Кампания еще не началась, а политики уже готовятся спамить киевлян. К телефонной агитации, говорят политтехнологи, прибегают маленькие партии. От политиков не отстают и продавцы пылесосов, чая, а также интернет-провайдеры. Правда, эффективность такой рекламы – не более 5%.
«Это было накануне внеочередных выборов в Киевсовет. Мне позвонили и стали навязчиво расспрашивать, пойду ли я на выборы, за кого буду голосовать, как отношусь к Турчинову, Черновецкому, Кличко, Горбалю. Девушка сказала, что их компания проводит соцопрос. Затем она назвала какого-то кандидата в мэры – хоть убей, не помню кого. Спросила, готова ли я проголосовать за этого человека? Почему не готова? В конце концов, мне все это надоело, и я положила трубку», – рассказала «24» парикмахер Инна Грекова. Женщина подозревает, что ее пытались сагитировать, но не успели.
15% можно переубедить
Политический спам в Киеве становится все более популярным. «Эта технология работает во всей Европе. Я и сам ее однажды использовал, и она дала результат», – признался «24» политтехнолог Дмитрий Выдрин. По его словам, к телефонной агитации прибегают в основном маленькие партии, которые не могут позволить себе рекламу по телевизору. «Конечно, эффективность телерекламы – процентов 70%. То есть именно столько потенциальных избирателей ее могут увидеть и запомнить. Тогда как спам охватит максимум 5% людей. А насколько он может зацепить избирателя – зависит от креатива. К сожалению, у нас в стране еще очень мало людей, способных облечь партийный лозунг в остроумную SMSку», – говорит Выдрин. При этом он уверен: спам все равно действует, ведь это такая же реклама, как и любая другая.
Павел Фролов, завлабораторией Института социальной и политической психологии, с этим солидарен. Говорит, что в свое время их организация делала опрос и выяснила, что большинство украинцев готовы выслушивать предложения политиков по телефону.
«Другое дело, что на сегодняшний день больше 70% избирателей уже определились со своими политическими симпатиями, еще 10% выступают категорически против всех и 10% принципиально не ходят на выборы. То есть остается всего 10%, которых можно в чем-то убедить или переубедить. Любопытно, что когда после выборов 2006 года мы задавали людям вопрос, повлияла ли на них политическая реклама, около 15% ответили «да», – рассказывает Фролов.
Турчинова достали спамом
Политтехнолог Тарас Березовец, который на внеочередных выборах мэра Киева, работал на БЮТ, уверен: на этих выборах некоторые областные штабы прибегнут к телефонному спаму. Другое дело, что, по мнению Березовца, эта технология эффективна, скорее, как антипиар. «Например, вам звонят в 6 утра и просят отдать голос за того или иного человека. Вам это наверняка не очень понравится», – говорит политтехнолог. Он божится, что сам никогда не прибегал к подобной технологии, а вот политики, которых Березовец консультировал, с подобной проблемой сталкивались. «Я помню случаи, когда спамеры работали против Партии регионов и социалистов. А на выборах мэра Киева похожую технологию использовали и против Александра Турчинова (он был кандидатом в мэры Киева. – «24»)», – говорит он. Правда, тогда спамеры звонили не в дома киевлян, а на предприятия столицы и предупреждали о приезде Турчинова. Люди готовились, а сам кандидат, ясное дело, в оговоренное время не являлся.
Досталось от телефонного антипиара и блоку Черновецкого. По крайней мере, Алла Шлапак, сопредседатель блока, заявила, что киевлянам звонят поздно вечером и приглашают прийти на встречу с Леонидом Михайловичем. И тут же добавила, что все это происки оппонентов, ведь их политическая сила никогда бы не стала беспокоить горожан после 22.00.
Ого. Они обзвонили пол-Киева
Производители товаров и услуг, напротив, готовы звонить киевлянам в любое время дня и ночи. Жителям столицы предлагают купить чай, который выводит шлаки, омолодиться в салоне красоты, взять выгодный кредит в группе «Кредит центр». Даже государственная компания «Укртелеком» и та спамит. «За последний месяц мы дозвонились 40% киевлян и рассказали им о новых возможностях интернета «ОГО», – похвасталась «24» сотрудница киевского городского филиала компании, не пожелавшая представиться. По словам девушки, они считают пиар по телефону очень эффективным.
Киевляне от такой рекламы, напротив, не в восторге. «Мне позвонили в 7 утра, – возмущается студентка Леся Пархоменко. – Хотели подсунуть чудо техники – пылесос, которому под силу все и даже больше, как они мне сказали. Просили, чтобы я назвала свой адрес, мол, они приедут мне диван чистить», – продолжает Пархоменко. Она до сих пор не может понять, откуда человек на том конце провода знал ее имя и кто дал предпринимателям ее номер телефона.
А вот преподаватель Елена Бречак догадывается, как спамеры узнали ее контакты. «Однажды я оформляла договор в компании «Киевстар», и меня там записали не Бречак, а Брегак. Через три месяца мне пришло письмо на имя Елены Брегак от совершенно другой компании. Откуда они взяли мой адрес, и почему та же ошибка в фамилии?»
В самой компании «Киевстар» признают: утечка информации у них действительно была, но давно. Сейчас здесь внедрили специальную систему защиты, а кроме того, каждый сотрудник, имеющий доступ к базе клиентов, отвечает за нее головой. Он несет уголовную ответственность за какую-либо утечку информации.
Впрочем, маркетолог Руслан Балицкий сомневается, что с торговлей базами данных можно бороться. Говорит, если вы оформляете кредит в банке, участвуете в акциях супермаркета или просто оставляете где-то свои контакты – вы уже потенциальная жертва спамеров. Ведь спрос на номера телефонов киевлян огромный.
Мы можем звонить ночью
Корреспонденты «24» и сами решили заказать рекламу по телефону. В Киеве этим занимается множество call-центров и рекламных агентств. «Наша фирма производит детекторы лжи, мы хотим выяснить, как киевляне относятся к этому продукту», – позвонили мы в компанию «Оки-Токи». «Это не проблема, – ответили на том конце провода, ничуть не удивившись специфичности нашего товара. – На протяжении месяца мы обзвоним тысячу киевлян и зададим им три вопроса относительно полиграфов. Разговор будет длиться всего 30 секунд. Вам это обойдется в $500». «А у вас есть телефоны, чтобы прозванивать горожан, потому что у нас, если честно, нет пока базы клиентов?» – поинтересовались мы. «Базы данных – это не проблема. Мы возьмем их у наших партнеров. Только вам за это придется доплатить – еще $500». Как похвастались в компании, работают они круглосуточно, а потому могут предлагать детекторы лжи даже ночью, если, конечно, мы захотим.
Обзвонив несколько call-центров, «24» выяснила, что телефонный спам, который затронет тысячу киевлян, обойдется в $1-3 тыс. Все будет зависеть от длительности беседы и сложности темы – скажем, расспросить киевлян о конфетах стоит дешевле, чем узнать об их политических предпочтениях.
Киевлянам же остается только смириться. Роман Марченко, юрист фирмы «Ильяшев и Партнеры», говорит, что можно, конечно, подать в суд и потребовать компенсацию за моральный ущерб, но на это уйдут годы. Проще – положить трубку.
Как бороться с телефонными спамерами
1. Попросите звонящего внятно назвать свое имя, фамилию, затем название фирмы, Ф. И. О. старшего менеджера и контактный телефон.
Попросите также подождать у аппарата, пока вы сходите за бумагой и ручкой. Не удивляйтесь, если после этого трубку молча повесят.
2. Если звонящий называет вам сотовый телефон начальства – это тоже повод задуматься. У солидных фирм, проводящих маркетинговые исследования, должны быть «нормальные» (то есть проводные) телефоны.
3. Получив эти данные, попросите у звонящего номер его телефона и скажите, что уточните у начальства, действительно ли проводится такой опрос, и потом перезвоните сами. Если и здесь начнутся запинки, невинным тоном спросите, почему вашего собеседника это удивило.
Анастасия Рафал, «24», Анна Горобец, «24»