G-news

Суббота, 25-е Мая 2019
22:29:24

Процесс глобализации пока не стер границы между сетями операторов. Особенно остро это чувствуют украинские пользователи сотовой связи: сейчас стоимость услуги роуминга в 10-15 раз превышает внутренние тарифы. При этом украинские операторы настаивают на экономической обоснованности тарифов и не планируют по примеру компаний из стран Евросоюза их снижать.

 

Роуминг между операторами связи имел место еще в сетях первого поколения – D-AMPS и NMT. Однако эта услуга получила широкое развитие с распространением GSM, поскольку возможность ее автоматической реализации была одной из ключевых при создании стандарта. На сегодняшний день украинские операторы связи могут похвастаться внушительным количеством роуминг-партнеров по всему миру. Нормы Всемирной GSM-ассоциации предполагают заключение весьма структурированных договоров между операторами, а также содействие в разработке стандартов интеграции сетей со стороны созданного в 2000 году GSM Global Roaming Forum.

 

Благодаря активным действиям сегодня «Киевстар» и «МТС-Украина» могут позволить своим абонентам находиться на связи практически во всех странах мира, а вышедшие на рынок несколько позже «Астелит» (ТМ life:)) и «Украинские радиосистемы» (УРС; ТМ Beeline) стремительно их догоняют.

 

Однако количество пользователей роуминга у разных украинских операторов все еще существенно отличается. Так, по словам начальника департамента роуминга «МТС-Украина» Татьяны Машниной, за рубежом связью пользуются около четверти абонентов компании. По словам же директора по маркетингу УРС Антона Володькина, доля активных пользователей роуминга составляет 7%. Учитывая существенную разницу в количестве абонентов двух операторов (по данным, на начало сентября у «МТС-Украина» – 18,598 млн человек, УРС – 2,366 млн человек), можно сделать вывод, что при поездках за границу граждане Украины предпочитают того оператора, который дольше присутствует на рынке.

Серьезным фактором, ограничивающим использование роуминга, является его высокая стоимость по сравнению со связью внутри сети оператора. Абоненты, привыкшие к одним из самых дешевых в Европе расценкам на мобильную телефонию, будучи за рубежом, неохотно платят по тарифам, в 10-15 раз превышающим внутренние.

 

Проблема дороговизны роуминга актуальна для всех стран мира, и вопрос «тайного сговора» довольно часто поднимается в кругах специалистов. Так, консультант компании Netton Роман Химич утверждает, что себестоимость минуты звонка из-за границы не превышает $0,10-0,12. Остальные деньги, по его данным, операторы–партнеры по роумингу делят между собой.

 

В прошлом году руководство Евросоюза изрядно взбудоражило всех европейских операторов, обязав их значительно снизить цены на роуминг (в среднем на 60%), определив максимальный тариф на уровне 0,46 евро для исходящих звонков и 0,22 евро для входящих. Следует отметить, что в Европе доля доходов от роуминга в структуре выручки операторов колеблется от 8% до 15%, у российской МТС – на уровне около 16% (по итогам 2007 года), у украинских операторов – от 6% до 10%.

 

Однако как украинцев, так и россиян упомянутое снижение цен особо не коснулось – директива Еврокомиссии относилась исключительно к Европе. Первый серьезный шаг по снижению тарифов этим летом накануне открытия сезона отпусков предпринял «Астелит», введя дополнительную услугу «Роуминг life:)». Она была реализована на базе технологии USSD callback, столь популярной у становящихся потенциальными конкурентами мобильных операторов в сегменте роуминг-услуг туристических операторов.

 

Как турист туристу

 

Идею предоставлять помимо путевки возможность разговаривать по телефону можно было бы считать еще одним элементом системы all inclusive, если бы не заманчиво низкие тарифы – как минимум в четыре-пять раз дешевле, чем у мобильных операторов. Технология USSD callback позволяет, отправив соответствующий запрос, переводить исходящие звонки во входящие, являющиеся более дешевыми или вообще бесплатными. Наиболее популярными среди туркомпаний обладателями патентов на данную технологию являются операторы из балтийских стран – соответственно, выдаваемые клиентам SIM-карты, получившие устойчивое наименование «туристические», имеют эстонские либо латвийские номера.

 

«На сегодняшний день около 20% выезжающих туристов пользуются ´туристическими´ SIM-картами. И еще около 5% тех, кто использует их в командировках. При этом спрос на такие карточки растет приблизительно на 20% в год»,– говорит генеральный представитель виртуального оператора TezGSM, созданного российской туристической компанией TezTour, Аркадий Маслов.

 

«Говорить о статистике продаж в Украине тяжело, потому что человек может купить SIM-карту в России или Египте»,– отмечают в компании «Убетех», работающей под брэндом Simtravel. Тем не менее туристические SIM-карты становятся весьма популярными в Украине, «рискуя» стать серьезной помехой для традиционного роуминга. Впрочем, большинство операторов склонны это отрицать. «Со стороны роуминга, существенного влияния ´туристических´ пакетов не наблюдается»,– утверждает Татьяна Машнина.

 

«Предложения, которые делают абонентам туроператоры, не всегда настолько выгодны, как кажется на первый взгляд,– поясняет Антон Володькин.– Во-первых, тарифы часто непостоянны и могут меняться в зависимости от сезона. Во-вторых, набор номера из другой страны по такой карте представляет собой callback, что может сказаться на удобстве пользования и качестве связи. В-третьих, иностранный номер может вызывать сложности у тех, кто будет общаться с купившим SIM-карту туроператора абонентом, ведь позвонить на номер, принадлежащий другой стране, не всегда дешево и просто. Тарифы, которые предлагаются туроператорами, также не всегда бывают меньше, чем у ´родного´ оператора».

 

Осторожное отношение к туроператорам может быть вызвано и тем, что у них пока нет устоявшейся репутации, и, соответственно, их качество связи не вызывает доверия. «На 95% качество связи зависит от того, в каком операторе регистрируешься. Качество может быть чуть хуже, однако особых проблем мы не замечали»,– приводят свои контраргументы в компании «Убетех».

 

Под знаком качества

 

Борьба за качество связи давно уже стала притчей во языцех на рынке сотовой связи. Не реже, чем раз в квартал, один из украинских «мобильщиков» выпускает пресс-релиз об очередной оптимизационной системе, результатах мониторинга и т.п. Услуги роуминга редко попадали под действие подобных программ. Один из методов проверки качества заключался в пересылке SIM-карты зарубежному оператору-партнеру и расчете на объективность при проверке ее работы в собственной же сети. В этом году «МТС-Украина» подключилась к системе GlobalRoamer, оборудование для проведения тестирования качества связи которой установлено в 80 странах мира и работает более чем в 230 сетях мобильной связи. Система позволяет проверить, все ли службы доступны находящимся в роуминге по всему миру клиентам. С помощью технологии Keynote SIGOS SIM Multiplexing SIM-карты виртуально передаются на удаленные испытательные станции в другие страны, где выполняется передача реальных голосовых вызовов, SMS и данных. Таким образом можно быстро протестировать множество профилей пользователей по всему миру без необходимости отправки SIM-карты в места удаленного тестирования.

 

Результаты проведенной «МТС-Украина» проверки во многом подтвердили тезис о том, что определяющую роль в качестве роуминг-услуг играет добросовестность партнеров. Так, по данным компании, в сети одного из швейцарских операторов нельзя было послать более половины SMS, ни разу не удалось дозвониться (за месяц) в сетях двух операторов в Греции и Египте. В целом же результаты тестирования более чем утешительны: успешно пройдены 85-90% тестов на качество передачи голоса, 90-95% тестов на отправку–прием SMS-сообщений, 75-80% на прием MMS-сообщений из Украины, 90-95% тестов по передаче информации с помощью мобильного интернета (WAP/GPRS).

 

Подобной системой, проводящей мониторинг качества роуминг-услуг в режиме реального времени, пользуются и в компании «Киевстар», всерьез заинтересовался перспективой внедрения технологии и «Астелит».

 

Один против всех

 

Внедрив распространенную систему контроля качества в сочетании с введенными этим летом тарифами, «Астелит» может закрепиться на рынке в качестве «роумингового оператора». В компании не отрицают, что так же, как и многие другие, этот шаг по снижению стоимости услуги был не столько подарком действующим абонентам, сколько попыткой заманить в свои сети новых. Интересным для анализа является не только размер тарифов оператора, но и зональность их применения. Для простоты «Астелит» ввел лишь две тарифные зоны: первая включает в себя полюбившиеся туристам Египет и Турцию, а также страны Европы (стоимость исходящих звонков 2 грн/мин.), вторая – еще 190 государств и территорий, включая Россию и страны СНГ (4 грн/мин.). Такая территориальная разбивка весьма отличается от применяемой украинскими операторами, да и самим «Астелитом» при использовании им традиционного роуминга. Наиболее дешевой зоной роуминга считаются страны СНГ, затем Европы, а тарифы для стран Азии и Америки могут быть более или менее дешевыми относительно друг друга в зависимости от оператора. Кроме того, «МТС-Украина» и УРС предлагают дополнительные льготные условия для роуминга в сетях материнских компаний – российских МТС и «Вымпелкоме».

 

Предлагаемая «Астелитом» зональность, скорее всего, вызвана спецификой работы технологии, однако, несомненно, подчеркивает туристическую направленность предложения. Остальные же операторы указывают на важность использования роуминга их абонентами для деловых поездок и не прочат долгую жизнь услуге «Роуминг life:)».

 

Многие эксперты и игроки рынка уверены в том, что низкие тарифы – временный ход для привлечения абонентов, и оператор не сможет устоять перед искушением зарабатывать «как все». Поэтому от других украинских «мобильщиков» подобных шагов не ожидают. «Рынок не заинтересован в таком направлении, потому что у всех упадут роуминговые доходы. С точки зрения развития сети, снижать цены на все услуги неперспективно»,– говорит Антон Володькин.

 

С обратной стороны

 

Отдельный нюанс роуминга – пользование услугами в сетях украинских операторов. Ситуация с территориальной принадлежностью абонентов, регистрирующихся в украинских сетях, в принципе, аналогична вышеописанной, большая их часть – из стран СНГ. В связи с наличием в Украине «дочек» двух российских компаний в их сетях регистрируются, соответственно, абоненты «МТС» и «Вымпелкома», основываясь на общей политике льготных тарифов для группы. Однако уже не первый год в летний период именно эти два оператора запускают в Украине внутренние тарифные предложения на простых условиях предоплаты, ориентированные именно на курортников из России. Тариф «МТС-Турист» предоставлял в этом году возможность звонить на номера МТС в России и Узбекистане за 0,5 грн/мин., а «Отдыхай-2008» от УРС предусматривал стоимость звонков на все номера в РФ по 0,25 грн/мин., начиная со второй (за первую минуту – 0,75 грн).

 

При этом стоимость льготного роуминга для абонентов российского «Вымпелкома» в сетях УРС составляет 17,9 руб. за первую минуту и 8,95 руб. за последующие, а для абонентов российской МТС в сетях «МТС-Украина» стоимость исходящих звонков составляет 25 руб. за минуту (официальный курс центробанка России – 26 руб. за $1).

 

Сравнив указанные цены, легко сделать вывод о политике российских операторов и их украинских «дочек». Весомая часть российских туристов, отдыхающих летом в Украине, имеют более низкую платежеспособность, чем их соотечественники, выезжающие в Турцию или Египет, и менее охотно пользуются роумингом, пусть даже и по сниженным ценам. Однако операторы на основе лояльности своих абонентов к брэнду предлагают им альтернативный способ тратить свои кровные при звонках на родину, тем самым не допуская выхода денег за пределы группы.

 

За ценой не постоим

 

Проблема стоимости роуминг-услуг остается главным фактором, ограничивающим их использование. Тем не менее операторы продолжают настаивать на обоснованности тарифов и невозможности их снижения. «Международный тариф при входящем звонке формируется так: IOT (международный операторский тариф), плюс тариф на перемаршрутизацию звонка из родной сети в зарубежную, плюс клиринг (состоящий из дата-клиринга, проверки правильности тарификации и финансового клиринга, затрат на формирование счетов и установление документальных финансовых связей-отчетностей с партнерами-операторами), плюс сигналинг (плата за линию связи между операторами), плюс маржинальность (не более 5-10% надбавки от основной стоимости)»,– раскрывает принципы формирования стоимости Антон Володькин, подчеркивая, что рентабельность этих услуг для оператора невысока. «Тарифы формируются так, чтобы покрыть затраты оператора на эксплуатацию услуги и на оплату услуг партеров. Я не считаю тарифы на роуминг высокими»,– разделяет его мнение Татьяна Машнина.

 

Таким образом, украинским абонентам придется смириться с нынешней стоимостью услуг либо сэкономить, использовав описанные альтернативы: брать в дорогу «туристические» SIM-карты или покупать пакеты местных операторов. Ситуация, аналогичная той, которая сложилась в странах ЕС, в Украине вряд ли возможна – роуминг не входит в перечень так называемых общедоступных телекоммуникационных услуг, и тарифы на него не могут регулироваться государством. Тем не менее именно государственное вмешательство видится многими наиболее эффективным способом регулирования сложившейся ситуации.

 

«А чем роуминг отличается от базовых услуг? Это те же услуги, только предоставляемые в специфических условиях. Телекоммуникационный рынок, в частности рынок мобильной связи,– низкоконкурентный, отличающийся ограниченным доступом и ограниченным ресурсом. Имеющиеся на нем возможности для злоупотреблений, для каких-либо закулисных договоренностей прямо указывают на необходимость прекращения нынешней весьма либеральной политики ради защиты прав потребителей»,– уверен Роман Химич.

 

О технической необоснованности позиции операторов мобильной связи относительно высоких тарифов на роуминг заявлял во время своего визита в Киев и генеральный секретарь Международного союза электросвязи Хамадун Туре. «Международный роуминг никак не отличается от национального в вопросах затрат для операторов. Я рекомендую всем странам снижать тарифы на роуминг, чтобы сделать коммуникации более доступными. Регулятор должен подтолкнуть операторов к этому, как было сделано в Европе. Это выгодно потребителям, а регулятор должен защищать их права»,– подчеркнул важность вмешательства государства в решение данного вопроса Хамадун Туре.

 

Игорь Бурдыга, Виталий Жданов, «КоммерсантЪ Украина»

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Дайджест СМИ Международные контакты