Три задачи для мобильной связи

Категория: Дайджест СМИ
Создано 19.06.2009 13:18
Автор: Administrator
Просмотров: 1326
View Comments

Увеличение трафика в сетях мобильных операторов в нынешней ситуации нельзя расценивать как признак оздоровления отрасли.

 

Компании обслуживают все больше минут разговора, а денег получают все меньше. Поэтому мобильные операторы всерьез задумываются о выходе на новые для них быстрорастущие рынки.

 

Итоги первого квартала и грядущие регуляторные новации показывают, что в ближайшей перспективе мобильным операторам придется решать три антикризисные задачи: обеспечивать развитие на фоне падения доходов, адаптироваться к новым правилам игры на рынке интерконнекта и подкорректировать прошлые инициативы менеджмента.

 

ЭКОНОМЬ В СЕБЕ

 

Прогнозируемое сокращение расходов в таких непростых условиях, скорее всего, коснется строительства и обслуживания сети. Это направление деятельности одним из первых могло бы быть отдано на аутсорсинг, хотя компании еще не готовы к таким трансформациям. Инфраструктурная экономия заключается в первую очередь в том, что оператор телекоммуникаций должен максимально точно подбирать технологию (будь то GSM, CDMA, UMTS или WiMax) под существующий на рынке спрос или его перспективу. Другими словами, выбранная технология и построенная на ее базе сеть должны предоставлять клиенту максимальный набор услуг и хорошее качество связи на территории, где ею действительно пользуются.

 

Вероятно, финансовая нагрузка увеличится и из-за того, что некоторым компаниям, таким как МТС например, предстоит поддерживать в эксплуатации не одну (GSM), а сразу две (GSM и CDMA) сети. Последняя, охватывая более 150 городов, находится в активной фазе территориальной экспансии и увеличения емкости, что тоже предполагает финансовые вливания. Кстати, Литовченко еще до кризиса делал акцент на том, что содержать вторую сеть CDMA им будет экономически неэффективно. Хотя в мире есть примеры операторов, которые успешно оперируют как на GSM-сети, так и на CDMA одновременно.

 

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРОСЕДАНИЕ

 

Падение рынка мобильной связи зафиксировано фактически по результатам первого квартала. Его красноречивым признаком стало не столько уменьшение проникновения мобильной связи (количество сим-карт на душу населения), сколько сокращение доходов крупнейших игроков, о чем свидетельствуют ключевые показатели двух китов мобильного рынка. По данным норвежского акционера «Киевстара» компании Telenor. доход украинского оператора в общей доле дохода сократился в первом квартале 2009 года по сравнению с четвертым кварталом 2008-го на 24,1%. Как заявил президент «Киевстара» Игорь Литовченко, это происходит из-за пересчета гривня-доллар и доллар-крона, причем привязка делается к курсу 5,5 грн./$ год назад и 7,7 грн./$ по первому кварталу. Норвежцы дают в отчете за первый квартал поправку на колебания курса, указывая, что уменьшение доходов в гривне составляет 6%. При этом абсолютные цифры не рассекречиваются. Доход МТС уменьшился в первом квартале по сравнению с последним прошлого года на 12% в гривневом эквиваленте. Гендиректор «МТС-Украина» Андрей Дубовсков рассчитывает на то, что ключевые финансовые показатели во втором квартале стабилизируются или даже чуть-чуть подрастут. К слову, «k:» подсчитали, что стабилизация дохода МТС на уровне первого квартала приведет к уменьшению годовой выручки компании примерно на 1 млрд. грн. по сравнению с прошлым годом. Примечателен также и тот факт, что трафик в сетях некоторых операторов продолжает расти (у МТС с начала прошлого года вырос почти в три раза). Абоненты разговаривают больше, но исключительно по самым низким «нулевым» тарифам, что cделает каждую минуту даже внутрисетевого трафика «золотой» в обслуживании.

 

НУЛЕВАЯ УГРОЗА

 

Что касается ценового позиционирования услуг, то здесь по итогам первого квартала становится отчетливо заметна разница в стратегии двух крупнейших операторов — «Киевстара» и МТС. Наглядно она выражена в первую очередь в одном неприметном, на первый взгляд, показателе операционной деятельности — APPM (среднего дохода с одной минуты разговора). У «Киевстара» он остается стабильным на протяжении долгого времени. В первом квартале он немного просел и составил 0,25 грн. по сравнению с 0,28 грн. в четвертом. МТС не публикует в своей отчетности этот показатель, но его можно высчитать, поделив ARPU (среднемесячный доход на абонента) на MoU (средний ежемесячный трафик на одного абонента). В итоге получается 0,08 грн., что в три раза меньше, чем у конкурента. Пока нельзя сделать точных выводов, насколько это плохо или хорошо. Ведь резкое уменьшение APPM у МТС за последний год связано с введением новой стратегии, направленной на увеличение доходности через активизацию потребления. Так, MoU МТС в первом квартале достиг 427 мин. И продолжает расти, в то время как у «Киевстара» он даже немного упал в первом квартале по сравнению с четвертым — со 169 мин. до 152 мин. А ведь еще чуть более года назад эти показатели у обоих операторов были очень близки.

 

Не секрет, почему МТС удалось настолько увеличить MoU, а «Киевстару» — нет. МТС еще в начале года ввела тариф, предусматривающий бесплатные разговоры внутри сети, что должно было способствовать перетоку абонентов от других операторов. Данный метод еще в начале своего появления на рынке взял на вооружение «Астелит» на этапе форсированного наращивания клиентской базы. У «нулевого» тарифа в сети развитого крупного мобильного оператора есть неприятный побочный эффект — переход существующих абонентов в «нулевые» предложения. Растущий MoU при стабильном или падающем доходе чреват и ростом операционных затрат. Ведь оператору приходится обслуживать все больше и больше минут, не получая за это больше денег, а совсем наоборот — из-за спада в экономике даже меньше. Рентабельность подобных предложений обеспечивается установлением обязательного ежемесячного платежа в размере 25–35 грн. и системой кросс-субсидирования, основой которой являлась высокая ставка за доступ к сети оператора и непосредственно к тому или иному абоненту. При прошлогоднем уровне ставки (0,5 грн./мин.) операторы смогли полностью окупить затраты на демпинговые «нулевые» предложения. Но в этом году данная схема может быть разрушена. Она пошатнулась буквально после того, как АМКУ признал крупнейших операторов монополистами на рынке доступа в свои сети, что обязывает НКРС регулировать их ставку доступа. Важно отметить, что «Укртелеком» как государственный оператор предлагал, чтобы ставки доступа на мобильные сети были снижены, и отраслевой регулятор, вероятно, может поддержать эту позицию. Если это произойдет, то «нулевые» тарифы операторов, учитывая снижение их доходности из-за кризиса и ослабления схемы кросс-субсидирования, могут оказаться неуместны в существующих рыночных реалиях.

 

Поскольку обнулять тарифы взялись практически все операторы, то это приводит к тому, что абоненты концентрируют свои звонки в рамках одой сети, имея при этом по две-три сим-карты. То есть рынок все больше втягивается в работу по принципу «пополни раз в месяц счет на 25–35 грн. на карточки нескольких операторов и разговаривай без ограничений». Таким образом, операторы связи могут сами себе со временем перекрыть межсетевой кислород, и все сведется к безлимитному внутрисетевому припейду за копейки. Эта перспектива не кажется призрачной с учетом уменьшения активности со стороны самого стабильного и богатого сегмента — корпоративного. А учитывая такие реалии, позиция «Киевстара», который не поддался на искушение сделать внутрисетевые звонки условно бесплатными, выглядит дальновидной. Компания настаивает на том, что ее абоненты лояльны, поскольку ценят прежде всего высокое качество связи и услуг.

 

Если следовать классификации абонентов по психотипам, предложенной главным маркетологом Beeline Антоном Володькиным, то клиентов «Киевстара» в этом случае отличает консервативность. С одной стороны, такие абоненты любят стабильность и постоянство, с другой — всегда тяжелы на подъем и очень неохотно клюют на новинки. Можно предположить, что «Киевстар», который сейчас зарабатывает в основном на голосовой мобильной связи, без кардинальных изменений в наборе предоставления услуг связи, может стать заложником своего положения.

 

ИНТЕРНЕТ — ЭТО НАШЕ ВСЕ

 

Все без исключения операторы признают, что в ближайшем будущем весь рынок связи сведется к передаче данных (голосовых, видео, графических и т.д.). Исходя из этого мобильные операторы уже несколько лет пытаются найти выход на рынок фиксированного интернет-доступа. Согласно данным iKS-Consulting, по состоянию на 1 апреля количество абонентов широкополосного доступа (ШПД) составило 1,75 млн. Таким образом, уровень проникновения в первом квартале 2009 года вырос по сравнению с четвертым кварталом 2008-го на 0,8% — с 7,7 до 8,5%. Лидером подключений остается «Укртелеком», у которого уже 668 тыс. абонентов. Этому показателю, по-видимому, завидуют многие топ-менеджеры мобильных операторов, поскольку уже при такой абонентской базе «Укртелеком» сможет зарабатывать на скоростном интернет-доступе около 200 млн. грн. за квартал. И количество фиксированных подключений будет продолжать расти и дальше.

Что касается скоростного беспроводного подключения в сеть через ПК, на которое, как на идол, молятся мобильные операторы и их акционеры, то этот сегмент рынка, вполне вероятно, может оказаться переоцененным из-за снижения деловой активности и падения доходов населения.

 

В украинском контексте вселяет оптимизм тот факт, что доход от передачи данных МТС (львиную долю которого, вероятно, приносит CDMA-услуга «МТС-Коннект») в первом квартале по сравнению с предыдущим несколько вырос — с 63,5 до 69,6 млн. грн. Однако это по-прежнему капля в море. У «Киевстара» доход от мобильного доступа в Интернет пока тоже невелик. В первом квартале он составил 41 млн. грн. плюс 33 млн. грн. от WAP за аналогичный период. Для совершения прорыва в направлении услуг передачи данных и доступа в Интернет «Киевстар» дожидается 3G-лицензии. Тем временем менеджеры компании акцентируют внимание на том, что услугами мобильного Интернета уже пользуются 1,35 млн. чел., услугами WAP — 4,8 млн. чел. Это, несомненно, немаленькая клиентская база. Правда, абоненты, как правило, редко относят низкоскоростные интернет-услуги на бaзе технологии 2,5 G (EDGE) к категории жизненно необходимых.

 

Станислав Юрасов, «Комментарии»