G-news

Четверг, 23-е Мая 2019
12:10:20

Деятельность финской Nokia на рынке смартфонов в последние два года нельзя назвать образцовой. Популярность сенсорных экранов компания пропустила, тренд на молодёжный сегмент тоже. В итоге — падение доли рынка мобильных телефонов вообще и в сегменте дорогих устройств в частности. Пришло время отыгрываться? В Штутгарте Nokia провела шоу Nokia World'09, во время которого показала новинки, на которые возлагает надежды. Эксперты, однако, оценивают их осторожно.

 

В последнее время Nokia явно терпела фиаско на рынке смартфонов. Посудите сами: по итогам четвёртого квартала 2007 года Nokia контролировала 50,9% мирового рынка смартфонов (оценка Gartner), а через год — уже только 40,8%. Десятая часть потерянного рынка за год! И это притом, что сегмент смартфонов сегодня фактически является единственным на мобильном рынке, который продолжает расти даже в кризис!

 

Бесспорный доселе лидер мобильного рынка начал сдавать позиции под давлением канадской Research in Motion (19,5% рынка, рост продаж в кризис на 85%) и американской Apple (10,7% рынка, год назад — лишь 5,2%). Особенно сильно Nokia сдала на североамериканском рынке. Да и на рынке мобильных телефонов в целом дела финского производителя идут неважно: по итогам второго квартала 2009 года (статистика Gartner) Nokia заняла лишь 36,8% рынка, хотя по итогам первого квартала занимала 39,5%. Доля Nokia на рынке обычных мобильников падает уже не первый год под давлением корейских конкурентов, главным образом Samsung и LG.

 

Причины последних провалов финской компании очевидны. На рынке мультимедийных смартфонов наметился тренд на повсеместное использование сенсорных экранов и соответствующих интерфейсов (touch screen). Nokia же упустила тренд, выдав свой 5800 Xpress Music значительно позже, чем того требовал рынок. Дальше — больше: Nokia выпускает топовый коммуникатор N97, который хоть и «нафарширован» технически и программно под самое не хочу, но стоит явно дорого — несоразмерно кризисному времени. Эту модель признали неудавшейся даже в самой Nokia: пока реализовано немногим более 500 тыс. устройств. Понятно, что ни о какой борьбе с Apple не может быть и речи.

 

Вторая проблема смартфонов Nokia — в их слабой программной поддержке. BlackBerry знамениты на весь мир своим сервисом корпоративной корреспонденции, iPhone подкупает своими App Store и iTunes. Nokia, правда, запустила Ovi Store для продаж программ и музыкальный интернет-магазин Come with Music. Только сделала она это поздно и неуклюже. Хотя официальной статистики по использованию этих сервисов нет, на рынке говорят, что особой популярностью они не пользуются.

 

На рынке обычных «звонилок» отступление Nokia объясняется ещё проще: компания выпускает и мощные смартфоны, и дешёвые телефоны, но устройств среднего класса с умелым воспроизведением MP3 или достойных камерофонов у неё или нет, или они дороже аналогов от Samsung и LG.

 

Всё это не могли не понимать и в самой компании, и 2 сентября 2009 года на Nokia World'09 в Штутгарте Nokia попыталась залатать маркетинговые дыры. А что ещё остаётся делать Nokia? Ведь Yahoo!, в сущности, уже продан…

 

Намечается тренд на интернет-планшеты? Nokia делает упреждающий удар и объявляет о скором появлении планшета N900 с большим сенсорным дисплеем, QWERTY-клавиатурой, 1 Гб памяти, модулем на 32 Гб внутренней памяти и, что самое главное, GSM-модулем. Работать планшет будет на обновлённой платформе Maemo 5, построенной на ядре Linux. Стоит отметить, однако, что большинство решений на Linux, за исключением, пожалуй, Google Android, до сих пор оставались нишевым продуктом.

 

Следующая новинка — нетбук Booklet 3G: 10,1-дюймовый дисплей с разрешением 1280х780, батарея на 12 часов (даже если в реальности 8 часов — тоже хорошо), 3G-модем, HDMI-порт, GPS-навигатор, акселерометр. Впечатляет? Впечатляет, однако, и цена: 575 евро даже в Западной Европе многовато за нетбук.

 

Третья новинка — Nokia N97 mini. Это «облегчённый» вариант топового коммуникатора компании. Его продажи (при цене 450 евро) начнутся в октябре. Он отличается от старшей модели меньшими объёмом памяти (не 32, а 8 Гб) и производительностью. Не исключено, что это устройство рынок воспримет с куда большим энтузиазмом, нежели N97.

 

Ждёт пополнение и сектор музыкальных смартфонов — сразу двумя моделями. Cмартфон X6 с 3,2-дюймовым сенсорным дисплеем, 32 Гб памяти и батареей, которая сможет воспроизводить музыку на одном заряде 35 часов. Стоит это чудо, правда, 459 евро. Похоже на новый девайс для узкого числа энтузиастов. Любители техники попроще вскоре смогут приобрести X3: экран 2,2 дюйма, батареи хватит лишь на 26 часов. Вместо большого объёма внутренней памяти — слот microSD. За 150 евро эта модель уже может быть востребованной широкими слоями меломанов.

Помимо железных новинок Nokia представила и несколько сервисов. Самый интересный — Nokia Money для мобильного банкинга. Главное его преимущество перед традиционными сервисами подобного рода, предоставляемыми самими банками, — круглосуточная доступность в любой точке мира. Ещё один продукт — сервис Lifecasting with Ovi, разработанный совместно с Facebook. Это специальный агент для общения в социальной сети при помощи коммуникатора. Nokia, кажется, осознала, что рынку нужны законченные решения не только с технической точки зрения, но и с сервисной, программной.

 

Но так ли хороши новые продукты компании, как говорят в ней самой? Помогут ли они ей отбить у конкурентов ту долю рынка, которая была у неё два года назад? Эксперты, с которыми побеседовал «Частный корреспондент», полагают, что не всё так просто. Сергей Савин, эксперт «Джейсон энд Партнерс Консалтинг», говоря о Nokia Money, отмечает: «Учитывая, что в мире на текущий момент насчитывается более 4 млрд пользователей сотовой связи, можно предполагать, что компания выходит на перспективный рынок. Популяризация мобильных платежей — это вопрос ближайшего будущего». Что до N900, то этот продукт, считает аналитик, останется нишевым: «В компании есть понимание того, что современное общество всё больше и больше уходит в интернет. Появление N900 — это своеобразная дань времени». По мнению Савина, самый потенциально успешный продукт минувшей конференции — Booklet 3G: «Появление подобного устройства в продуктовом портфолио Nokia способно повлиять на текущую структуру рынка нетбуков. Крупнейшими клиентами Nokia являются крупные операторы сотовой связи, которые активно продвигают услуги мобильного интернета и чаще всего используют дотационные схемы продажи клиентских терминалов. Устройство Nokia становится доступным для большего количества потенциальных покупателей. Стоит учитывать популярность бренда Nokia и потребительские свойства продукта, который имеет оригинальный дизайн и ряд функций, которые ещё не были представлены в подобных устройствах».

 

Аналитик инвестиционной компании «Финам» Татьяна Менькова тоже оценила Nokia Money: «Рынок мобильных платежей обладает высоким потенциалом как минимум в силу более высокого уровня проникновения сотовой связи, чем, скажем, банковских услуг. Сервис Nokia Money имеет все шансы вызвать интерес со стороны потенциальных пользователей, при этом компания может рассчитывать на получение существенной доли в указанном сегменте, учитывая возможности компании и её технологические наработки в данной сфере». Что касается N900, то, по мнению аналитика «Финам», устройство вполне может составит конкуренцию iPhone: «Несмотря на наличие некоторых минусов, преимущества этой модели по сравнению с конкурентами обусловлены главным образом использованием платформы Linux (со всеми её плюсами), наличием широкого ряда предустановленных приложений и потенциально более широкими возможностями бюджетного оснащения аппарата необходимым софтом. Решения на базе Linux, на наш взгляд, несмотря на пока недостаточно широкое применение, обладают в перспективе более широкими возможностями по сравнению с другими существующими платформами». Неплохие перспективы эксперт видит и в нетбуке финнов: «В пользу успешности выхода Nokia на рынок нетбуков, по нашим оценкам, будет свидетельствовать хорошая узнаваемость указанного бренда среди потенциальных потребителей, а также наличие необходимых технологических разработок в указанной сфере».

 

Кризис — время неожиданных трансформаций. Не исключено, что из всех новинок, представленных компанией в Германии, именно Nokia Money обеспечит ей будущее: телефоны ломаются или выходят из моды, а деньги на счетах абонентов остаются. Кто знает, не станет ли производитель мобильных телефонов новой American Express или Visa?

 

Валентин Мальцев, Частный корреспондент

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Дайджест СМИ Nokia переходит в контрнаступление. Планшет, нетбук и мобильный банкинг