G-news

Среда, 27-е Марта 2019
00:58:21

Мировой кризис не обошел стороной и Украину, что заставило бизнес пересматривать планы развития на следующий год. Усложнение процедуры выдачи кредитов и рост процентных ставок снижают рентабельность телекоммуникационных компаний. Но несмотря на мировой финансовый кризис, операторы в большинстве своем настроены оптимистично. Такая уверенность вызвана тем, что компании развиваются в основном за счет собственных средств и инвестиций акционеров.

 

Мобильные операторы

 

Телекоммуникационный рынок в Украине является одним из наиболее динамично развивающихся – он генерирует порядка 6% ВВП (по итогам 2007 года). По данным Государственного комитета статистики Украины, за первые восемь месяцев этого года доходы от предоставления услуг (без учета почтовой связи) составили 28 млрд 867 млн грн. При этом доходы мобильных операторов (включая GSM и CDMA-операторов) составили 19 млрд 536 млн грн.

 

Повышение кредитных ставок стало неприятным сюрпризом для имеющих довольно прочные позиции украинских операторов. «В свои финансовые модели мы закладывали ставку в 12%, а в результате кризиса финансовые институты в панике поднимают процент до эффективной ставки в 15%»,– говорит генеральный директор компании IТС (TM CDMA Ukraine) Андрей Логвин. В то же время, по его словам, проблем с получением кредитов у компании сейчас нет. «Кризис не коснулся каких-то отдельных сегментов экономики, а задел всю систему в целом. Но телекоммуникации, пищевая и нефтяная промышленность – это секторы экономики, которые всегда будут пользоваться спросом,– уверен господин Логвин.– На сегодняшний день мы имеем рост доходов, стабильный прирост абонентской базы – и это наш самый сильный аргумент в переговорах с банками. Поэтому единственная проблема, которая есть на сегодняшний день,– это рост процентной ставки».

 

И. о. гендиректора компании «Телесистемы Украины» (ТМ PEOPLEnet) Олег Большешапов также отмечает, что сейчас получение кредитов не является проблемой. «На данный момент PEOPLEnet развивается за счет собственных средств, и у компании нет проблем, связанных с кредитованием. Что касается получения кредитов в общем, то обычно мы проходим такую же процедуру, как и другие участники финансового рынка»,– говорит господин Большешапов.

 

Диверсификация позволяет телекоммуникационным компаниям не попасть под машину финансового кризиса. «Есть три основных источника финансирования для развития нашего бизнеса: в первую очередь это акционерный капитал, во вторую – товарные кредиты поставщиков, в третью – банковские кредиты, доля которых в финансировании нашего бизнеса не превышает 30%»,– отмечает Андрей Логвин. В IТС подчеркивают, что долгосрочные проекты были профинансированы до начала кризиса.

 

Компании GSM-сегмента, как и CDMA-операторов, финансовые потрясения также не затронули напрямую. Компании развиваются за счет собственных средств или же рассчитывают на деньги акционеров. «В настоящее время, а также на протяжении последних двух лет развитие оператора ´Киевстар´ на 100% осуществляется за счет собственных средств. Компания не берет кредиты. Последние заемные средства ´Киевстар´ привлекал за счет еврооблигаций в 2005 году»,– рассказывает финансовый директор компании «Киевстар» Эндрю Симмонс.

 

В МТС также целиком полагаются на собственные силы, а не на заемные средства. «Мы с такими проблемами (получение кредитов в банках.–Ъ-Телеком) не сталкиваемся. Поскольку компания поддерживает минимальный уровень долга, заемные возможности МТС в настоящее время ничем не ограничены,– говорит финансовый директор ´МТС-Украина´ Марк Бурден.– Но в целом можно отметить, что нынешнее состояние рынка увеличивает стоимость заимствований и, следовательно, расходов по обслуживанию кредитов для любой компании».

 

Аналогичную финансовую политику проводят и в компании «Астелит» (ТМ life:)). «Мы осуществляем финансирование своего развития за счет наших акционеров и на данном этапе не привлекаем кредиты»,– говорит руководитель PR-департамента «Астелита» Оксана Рудюк.

 

По мнению господина Бурдена, негативных тенденций на украинском рынке мобильной связи пока не наблюдается и говорить о возможных изменениях рано, так как последствия финансового кризиса до конца не ясны. «Сегодня никто не может с точностью оценить размеры кризиса и его влияние на различные отрасли экономики, в том числе на рынок телекоммуникаций»,– считает он.

 

Впрочем, хотя кризис и не повлиял на мобильных операторов напрямую, следует ожидать косвенного воздействия. Стоимость банковских кредитов – не единственный фактор, который может оказывать давление на рынок. Необходимо учитывать также уровень потребительского спроса на услуги связи.

 

«Динамика развития телекоммуникационных компаний напрямую зависит от объема потребления услуг мобильной связи украинскими абонентами. Поэтому экономическая ситуация может повлиять на телекоммуникационные компании опосредованно – через снижение или увеличение потребительских способностей покупателя»,– отмечает Эндрю Симмонс.

 

Эту точку зрения разделяет эксперт консалтинговой компании Netton Роман Химич. «Нужно смотреть, как изменится поведение массового потребителя при экономическом кризисе. В ближайшее время значительная часть населения столкнется с уменьшением реальных доходов. И в этих условиях они должны будут пересматривать структуру расходов. Вопрос номер один: будут ли они экономить на связи, и на каких ее видах?» – отмечает господин Химич. По его мнению, потребители могут уменьшить свои расходы на интернет, выбирая менее дорогие тарифные планы с меньшим объемом трафика. «Возможно, произойдет отказ части пользователей от безлимитных мобильных пакетов»,– добавляет он.

 

Еще одним результатом уменьшения покупательной способности населения станут изменения на рынке абонентского оборудования. «Если люди будут покупать телефоны, то не такие дорогие. То же самое касается ноутбуков и других абонентских устройств»,– считает Роман Химич.

В то же время в «Астелите» не разделяют эти опасения, считая, что в 2009 году развитие и рост телекоммуникационной отрасли продолжится, так как существует потенциал в части привлечения новых абонентов и развития дополнительных услуг. «Мировой финансовый кризис может повлиять на динамику роста рынка, но не остановить его. Более того, мы надеемся, что следующий год станет годом внедрения технологии третьего поколения основными мобильными игроками рынка, что потребует крупных инвестиций со стороны операторов»,– отметила Оксана Рудюк.

 

В свою очередь, в ITC выдвигают собственную теорию и считают, что абоненты, наоборот, будут больше звонить. «Телекоммуникационные услуги являются неотъемлемой частью жизни каждого человека, поэтому кризис не должен оказать существенного влияния на телеком. Более того, если рассматривать энергетический кризис, подорожание нефти и, соответственно, бензина, то можно говорить, что стиль жизни людей вскоре будет меняться. Люди станут меньше ездить и, соответственно, больше звонить»,– предполагает Андрей Логвин.

 

В целом, несмотря на неблагоприятную рыночную конъюнктуру, мобильные операторы полны решимости развиваться дальше, утверждая, что экономический кризис не повлиял на их планы. «Группе МТС хватает денег и на операционную, и на инвестиционную деятельность, поэтому на наши планы кризис не повлиял»,– подчеркивает Марк Бурден.

 

«Мировой экономический кризис прямого влияния на бизнес нашей компании не оказывает. При этом мы вне зависимости от состояния мирового финансового рынка ежеквартально корректируем свои планы с учетом развития украинского телекоммуникационного рынка»,– отмечает Эндрю Симмонс.

 

В «Астелите», в свою очередь, планируют продолжить расширение сети и повышение ее емкости. «Если говорить о наших планах, то они предполагают крупные инвестиции в расширение сети и повышение ее емкости, а также в новые услуги и технологии, в том числе в развитие связи третьего поколения, если конкурс на лицензию состоится»,– говорит Оксана Рудюк.

 

Операторы передачи данных

 

В сегменте передачи данных последствия кризиса проявляются более остро, хотя крупные компании пока чувствуют себя более или менее уверенно. В то же время игроки рынка отмечают, что получать кредиты становится все труднее. «Трудности при получении кредита увеличивались с каждым кварталом на протяжении последних двух лет – то есть такая ситуация сложилась еще до финансового кризиса. С приходом западных банков требования значительно ужесточились,– говорит генеральный директор компании ´Датагруп´ Александр Данченко.– Пока мы получаем кредиты и являемся одной из немногих компаний, кому это удается, но это достаточно тяжелый процесс. Помимо высоких процентных ставок ужесточилась сама процедура. Кроме того, растет процент отказов по кредитам». Подобным образом оценивают ситуацию и в компании «Воля-Кабель». «Особых проблем мы пока не ощущаем, хотя процедура явно усложнилась»,– отмечает руководитель отдела PR интернет-оператора «Воля-Кабель» Алина Сигда.

 

По оценке специалистов «Датагруп», уже в декабре этого года получить кредит будет невозможно. Сама же компания в 2009 году не планирует привлекать заемные средства банков. «Не следует также забывать, что вследствие выборов ситуация еще больше ухудшится, и о кредитах даже не придется говорить»,– подчеркивает Александр Данченко. Вместе с тем, по его словам, несмотря на сложившуюся ситуацию, компания планирует увеличить динамику роста.

 

В свою очередь, в компании «Воля-Кабель» больше обеспокоены поведением потребителей. «Мы как раз сейчас находимся в процессе корректировки планов на 2009 год, связанных с необходимостью учета происходящих изменений, в том числе с оглядкой на возможные риски. Мы ожидаем изменения потребительских предпочтений и поведения»,– говорит Алина Сигда.

 

Таким образом, крупные провайдеры услуг передачи данных планируют сконцентрироваться на оптимизации затрат и развитии доходных проектов, сведя к минимуму возможные риски. «Экономический кризис приведет к росту себестоимости услуг. Соответственно, будут приняты меры по оптимизации затрат, включающие, в частности, уход от затратных технологий»,– отмечают в компании «Воля-Кабель».

 

«Мы смотрим в будущее с оптимизмом – но это если говорить о перспективе на два года, потому что 2009-й будет очень плохим. Необходимо сконцентрироваться на доходных проектах, избегая рисковых, чтобы компания к концу кризиса стала сильнее, чем до него»,– заявил Александр Данченко.

 

Дмитрий Костюк, «КоммерсантЪ Украина»