G-news

Среда, 16-е января 2019
06:02:34

СЕМЬ БОЛЕЕ ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ для тех, кто решил построить свой стартап в Рунете: 
 

(1) Get a life. Появлению опасной идеи стартапа способствует неправильная окружающая среда. Скорее всего, сама идея стартапа - просто попытка бегства от реальности. Перед тем, как вы всерьез задумались, не замутить ли что-нибудь в Интернете, оглянитесь вокруг. Возможно, у вас на кухне протекает кран, в холодильнике - заплесневелый огрызок сыра, а в кармане - последние пятьсот рублей. Спасет ли от этого "новый интернет-проект"? Едва ли.

Поэтому для начала найдите себе нормальную стабильную работу. Почините кран. Хорошенько поешьте, погуляйте. И заведите верную подругу! Делать стартап от недостатка секса - последнее дело. Нет, вначале-то драйв будет. Но что если хороший секс появится как раз на самом ответственном участке работы, и на работу сразу захочется положить с прибором? Тогда лучше и не начинать.
 

(2) Не треплитесь. Если идея все-таки свербит - ни в коем случае не публикуйте ее в блоге и не рассказывайте всем подряд! Дело не в том, что ваше ноу-хау украдут. Все идеи давно витают в воздухе, ничего нового вы не придумали. Проблема же в том, что публично пометив идею как "свою", вы тут же попадете в страшную зависимость от нее. Вам придется отвечать на вопросы типа "Ну как, ты еще не запустил свой проект?" Да вы и сами начнете себя изводить такими вопросами.

Поэтому лучше воспользоваться проверенной технологией под названием "долгий ящик". Запишите идею стартапа на бумажке и положите в дальний ящик стола. Туда, где лежит загранпаспорт и визитка девушки, которой вы так и не решились позвонить. Пусть идея лежит там же. И дожидается, пока вы реализуете пункт (1). Если уж начать - то уверенно и с удовольствием.
 

(3) Не сравнивайтесь. Итак, вы не сдержались и начали ваять. Да, Интернет сейчас уже не тот, в нем нет приятной креативной атмосферы "белого листа". Зато лишнего шума очень много. Идеальный вариант - запереться на полгода, как сделал Габриель Гарсиа Маркес, когда писал "Сто лет одиночества". Конечно, Маркес был писателем, а не стартапщиком. Но как учит нас Дональд Кнут, хорошее программирование подобно литературе. Значит, метод изоляции подойдет и здесь. Левша, когда подковывал блоху, тоже запирался.

Если изоляция невозможна, заранее приготовьтесь, что сразу после начала работы вы обнаружите другой стартап с точно такой же идеей. И этому надо радоваться! Есть два варианта, оба вам в плюс. Вариант (a) - совпадение означает, что ваша идея банальна, если не сказать - вообще дебильна. Зато теперь вы можете расслабиться и понаблюдать, как другой лох (не вы) на ней обломится. Вариант (b) - вы попали на правильную идею, которая относится к вечным ценностям. Это значит, что приобщение к ней доставит вам радость независимо от того, сколько еще народу занимаются тем же самым. Это как секс - люди занимаются им с незапамятных времен, но это же не значит, что вы не можете получить свой личный кайф! Да, кстати, может все-таки лучше заняться сексом, чем стартапом? (см. пункт 1)
 

(4) Используйте лед вместо пара. Существует такая мода, как "вечная бета". В принципе, нет ничего страшного в том, что проект улучшается, будучи уже открытым. Но зачастую эта "бетовость" настолько превалирует, что после запуска нового сайта на нем вообще ничего не видно - все только обещается и глючит. Ну а кто будет ждать, если первое впечатление - никакое?

Поэтому в пику "вечной бете" можно попробовать технику "вымораживания стартапа". Вы уже сделали свою игрушку, потестировали ее с парой друзей в закрытом режиме, и вроде готовы выйти в свет? А возьмите и отложите открытие - на полгода, или лучше на год. И займитесь чем-нибудь другим. Сексом уже пробовали? Тогда займитесь ребенком.

Не ссыте, никто вас за этот год не обгонит. Все базовые массовые сервисы в Интернете уже есть, никакой стартап не устроит "большого взрыва". Теперь речь идет о специфических нишевых игрушках - а они должны быть очень хорошо заточены. Кроме того, Интернет теперь очень сегментирован, и новость о появлении нового сервиса может не доходить до больших аудиторий по нескольку лет.

Зато через год отвлеченности вы посмотрите на свою идею новыми глазами. И возможно, поменяете вообще всю концепцию. А если проект еще не открыт, то внедрять ваше "просветление" не придется в спешке, распугивая уже пришедших пользователей (как в случае "открытой беты"). Кстати, еще есть шанс отказаться от паразитной идеи стартапа. Ну да, вы уже поработали над ним. Но это фигня по сравнению с тем, как придется работать, когда сервисом начнет пользоваться толпа ебнутых незнакомцев!
 

(5) Забейте на дизайн. Дизайн означает "привлекательность", но это не поможет проекту выжить, если в нем нет содержания. Представьте, что напротив вас в метро сидит симпатичная, хорошо одетая девушка. У вас возникает к ней тяга. Но затем девушка открывает рот - и оказывается полной идиоткой. А потом она встает - и движется как раненый в жопу краб. Интерес улетучивается мгновенно! То же и с дизайном. Есть куча успешных проектов, живущих долгие годы без дизайна. Зато хорошо известно, что придираться к дизайну (так же, как к грамматическим ошибкам) обычно начинают люди, которым нечего сказать по существу. Вам нужны такие пользователи? Правильно, не нужны. Пусть идут в бутик за помадой.

Вообще отсутствие дизайна - это как раз и есть проверка на содержательность. Если ваш проект кому-то нужен даже без ярких облизанных кнопочек, значит, в нем действительно что-то есть. Когда это станет понятно, тогда уже можно заняться дизайном. То есть через год. К этому времени вы как раз закончите основную массу исправлений, архитектура сайта более-менее устаканится. Если же начать с дизайна, его придется поправлять вместе с каждой переделкой архитектуры. Это ужасный гемор.
 

(6) Ищите соратников, а не "аудиторию". В первый год работы - не торопитесь нагонять аудиторию. Что толку привлечь к себе 10 тысяч идиотов, если через месяц восторженных отзывов они сбегут к следующему стартапу, чтобы точно так же пошуметь о нем? Не говоря уже о порталах, которые и по массе сервисов, и по бюджетам на нагон аудитории перешибают вас, как слон - муху.

Люди, которыми действительно надо заниматься на стадии стартапа - это те, кто с вами работает над общим проектом. Многие стартапы сгублены несогласованностью их со-авторов - один еще медитирует над кодами, а другой уже бежит "продвигать". Позже, с появлением первой перспективы денег, они наверняка перессорятся, если у них изначально не было одинаково-спокойного отношения к стартапу.

Поэтому ищите и выбирайте соратников грамотно. Их нужно совсем немного. "Где трое с именем моим, там и я среди них", говорил Христос. И поглядите, какой у него стартап вышел! И начал он свою компанию не с трепачей, а с тех, у кого есть стабильная работа - с рыбаков. И вопреки заблуждениям, работу свою основную они не бросали (помните, потом Иисус накормил толпу рыбой - значит, ловить продолжали!). Таковы ли ваши соратники? Они помогли вам наваять и потестировать сайт - но будут ли помогать дальше? Соратникам должна быть интересна вся игра, а не одноразовый трюк.
 

(7) Берегитесь инвесторов. Не надо за ними бегать. Стартапщик-побируха выглядит жалко. Сразу понятно, что у него больше проблем, чем решений, если он так явно демонстрирует свою нужду. "Никогда и ничего не проси... всё дадут и всё принесут тебе сами", - советовал Булгаков. И заметьте, его произведения живут дольше, чем то, с чем носились побирухи его времени - даже если им удавалось ненадолго "зазвездить".

Зато, когда инвесторы придут, надо внимательно смотреть, чтобы вас не наебали. И чем активнее вам предлагают продаться, тем... нет, не "тем круче наш стартап, ура!". А лишь тем больше вероятность, что вас хотят наебать. Сейчас, когда все существенные интернет-проекты Рунета уже распроданы, инвесторы будут еще активнее подзуживать вас: "Давай, чувак, хватит работать на дядю, заведи свой бизнес, а мы поможем! Приходи в наш конкурс-инкубатор!" Именно этот мессадж содержится в вышеупомянутой статье "Коммерсанта".

При этом среди создателей стартапов редко попадаются юридически- и бизнесово-грамотные граждане. Зато много людей, которые обдолбаны новостными заголовками типа "Стартап NNN продан за три миллиона долларов". Однако на практике почти никто не получает лимоны в чемоданчике. Зато инвестициям и продажам сопутствует переоформление активов стартапа. А также смена управления - не просто еще один начальник, а целая бюрократическая пирамида.

Все это приводит к смене приоритетов в развитии проекта. Мы же в России, приятель - тут инвесторы не будут долго сюсюкаться. Зачастую это означает обвешивание сайта рекламой и "партнерскими программами", а также редизайн и прочую затяжную хрень, которая уже не в вашей власти. Собственные же тренды стартапа, требующие развития, благополучно забываются.

А потом у холдинга или фонда делается кризис, и первыми на помойку отправляют... нет, не топ-менеджеров холдинга или аналитегов фонда. Эти ушлые парни либо заранее смываются с корабля, либо крепко вцепляются зубами в одно, самое прибыльное направление. А на помойку выбрасывают как раз ваши экспериментальные игрушки. Вспомните, сколько хороших стартапов загубил "Рамблер". А сколько еще сократит РБК...

Но если вы делали стартап для удовольствия - надо ли вам все это? Может, вместо того чтобы продавать "рассаду", лучше самому вырастить из нее дерево? Это не быстро, да. А вы куда-то торопитесь? Тогда вернитесь в начало этой статьи - и поймите наконец, что при таком подходе вам ничего не светит в здешних снегах.

 

Леха Андреев

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Дайджест СМИ Анти-Грэм, или пособие для русских стартапщиков