Рекомендованные компанией Apple цены на iPhone продержались всего две недели. Отсутствие ажиотажа заставило ритейлеров сделать скидку.
С 3 октября, когда начались официальные продажи iPhone в России, было реализовано 70 000-80 000 телефонов, оценивает компания "Связной", продавшая 12 000 гаджетов. Это намного меньше запланированного, замечает пресс-секретарь сети Елена Ноготкова. МТС, "Вымпелком" и "Мегафон", получившие от Apple статус дистрибуторов новинки, рассчитывали продать 1,5 млн телефонов до конца 2009 г., из которых до 500 000 штук - в этом году, объясняет она. Из-за невысокого спроса ритейлеры начали снижать цены. В итоге к 12 ноября большинство продавцов предлагали смартфон со скидкой в 1000 руб. от рекомендованных Apple цен (23 000 руб. за iPhone 3G 8 Гб и 27 000 руб. за iPhone 16 Гб). Скидок нет только у "Вымпелкома", Dixis, "Цифрограда" и Maczone.
Опрошенные "Ведомостями" представители компаний уверяют, что снизили цены в ответ на демпинг "Мегафона" и "Эльдорадо". Первый еще 3 октября предложил iPhone по 22 000 и 25 500 руб. тем, кто подключится к тарифу "А" без абонентской платы. Еще оператор выдает телефоны в аренду по цене от 49 руб. при подключении к тарифам с ежемесячной платой до 2800 руб. "Эльдорадо" переписала ценники через две недели после старта продаж - и решительнее, чем другие. В ее магазинах младшая модель iPhone без контракта стоит 20 300 руб., а старшая - 24 500 руб., рассказывает пресс-секретарь сети Илья Новохатский. По итогам года компания рассчитывает продать 13 500 гаджетов, что на 10% ниже прогнозов. "Эльдорадо" вновь снизит цены на iPhone перед Новым годом, обещает Новохатский. Это связано не только с уровнем спроса, но и с началом продаж более дешевых смартфонов, например Nokia 5800, объясняет он, добавляя, что iPhone будет дешеветь и в 2009 г. Александр Ковалев, руководитель направления "Мобильные устройства" сети "Белый ветер - цифровой", говорит, что, хотя скидки и повысили спрос, продажи iPhone в сети в 2008 г. будут на 10% ниже запланированных - около 13 000 штук.
"Вымпелком" может снизить цены на iPhone во время новогодних праздников, заявляет Екатерина Осадчая, пресс-секретарь компании. Готовится пересмотреть цены и Dixis, рассказала представитель компании Надежда Захарова. Но падение цены мало поможет продажам: спрос на технику снижается из-за экономического кризиса, считает председатель совета директоров "Евросети" Евгений Чичваркин. В марте 2009 г., по завершении всех праздников, продажи iPhone упадут до 100 штук в день по всей России, тогда как сейчас продается около 2500 смартфонов в день, полагает он.
Привлекательная цена на iPhone для российского покупателя - $400-500, считает Ноготкова. А Петр Семенов, директор по развитию Maczone, официального дилера Apple, уверен, что даже падение цены младшей модели до 20 000 руб. повысит продажи на 40-50%, потому что с рынка уйдут серые поставщики американских и европейских iPhone. МТС уже ведет переговоры с Apple о возможности дальнейшего снижения цен, если макроэкономическая ситуация продолжит ухудшаться, рассказала представитель компании Ирина Осадчая. Cотрудник Apple не смог прокомментировать это заявление, но подчеркнул, что розничные цены на iPhone в России устанавливают операторы.
Сами виноваты
Евгений Чичваркин - председатель совета директоров компании "Евросеть": "То, что Apple диктует цены, по которым надо продавать ее телефоны в России, и неудачный выбор дистрибуторов, для которых продажи техники являются непрофильным бизнесом [операторов сотовой связи], полностью убило интерес к iPhone"