Убей газету — спаси дерево. Медийный кризис больно ударил по бумажной промышленности

Категория: Дайджест СМИ
Создано 26.06.2009 20:53
Автор: Administrator
Просмотров: 1448
View Comments
Нынешнюю ситуацию на медийном рынке можно, пожалуй, сравнить с положением в английской промышленности начала XIX столетия. Рабочим, привыкшим из века в век ткать и вязать вручную, пришлось тогда немало натерпеться из-за внедрения в оборот предприятий ткацких станков. Британцы, особо активно протестовавшие против нововведения, вошли в историю как луддиты — и их подрывную деятельность теперь изучают в школах.
 

Сегодня мир поставлен перед фактом: на смену бумажной прессе приходит электронная, и процесс этот так же необратим, как замена ручного труда машинным. Смену вех ускорил кризис: он научил всех считать деньги и тратить их лишь на самое насущное. Подписка на газету или журнал, а уж тем более на несколько газет и журналов, в перечень этого насущного, как правило, не попадает. Дешевле и удобнее читать новости и аналитику в онлайне.

 

Тенденцию уловил и рекламодатель. Так, например, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), если в целом отечественный рекламный рынок по итогам первого квартала упал на 29% (с 58—59 млрд до 41,5—42,5 млрд рублей), а в сегменте печатной прессы — на все 42%, то интернет потерял лишь 15%.

 

Снижение продаж и резкий отток рекламных средств неминуемо привели к падению доходов печатных СМИ. Согласно прогнозу компании PricewaterhouseCoopers «Всемирная индустрия развлечений и медиа — 2009—2013» (Global Entertainment and Media Outlook 2009—2013), в текущем году глобальный медийный рынок упадёт на 11,5%. Российские печатные СМИ будут терять выручку ещё быстрее — в этом году они заработают на 18% меньше, чем в прошлом (журналы — 1,35 млрд долларов против 1,65 млрд, газеты — 466 млн долларов против 565 млн). Авторы доклада при этом прямо говорят: на потери в равной степени влияет как кризис, так и отток читательской аудитории в интернет.

Схожими темпами теряют в доходах и промышленные группы, занимающиеся производством бумаги для газет и журналов. По данным CEPIPRINT, Европейской ассоциации производителей газетной бумаги, объединяющей больше полусотни крупнейших компаний в отрасли, в первом квартале спрос на газетную бумагу в Европе упал на 15,6% и достиг 537 тыс. тонн.

 

Ещё хуже обстоят дела на рынке бумаги мелованной — той, что используется для печати глянца. CEPIFINE, Европейская ассоциация производителей высокосортных бумаг, рапортует о том, что продажи её продукции в первом квартале 2009-го сократились на 27,3%.

Reuters пишет о серьёзных проблемах норвежского бумажного гиганта Norske Skog. Компания, основанная лесопромышленниками Норвегии, за полвека сумела стать ведущим мировым производителем газетной и журнальной бумаги. На 16 заводах в Европе, Южной Америке, Австралии и Азии работают 6,5 тыс. человек. В ближайшее время 600 из них (порядка 9% от общего числа) будут уволены — и это лишь одна из мер по оптимизации производства.

 

В марте 2009 года Norske Skog остановила свою европейскую фабрику Saugbrugs, имеющую суммарную годовую мощность в 550 тыс. тонн бумаги. А в апреле — завод Parenco, ежегодно поставлявший на рынок 225 тыс. тонн продукции. Но и этого оказывается недостаточно, чтобы удержаться на плаву. В 2009 году концерн сократит объём производства на предприятиях в Европе ещё на 200 тыс. тонн и должен будет снизить капитальные затраты как минимум на полмиллиарда крон (порядка 80 млн долларов). Учитывая, что на протяжении последних шести лет бумажная промышленность стабильно росла и экономить не приходилось, придумывать способы урезать расходы оказывается вдвойне сложнее.

 

Американцам и канадцам проблемы европейцев тоже близки и понятны — в Северной Америке продажи газетной бумаги упали на 44%, и это самое серьёзное снижение со времён Великой депрессии. Промышленники, которым негде хранить складские остатки, идут на небывалые уступки и готовы предоставлять издателям существенные скидки, но и это не спасает производственные мощности от простоя.

 

Впрочем, в России ситуация не лучше — громадные потери несёт ОАО «Кондопога». Убытки комбината, производящего львиную долю (57%) газетной бумаги в стране, по итогам первого квартала, согласно данным портала Lesprom.ru, составили четверть миллиарда рублей. Для сравнения: в первом квартале минувшего года комбинат принёс прибыль в 2,267 млн рублей. Из-за кризиса «Кондопога» испытывает серьёзную нехватку долгосрочных кредитов и уже оказалась вынуждена приостановить реализацию нескольких важных проектов, в том числе давно запланированное строительство ТЭЦ. Проблемы на градообразующем предприятии на собственном кошельке ощущает едва ли не каждая семья в карельской столице.

 

На убыль пошли и показатели балахнинского ОАО «Волга» — это второй по масштабам в стране целлюлозно-бумажный комбинат. Прошлый год стал для него рекордным за всю историю — предприятие произвело 568,4 тыс. тонн газетной бумаги, больше половины отправив на экспорт. В 2009-м же показатели поползли вниз. Пока лишь на 3,5%, но в течение года комбинат ждёт дальнейшее снижение производства.

 

Картина на данный момент вырисовывается вполне однозначная: если не произойдёт чуда и рекламодатель с потребителем резко не изменят стратегию и не вернутся из интернета на рынок прессы, доходы бумажной промышленности вверх не пойдут. А сокращения производственных мощностей и штата сотрудников будут иметь эффект лишь до определённого предела, и этот предел уже близок. За критической чертой производство просто перестанет быть рентабельным. Что будет дальше — пока непонятно, но, исходя из исторических параллелей, сам собой напрашивается вывод.

 

Английские ткачи-луддиты, вдоволь повоевав со станками и отчаявшись остановить прогресс, отправились изучать их устройство и приспосабливаться к работе в новых, изменившихся условиях. Похоже, производителям газетной и журнальной бумаги рано или поздно придётся принять некое подобное решение и переориентировать свой бизнес на нечто в большей степени соответствующее духу цифровой эпохи. Впрочем, надеяться на чудо никогда не поздно.

 

Фото Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

 

Диана Ширяева, Частный корреспондент