Приближение избирательной кампании означает увеличение активности политиков в разны сферах, в том числе – и в онлайне. Одним из наиболее обсуждаемых событий стало открытие на сервисе микроблогинга Twitter аккаунта, автором которого якобы является Арсений Яценюк. Тот факт, что аккаунт был заморожен и повторно разморожен, многие сочли достаточным подтверждением его подлинности.
Нам не удалось получить подтверждение самого Арсения Петровича или его комментарии относительно его активности на страницах Twitter. Мы попытались обратиться к нему напрямую через Twitter, однако ответа не последовало, в то же время, как человек, который пишет в аккаунт http://twitter.com/yatsenyuk, активно общается с другими пользователями микроблогинга.
Незадолго до запуска аккаунта на Twitter, Яценюк запустил сайт своей политической силы http://frontzmin.org/ , который стал одним из предметов обсуждения политика с его читателями. По-видимому, активизацию этого молодого политика в Интернете можно назвать началом выборов в Уанете.
Последние пять лет на каждых выборах в Украине использовались онлайновые ресурсы. Бесспорно, первой ласточкой стали события осени-2004, когда интернет продемонстрировал свою силу, можно сказать, что впервые заявив о себе в то время.
В последующие годы мы могли наблюдать активизацию политических контент-проектов, попытки формирования сообщества вокруг интернет-сайта (известный проект Тимошенко «Ідеальна країна»). В 2007 году трендом стал блогинг – Юрий Луценко показал пример, которому последовали и другие политики, в том числе и Михаил Бродский, и Евгений Филиндаш и ряд других депутатов.
Чего стоит ожидать в году 2009?
Очевидно, что Интернета в выборах станет больше. Тем более, что для украинских политиков существует живой пример того, как грамотно можно использовать Сеть для собственной раскрутки и популяризации: недаром Барака Обаму называют первым Веб 2.-президентом, его онлайновая активность и активность его приверженцев повлияла на ход выборов.
Пока сложно сказать, насколько активно будут использовать украинские политики онлайновые возможности. Вероятно, стоит ожидать и запуска новых контент-проектов, и, возможно, YouTube-роликов. Однако вряд ли политики будут готовы общаться со своими избирателями в режиме онлайн, без купюр и цензуры.
О будущих выборах в Украине и использовании Интернета в избирательной кампании мы поговорили с Максимом Саваневским, консультантом по интернет-коммуникациям.
- Считаете ли вы что аккаунт Яценюка ведет сам спикер?
Нет, это фейковый твитер, который ведет какой-то шутник.
- Почему это фейк? Ведь как раз из верхней политической элиты Яценюк больше всего похож на того, кто может таким образом общаться в интернете.
В Украинском интернет сообществе есть запрос на политика, который был бы близким им по духу, понимал разницу между Facebook и Blackberry, мог свободно пользоваться большинством социальных сервисов, понимал потребности и интересы современного интернет пользователя. Многие таким политиком видят Яценюка. Но до сегодняшнего дня я не видел ни одного шага, сделанного им, который бы оправдывал такие надежды. Я не уверен, что он пользуется хотя бы одной из социальных сетей (не считая Одноклассников). Наилучшим доказательством уровня использования интернет-технологий Яценюком и его командой является его сайт http://frontzmin.org. Это позавчерашний день. Я не верю, что человек, которого олицетворяет этот сайт, может пользоваться твиттером. Все-таки твитер это новый уровень, и чтобы прийти к нему, пользователь, как правило, должен пройти несколько предыдущих этапов, в т.ч. блоги, социальные сети.
- В этом году нашу страну ждут очередные выборы. Если отследить осбоенности использования Сети в каждой избирательной компании, то можно сказать, что политики с каждым годом все активнее используют интернет. Чего ждать в этом году? Блоги, твитеры, youtube?
Политики в Украине активно используют интернет как канал односторонней коммуникации. Покупаются банеры на ведущих интернет площадках страны, платно размещаются новости, создаются дискредитационные проекты. Все это можно было делать и в конце 90-х. За последние несколько лет интернет изменился, создана система коммуникации, которой не было до этого, и которую можно успешно использовать в политических целях. Но, к сожалению, наши политики больше уделяют внимания «гречке» и телевиденью, чем интернету. Большинство политических сайтов (у того же Яценюка) не имеют даже RSS.
Я думаю, что все это в результате приведет к тому, что найдется один вменяемый политик, который перевернет представление украинского политикума об интернет-технологиях. И получит все и сразу. Но это будет точно не на этих президентских выборах.
На ближайших президентских выборах будут активно использовать суррогатные методы продвижения кандидатов в интернете. Они будут мало эффективны. Будут блоги, будет видео на YouTube, будут группы поддержки в социальных сетях. Ни один из кандидатов в президенты не будет подходить комплексно к использованию интернет-технологий. Так как нет достаточного количества квалифицированных специалистов, да и времени осталось слишком мало.
- Повлияет ли на политиков (в т.ч. Яценюка) успех первого веб 2.0-президента Обамы?
Во всех штабах сейчас точно есть группы, которые хотели бы использовать что-нибудь обамовское. Проблема в том, что опыта успешной реализации масштабных проектов на основе новых технологий в украинских реалиях нет ни в корпоративном, ни в политическом секторе. Поэтому есть некий уровень недоверия со стороны людей отвечающих за принятие решений в политических силах. Ведь человек, ничего не знающий о социальных медиа, социальных технологиях не может адекватно понять, нужно это партии или нет.
- Достаточно ли готов Уанет для этого – стоит ли политикам тратить внимание, силы и время на онлайновую аудиторию?
Ситуация, понятно, не такая, как в США, где интернет изменил ход выборов. Без интернета Обама не стал бы президентом. Но, уровень Уанета уже достаточен для влияния на выборы.
Нужно помнить, что после президентских выборов нас ждут парламентские выборы, и выборы в местные советы. Готовиться к ним нужно уже сейчас. Штаб Обамы, отвечающий за онлайн стратегию, начал свою работу еще весной 2007 года – за полтора года до выборов.
Надежда Баловсяк, «AIN»