G-news

Воскресенье, 21-е Июля 2019
04:13:38

В текущем году операторы мобильной связи планируют сократить инвестиции, но при этом увеличить доходы. За счет чего?

 

В начале 2000-х, начав уступать компании «Киевстар» рынок по количеству абонентов, акционерам «МТС-Украина» пришлось существенно усилить инвестиционную активность, дабы обеспечить качество услуг. «Многие стали негативно относиться к качеству связи, выражали недовольство зоной покрытия. Сейчас эти проблемы преодолены. Однако говорить о полном преодолении негативного восприятия я бы пока не решился», - отметил в одном из интервью гендиректор компании «МТС-Украина» Андрей Дубовсков.

 

Вывод прост: инвестиции прежде всего. Сегодня, в разгар кризиса, почти все операторы сокращают их объемы, но в то же время ожидают роста доходов. На что они делают ставки?

 

Сокращенные инвестиции

 
В 2008 году инвестиционные усилия всех мобильных операторов оценивались в полтора миллиарда долларов.

 

В 2009 году эта сумма будет куда скромнее - чуть больше миллиарда. И причина не только в кризисе. «Большую стройку» GSM-сетей, оттягивающую львиную долю инвестиций, крупнейшие операторы уже закончили. По крайней мере «Киевстар» и «МТС» покрывают украинскую территорию практически полностью. Теперь можно и вздохнуть: неохваченными остались всего несколько процентов территории страны. К тому же еще и НКРС взялась подсобить мобильщикам, намереваясь создать все условия для взаимовыгодного сотрудничества на почве предоставления своих мощностей. Это поможет операторам более активно использовать сети конкурентов, заключив договор аренды на использование мощностей там, куда их сеть еще не проложена, увеличить зону покрытия гораздо меньшими затратами, а «донору» быстрее вернуть средства на их строительство. Мировая практика взаимовыгодного сотрудничества приходит и в Украину, и это говорит о движении рынка цивилизованным путем.

 

Между тем на чем-то все же придется экономить. Вопрос только - на чем?

 

В непростом 2009 году компании столкнутся с необходимостью поиска эффективной стратегии минимизации влияния нестабильной ситуации на макроэкономическом уровне. «Операторов ждет несколько серьезных вызовов. Во-первых, влияние девальвации национальной валюты, во-вторых, снижение потребления услуг и в результате снижение доходов. Мы ожидаем, что рынок просядет на 10-15%», - рассказал Тансу Еэн, главный исполнительный директор компании «Астелит».

 

Однако уверенные в необходимости своих услуг, мобильные операторы не отказались от долгосрочных приоритетов. Стратегические планы компаний остаются прежними, а вот тактические меняются в зависимости от ситуации. «В условиях кризиса мы приняли решение с января перейти на поквартальный метод планирования», - подчеркнул президент «Киевстара» Игорь Литовченко. Не изменяя долгосрочным приоритетам, операторам пришлось поломать голову над разработкой новой тактики дальнейшего поведения на рынке и инвестполитики в частности. По мнению консультанта Netton CG Романа Химича, крупнейшие игроки «Киевстар» и «МТС-Украина» сосредоточатся на сохранении занимаемых позиций и будут придерживаться консервативной политики. В то время как «Астелит» продолжит активную экспансию. Сократив в 2008 году на четверть привычные ежегодные инвестиции, в 2009 году компания получит, как и в предыдущие годы, $200 млн. Тем самым акционеры «Астелита» подтвердили готовность вкладывать в до сих пор не приносящий существенной прибыли проект.

 

Акционеры «Украинских Радиосистем» (ТМ «Билайн») по-прежнему не видят перспектив на рынке до момента урегулирования ряда проблем, прежде всего - условий интерконнекта. «Украинские Радиосистемы» не получат заметных вливаний, пока институциональная среда на рынке не улучшится, объясняет нерешительность этого оператора Роман Химич. Здесь следует отметить, что даже на сегодняшний день компания не предоставила отчетности за четвертый квартал 2008 года. И у себя на родине (в РФ) ее материнская компания «Вымпелком» заняла выжидательную позицию.

 

Назад дорога есть

 
Пересмотреть свои планы по проектам, не связанным с основной деятельностью, придется всем операторам мобильной связи. На второй план отойдут покупки, задуманные ранее (в частности, игроков фиксированной связи), или запуск WiMAX. Хотя здесь следует заметить, что лидеры рынка «Укртелеком», «Датагруп» и «Вега» будут по-прежнему интересны операторам мобильной связи, и при необходимости средства для финансирования их покупки сотовики, конечно же, найдут. В то же время, предостерегает старший аналитик компании GfK Надежда Тарасенко, в условиях кризиса достичь серьезной синергии, покупая небольшого оператора фиксированной связи, вряд ли удастся.

 

Кроме того, особо тщательно будет рассматриваться вариант покупки мобильных ритейлеров. Осваивать новые направления в условиях кризиса, пусть и очень заманчивые, мобильные операторы, скорее всего, не рискнут. Как, впрочем, и все то, что не оказывает непосредственного влияния на текущий бизнес. «Мы откладываем вложения в новые разработки, проекты оптимизации или автоматизации каких-то процессов», - сообщили в пресс-службе компании «МТС-Украина».

 

Направления, в которые будут вкладывать средства игроки мобильного рынка Украины, можно назвать без малейшего колебания: это развитие различных форм мобильного интернета, подготовка существующих мощностей под возможность быстрого внедрения связи 3G. А приоритетом номер один останется поддержка инфраструктуры сети, увеличение ее емкости и расширение покрытия - голосовые услуги, как и прежде, будут приносить операторам львиную долю доходов. Несколько больше внимания «дополнительным благам» могут уделить «МТС» и «Астелит». Доля допуслуг (VAS) в прошлом году в структуре доходов компаний выросла до 20%, и им придется сделать дополнительные вливания, чтобы сохранить возникшую тенденцию на прежнем уровне. Согласно прогнозам GfK, в структуре VAS будет расти доля более высоких поколений услуг связи GPRS/EDGE/3G.

 

Поступательное движение

 
Сокращение инвестиций не должно отразиться на качестве предоставляемых услуг, уверяют эксперты. Заботясь о сохранности существующих абонентов, причем не только высокодоходных, операторы не поскупятся на поддержку качества сетей. Новаторски настроенной категории украинцев придется немного потерпеть в ожидании внедрения новшеств. Доходную часть своего бизнеса операторы будут продолжать повышать за счет завуалированного повышения тарифов, которое уже успешно начали проводить на рынке абсолютно все. В этом деле компании должны будут достичь виртуозности, поскольку и без того уязвимый абонент в момент кризиса станет еще более чувствительным к ценовым колебаниям, даже самым незначительным. А операторам ничего не остается, как сделать ставку на стимулирование использования абонентами существующих услуг и наращивание показателя доходности.

 

Ирина Государская, «Инвестгазета»

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Дайджест СМИ Мобильная отдача