G-news

Воскресенье, 21-е Июля 2019
16:10:23

В июле Google договорилась о покупке за $140 млн у Rambler 100% компании "Бегун", продавца контекстной рекламы в интернете. Стороны планировали завершить ее до конца сентября. После этого на главной странице Rambler, на долю которой приходится 9% поисковых запросов рунета, должен был разместиться поиск Google и появиться ее логотип. Общая доля Rambler и Google в поисковых запросах достигла бы 30% (против 56% у "Яндекса", данные Liveinternet).

 

Rambler 1 октября показала новый вариант своей главной страницы, но поисковая строка на ней осталась прежней. А сделка так и не одобрена. Представитель ФАС сказал "Ведомостям", что рассмотрение ходатайства Google перенесено на 22 октября. Прежнее рассмотрение было 22 сентября, но ведомству потребовались новые документы. Какие именно, в ФАС не сообщают, но представитель ведомства заверил, что никаких проблем со сделкой нет. ФАС просто необходимо знать все детали: кто бенефициар, каковы последствия для рынка, объяснил он. В то же время в сентябре сотрудник ФАС уверял корреспондента "Ведомостей", что сделка близка к одобрению. Представитель Rambler Александр Ковалев ситуацию не комментирует. Директор по связям с общественностью российской Google Алла Забровская говорит, что о переносе рассмотрения ей не известно: "Мы предоставили ФАС все документы и ждем решения". Гендиректор "Бегуна" Алексей Басов уверен, что в итоге сделка будет одобрена, поскольку она полезна и компании, и рынку.

 

"Эта история приобрела политический оттенок", - считает источник, близкий к "Бегуну". Летом менеджер медийной компании рассказывал "Ведомостям", что администрация президента недовольна сделкой и предлагает акционеру Rambler ("Проф-медиа" Владимира Потанина) ее отменить. Кремль интересуется сделкой, подтвердил на прошлой неделе близкий к Rambler источник.

 

Но на прошлой неделе свое недовольство продажей российской компании американской Google выразил премьер-министр Владимир Путин, дал понять источник, знакомый с менеджментом Rambler. Гендиректор "Проф-медиа" Рафаэль Акопов не стал это комментировать, заметив, что "Проф-медиа" - не сторона сделки и не заявитель в ФАС. Ведомство (ФАС) выполняет функции в рамках своей компетенции, никакой специальной политической установки по этому поводу дано не было, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. А источник в Кремле добавляет: на уровне президента этот вопрос не рассматривался.

 

Ранее высокопоставленный чиновник рассказывал: государство считает крупные интернет-компании значимыми информационными ресурсами. Речь шла, в частности, о "Яндексе", которому государство ищет "понятного соинвестора". "Яндекс" договорился о продаже 10% Алишеру Усманову, но сделки еще нет, сообщил источник в окружении Усманова. О ситуации с Google он не знает. "Бегун" - главный конкурент "Яндекса" на рынке контекстной рекламы, его доля - 20,2% (у "Яндекса" - 64%). В I квартале 2008 г. "Бегун" обеспечил треть консолидированной выручки Rambler - $7,5 млн. По словам источника в окружении Потанина, по условиям договора Rambler должна получать от Google 18% от продаж контекстной рекламы на своем сайте, а после роста доходов - 12%.

 

Google не раскрывает доходы в России. По оценке iContext, поисковик заработал здесь в 2007 г. $10 млн (5% рынка). В мире у Google 75% рынка контекстной рекламы. Объем этого российского рынка в 2007 г. - $210 млн (оценка Mindshare Interaction).

 

Как в Китае

 

Власти КНР не пускали Google в страну до 2005 г. и ей пришлось ввести цензурные ограничения на сайте www.google.cn, объяснял основатель Google Сергей Брин. В 2006 г. была запущена местная версия - google.cn, не пропускавшая в результате поиска цензурированные сайты. Под цензурирование попали и китайские версии сайтов Yahoo! и Microsoft, последняя в 2006 г. грозилась уйти из Китая, но работает там до сих пор. "Международная амнистия" обвинила и Google, и Yahoo!, и Microsoft в том, что они способствуют подавлению свободы слова в Китае.
 
Google - интернет-компания. Владелец крупнейшего в мире поисковика, оказывает услуги электронной почты (Gmail), владеет сервисами Google Maps, Google Desktop, YouTube, Picasa и др. Выручка (2007 г.) - $4,2 млрд. Чистая прибыль - $16,6 млрд. Капитализация - $127,6 млрд.

"Бегун" - продавец контекстной рекламы. Основан в 2002 г. Акционеры - Rambler Media (50,1%), инвесткомпания "Финам"  (49,9%). Выручка (2007 г., с учетом НДС) - $42,4 млн. Рентабельность по EBIT (операционная прибыль до выплаты процентов по займам и налогов; 2007 г.) - 17%.

 

Анастасия Голицина, Ведомости