G-news

Среда, 27-е Марта 2019
03:07:28

По оценкам участников рынка, в прошлом году покупателями контент-услуг являлись около 20% всех абонентов мобильной связи, а среднемесячный доход контент-провайдеров от одного пользователя составлял 10-12 грн. Но в этом году объем рынка мобильного контента впервые за последние несколько лет может снизиться. Незначительный рост объемов в начале II квартала пока не дает участникам рынка повода для оптимизма. Эксперты прогнозируют, что при оптимистическом сценарии рынок лишь сможет достичь показателей прошлого года.

 

В течение всего прошлого года динамика рынка мобильного контента радовала его участников. По итогам года объем рынка увеличился в полтора раза и достиг порядка миллиарда гривен. При этом доля контента составила около 19% от всего рынка дополнительных услуг (VAS). "Спрос на контент-услуги на протяжении последнего года продолжал расти, более того, стабильно повышалась доля дохода от дополнительных услуг в ARPU (среднемесячный доход с абонента.–'Ъ-Телеком/IT'), включая контент, что является следствием перехода телекоммуникационного рынка в стадию насыщения",– говорит начальник департамента развития и управления продуктами "МТС-Украина" Сергей Самокрик. Но результаты I квартала этого года разочаровали и операторов, и контент-провайдеров. На фоне падения рынка мобильной связи на 27% в минус по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ушел и сегмент контента. По оценкам контент-провайдеров, падение составило от 10% до 15%. По словам директора компании "Поинт Ком" Аркадия Мазина, абоненты сегодня ограничивают пользование мобильной связью, не тратя значительных средств на дополнительные услуги. Впрочем, участники рынка утверждают, что снижение объемов носит сезонный характер. "Снижение наблюдалось в начале зимы, в особенности в феврале – примерно на 10-12%. И оно обусловлено не только нынешней сложной финансовой ситуацией. Зима сама по себе – сезон спячки. На сегодня ситуация выровнялась, и показатели вернулись к прежнему уровню. По некоторым сервисам, в частности голосовым и java-приложениям, уже наблюдается рост. Это опять же связано с сезонностью нашего бизнеса",– отмечает руководитель проектов компании "Полигон Интегрейшн Украина" Кристина Кальчева. По оценке директора компании "Джамп Украина" Игоря Шрайбмана, в прошлом году покупателями контент-услуг являлись около 20% всех пользователей мобильной связи, а ARPU контент-провайдеров находился в пределах 10-12 грн. "Если говорить о потребительском поведении, то наблюдается стабильный рост ARPU по контент-сервисам, что связано с повышением провайдерами цен на контент. В то же время на фоне растущего ARPU остановился рост количества пользователей контент-услуг",– отмечает начальник департамента мультимедиа компании "Киевстар" Сергей Лещенко. Поэтому провайдеры считают, что в этом году они смогут в лучшем случае достичь объемов прошлого года. "Мы предполагаем, что рост доходов на рынке сохранится, но говорить о восстановлении динамики роста на уровне прошлого года сложно",– считает господин Лещенко.

"Локальные" приоритеты

Проблема падения курса гривны не стала серьезным ударом для отрасли. По признанию контент-провайдеров, компании смогли достаточно быстро и безболезненно найти выход из сложившихся обстоятельств, перестав привязываться к валютному эквиваленту в своих расчетах с правообладателями и начав вести расчеты в национальной валюте. "Теперь покупать контент за рубежом стало бессмысленно. Провайдеры просто расторгли договоры и перестали торговать контентом зарубежных правообладателей. Пользователи предпочитают локальный контент – украинский и российский. А западную музыку мы все равно покупаем в Украине. На Западе покупаются в основном видеоконтент и игры",– говорит Игорь Шрайбман. Его слова подтверждает Аркадий Мазин: "Некоторые иностранные компании пошли навстречу и пересмотрели условия работы. Немногие настаивали на валюте. С ними отношения прекращены, соответственно, свою долю рынка они отдали более сговорчивым правообладателям".

Традиционная проблема провайдеров, касающаяся пиратства и соблюдения авторских прав, в области прямой продажи контента сегодня практически неактуальна. По оценкам аналитиков "Джамп Украина", 90% премиум-продуктов на "коротких" номерах сегодня легальны. "На рынке контент-услуг остались крупные игроки, которые не поддерживают пиратство. Больше проблем не с намеренным пиратством, а, скорее, с хаосом в области соблюдения авторских прав и сбоями в системах управления контентом. Чаще сегодня вопрос пиратства используется в качестве давления на конкурентов и лоббирования своих интересов у операторов",– отмечает господин Мазин.

"Топовая" стабильность

Позиции лидеров рынка среди контент-провайдеров за последний год практически не изменились. Среди крупнейших игроков – компании "Джамп Украина", ИММО, "Ириком", i-Free, "Инфон", GMF, Motvet, Mira. "Каждая компания из первой тройки занимает не менее 15% рынка. Доли остальных чуть меньше, но "топ-10" держит порядка 95% рынка. Можно сказать, что рынок более чем насыщен и конкуренция постоянно растет",– говорит Игорь Шрайбман. Такая структура рынка объясняется наличием на ней агрегационной модели, при которой операторы работают только с крупными провайдерами, мелким же остается довольствоваться ролью субподрядчиков. "Процесс укрупнения игроков на рынке определяется коммерческими условиями, которые оператор ставит перед своими партнерами. Выплачивая больший процент более крупным компаниям, оператор тем самым стимулирует объединение провайдеров, однако, учитывая то, что контент-бизнес является конкурентным, такое укрупнение может происходить лишь до определенного предела. Кризисный фактор практически не повлиял на процесс выхода на рынок новых игроков. Более того, в последнее время компаний, начинающих контент-бизнес, гораздо больше, чем тех, кто принял решение уйти с рынка",- говорит Сергей Самокрик.

Впрочем, закрепиться на рынке новичкам будет непросто. "Создание крупного игрока контент-рынка нужно было начинать несколько лет назад. Сегодня рынок достаточно хорошо структурирован и плотно насыщен. Войти на этот рынок "с улицы" будет стоить от $1 млн, но обязательно при наличии уникальных идей, контента или технологий. Без этого деньги не помогут. Создать сегодня серьезного игрока может либо один из мобильных операторов, либо очень крупный медиахолдинг в партнерстве с существующими лидерами рынка",– утверждает господин Шрайбман. В "Киевстаре" подтверждают, что интерес к рынку со стороны новичков не ослабевает. "Нам поступает огромное количество предложений о сотрудничестве в рамках предоставления контент-услуг. Для начала предоставления контент-услуг компании необходимо приобрести "короткий" номер. Активация первого номера составляет 25 тыс. грн, всех последующих – 2,7 тыс. грн плюс ежемесячная абонплата за использование номера",– говорит Сергей Лещенко.

Мобильные предпочтения

По оценке аналитиков оператора сотовой связи "Астелит", основным драйвером роста рынка в прошлом году стал бум популярности рингбектонов и "тяжелого" контента. По словам Кристины Кальчевой, сегодня наиболее востребованы и доходны java-игры. На их долю приходится 38% всего сегмента кастомизации (мелодии, цветные изображения, java-игры). Начальник отдела внешних связей "Астелита" Надежда Лубнина отмечает, что сейчас самые популярные типы контента – это развлечения, музыка, реалтоны, игры. "Предпочтения меняются по ходу того, как телефоны абонентов становятся более продвинутыми технически – они позволяют загружать полные треки и смотреть видео",– говорит она. Это подтверждают и в компании "МТС-Украина". "Усовершенствование мобильных терминалов оказало влияние на структуру рынка – с появлением в телефонах новых технологий передачи данных монетизировать загрузку контента для кастомизации становится сложнее. Эти факторы делают все более популярными такие виды контента, как викторины, акции крупных торговых марок, ТВ-интерактивы, всевозможные конкурсы, интернет-проекты и т. п. При этом контент для персонализации мобильных терминалов все еще остается достаточно популярным, но уже не имеет стабильной положительной динамики",– отмечает Сергей Самокрик.

Тарифный парадокс

На фоне остановки роста количества пользователей и падения доходов контент-провайдеры рискуют повышать тарифы на свои услуги. Впрочем, здесь они вынуждены идти на поводу у мобильных операторов, которые, видимо, решили компенсировать снижение своих доходов за счет повышения тарифов на дополнительные услуги. Такая схема вряд ли будет способствовать притоку новых абонентов в сегмент контента. При этом некоторые операторы создают условия, при которых провайдеру невыгодно продавать контент по низким тарифам. В частности, один из операторов недавно огласил новые условия. Так, если тариф на голосовые сервисы (IVR) высокий, то контент-провайдер получает значительно больший процент, а, например, при тарифе в размере 1 грн оператор вообще не платит контент-провайдеру.

Мобильные операторы и контент-провайдеры сегодня делят рынок в пропорции примерно 50/50. При этом провайдер при работе с оператором получает от 40% до 65% доходов от проданного контента. Впрочем, операторы, используя позицию силы, пытаются урезать долю провайдеров, изменяя схему работы. "Финансовые условия взаимодействия 'Киевстара' с контент-провайдерами на протяжении последних четырех лет не менялись. За этот период значительно выросла средняя цена на голосовой контент, поэтому в апреле этого года условия были адаптированы к средней стоимости голосового контента на текущий момент. Поскольку существенного роста средней цены на SMS-контент не произошло, в этом сегменте условия сотрудничества с провайдерами сохранились без изменений",– парирует Сергей Лещенко. В свою очередь, Игорь Шрайбман уточняет, что в этом году операторы при распределении доходов подняли свою планку в среднем на 10-15%, соответственно, провайдеры повысили тарифы на услуги для конечных пользователей. "Операторы будут и дальше ухудшать условия работы с контент-провайдерами, пока не поймут, что самостоятельно 'переварить' рынок они не смогут. Это произойдет примерно через два года, а к тому времени количество провайдеров на рынке значительно уменьшится",– считает господин Шрайбман. В условиях снижения доходов от голосовой связи операторы будут пересматривать свое отношение к сегменту, повышая его приоритетность. Так, в "Киевстаре" говорят, что в ближайшее время компания будет самостоятельно развивать некоторые категории услуг, в которых не участвуют либо все меньше участвуют контент-провайдеры.


Структура рынка контента

Customer (мелодии, цветные изображения, java-игры)52%
Rich Media Content (мобильное ТВ, видео)9%
Cocktails (Customer плюс Rich Media Content)24%
Interactive Content (развлекательные, справочные, информационные сервисы)15%
Источник: "Полигон Интегрейшн Украина"


Электронная платежка
 

Приблизительная емкость сегмента SMS-платежей сегодня составляет $45-50 млн (платежи за пользование различными онлайн-ресурсами, например соцсетями). Примерно столько же приходится на SMS-сегмент контент-рынка (покупка игр, видео и т. п.). На протяжении последних лет сегмент заметно развивается, так как увеличивается количество и популярность сервисов, использующих данную технологию оплаты. "Интерес к SMS-платежам стремительно растет. Впрочем, в связи с тем, что операторы забирают 50% от суммы перечисления, производимой пользователем, называть эту услугу платежами язык не поворачивается. Но при этом SMS-платеж является одним из самых удобных и гибких способов микроплатежа",– говорит директор компании "Поинт Ком" Аркадий Мазин.
 

Однако операторы утверждают, что сервис SMS-платежей в Украине неразвит, поскольку существуют ограничения на законодательном уровне. "Операторы не имеют права предоставлять телекоммуникационные услуги, которые предусматривают сбор и перечисление абонентских средств третьим лицам, что фактически является финансовой услугой. Предоставление таких услуг осуществляется на основании соответствующих лицензий, предусмотренных законом 'О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг'",– отмечают в компании "Киевстар". На практике это означает, что услуга все же предоставляется, просто операторы относят ее к контент-услугам. То есть, мобильные операторы не различают разные по своей сути услуги микроплатежей и покупки контента при помощи SMS и в обоих случаях удерживают по 50%. "Если операторы не изменят политику относительно SMS-платежей, существенной активизации в этом сегменте не произойдет. Вы ведь не будете платить за газ, если банк с платежа в 200 грн попросит с вас за свои услуги 80 грн",– говорит Аркадий Мазин. Впрочем, операторы утверждают, что для развития сегмента необходимы соответствующие законодательные изменения.

 

Станислав Яблонский, КоммерсантЪ