный проект "Евросети" с треском провалился два раза подряд - с двумя командами менеджеров.

 

С помпой презентованный в начале 2007 г. проект по продаже в салонах "Евросети" полисов ОСАГО также потерпел фиаско. Бывший президент "Евросети" Элдар Разроев объяснял крах с той же уверенностью, с которой за год до этого уверял всех в грядущем успехе. "Дело в том, что ОСАГО требует определенной подготовленности рынка. Наши магазины заточены под коробочные решения, а ОСАГО - такая вещь, которая по-прежнему требует консультаций, поэтому ОСАГО само работать не будет. Тема не забыта, но она требует определенного подхода, пока нам не до этого", - говорил Элдар Разроев в интервью порталу ComNews.

 

"Евросеть" не смогла достичь положительного результата и в более "профильном" проекте - по продаже ноутбуков как составляющей "мобильного офиса" (наряду с сотовым телефоном). "Мы первыми начали продвигать цифровую технику, - говорил Элдар Разроев. - Мы видим границы диверсификации во всем, что можно назвать портативным и цифровым. Ноутбуки у нас уже есть. Там произойдет революция, когда появятся ноутбуки по цене $350-400 c Wi-Fi". В ожидании появления этого чуда "Евросеть" тихо откатилась назад и почти прекратила продажу портативных компьютеров.

 

Но самым крупным ударом по самолюбию и финансовому положению "Евросети" стал несостоявшийся проект по началу работы в роли виртуального мобильного оператора (Mobile Virtual Network Operator, MVNO). Такое намерение "Евросеть" высказала публично еще в 2004 г. Как и в ситуации с ОСАГО или мобильным контентом, расчет делался на большой масштаб собственной сети, через которую легко продавать контракты и принимать платежи. Однако превратиться в виртуального оператора "Евросеть" так и не смогла. "Евросеть" в течение нескольких лет кормила рынок обещаниями, что "вот-вот" завершит переговоры о работе в качестве MVNO на сетях операторов "Скай Линк", "МегаФон", МТС и "ВымпелКом", однако договоренностей так и не возникло. Все, чего смогла добиться Евросеть" в попытках стать виртуальным оператором - подписания договора с аутсайдером российского национального сотового рынка - поволжской группой СМАРТС (это произошло летом 2005 г.). На сети СМАРТСа "Евросеть" организовала бутафорского MVNO: она просто продает услуги СМАРТС, но за счет программирования SIM-карты на экране мобильного телефона в качестве имени оператора загорается слово Euroset.

 

В итоге "Евросеть" откатилась на исходные позиции, сохранив в качестве основного бизнеса продажу средств связи. Но и тут ее ждали болезненные удары. После шумного выхода на рынки стран Балтии и двухлетней работы "Евросеть" в июне 2008 г. была вынуждена полностью свернуть бизнес в Литве, Латвии и Эстонии, закрыв там 68 торговых точек. Сдачу прибалтийских позиций Евгений Чичваркин объяснил "плохой макроэкономической ситуацией в странах прибалтийского региона". Однако на деле причиной фиаско стали иные рыночные реалии: в странах Балтии основу сотовой розницу составляют магазины, принадлежащие мобильным операторам (такая же ситуация - в большинстве стран Европы).

 

Все это и подтолкнуло совладельцев "Евросети" к продаже бизнеса. Продать его весьма непросто: у всех крупных сотовых дилеров нет значимых активов. Все магазины они арендуют, а товар на складах чаще всего получен на условиях товарного кредита. Бренд тоже ничего не стоит, если вспомнить, что главными претендентами на покупку крупнейших дилерских сетей были российские сотовые операторы. У "Евросети" в нематериальных активах числится еще товарный знак "Чувствомер", с первоначальной стоимостью 50 тыс. рублей (да и тот уже амортизирован на 9 тыс. рублей, если верить отчету компании за II квартал 2008 г.). Поэтому все, что есть ценного в дилерах - существующие каналы сбыта и финансовые потоки.

 

Долгое время по рынку ходили слухи о том, что покупкой "Евросети" интересуется МТС. Основной акционер этой операторской компании - АФК "Система" - в лице ее основного совладельца Владимира Евтушенкова даже публично подтвердил такой интерес. Но неожиданно покупателем "Евросети" стал Александр Мамут, бизнесы которого лежат вдали от телекома. Его основные активы - неконтрольные пакеты акций ОАО "Полиметалл" (производитель золота и серебра) и сети книжных магазинов "Букбери", а также 60% книгоиздательской фирмы "Азбука-Аттикус". Есть у Мамута активы и в сфере логистики: 100% долей ООО "ЮниТранс Логистик" и акции "Международного логистического партнерства). На паях с олигархом Виктором Вексельбергом Мамуту подконтрольны курьерская фирма "СПСР-экспресс", продуктовые розничные сети "Холидей Классик" и Spar.

 

В марте 2006 г. Александр Мамут и принадлежащая Виктору Вексельбергу Renova Capital за $146 млн купили 100% акций группы "Корбина Телеком", а в декабре того же года бизнесмены договорились с "Голден Телеком" о переуступке ему 51% акций "Корбины". За это Мамут и Вексельберг получили $10 млн наличными и 8% акций Golden Telecom Inc. (рыночная цена которых составляла $160 млн). В июне 2008 г. Мамут и Вексельберг заработали еще $404 млн, продав оставшиеся 49% акций "Корбины" компании "ВымпелКом".

 

После вступления Мамута в права владения "Евросетью" Евгений Чичваркин сохранит в ней пост председателя совета директоров. Другой бывший совладелец "Евросети" - Тимур Артемьев - покидает сотовый ритейл. Как сообщила пресс-служба "Евросети", Артемьев полтора года назад создал компанию, работающую в области биотехнологий: она занимается разработкой лекарства от старости. "За полтора года компания добилась успехов - модельные механизмы, а именно черви, которые называются нематоды, стали жить на 20% дольше. Дальше эксперименты продолжатся на мышах и свиньях. Тимур собирается полностью посвятить себя науке, так как наука, по его словам, более понятное для него занятие", - сообщила порталу ComNews пресс-служба "Евросети".

 

Можно ни секунды не сомневаться, что и в случае с "Евросетью" Александр Мамут выступает в роли временного владельца. И спорить можно лишь о том, действовал ли Мамут в сделке по "Евросети" от имени заказчика (допустим, той же МТС), либо в его замысел входит распродажа этого розничного актива по частям. Более правдоподобной версией кажется мне вторая. Едва ли кому-то из сотовых операторов нужны сразу все магазины "Евросети" (а их только в России 4365 штук). Вся "большая тройка" давно располагает внутренними розничными активами, и едва ли МТС, "МегаФон" или "Билайн" захочет получить все торговые точки "Евроети" чохом. Зато Мамут получает возможность скомпоновать привлекательные для каждого из участников big three лоты, заработав в итоге больше, чем он отдал Чичваркину и Артемьеву.

 

Но все равно часть магазинов "Евросеть", по всей видимости, не будет востребована. Российские сотовые операторы имеют центры продаж и обслуживания в количестве, достаточном для пересыщенного рынка. У "МегаФона" их 115, у "Билайна" - 116, а у МТС - 320. Тем более что конкуренты продаются недорого. Вчера сеть "Цифроград" сообщила о том, что разместила допэмиссию на сумму $16,7 млн, причем в размещении приняли участие и новые инвесторы (у "Цифрограда" сейчас 1451 магазинов). Поэтому если Александр Мамут действительно отдал за "Евросеть" те деньги, которые называет пресса ($400 млн без учета долга, который составляет еще $850 млн), он может столкнуться с проблемой возврата вложенного, не говоря уже о получении прибыли. Тогда Мамуту останется тешить себя "Чувствомером".

 

Леонид КоникComNews

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Дайджест СМИ Цена чувствомера